Система образования Казахстана отстает от систем развитых стран примерно на 20 лет, причем это касается не качества знаний, а их методов преподавания. Об этом рассказал президент информационно-аналитического центра Серик Ирсалиев, выступая на молодежном форуме «Жас медиа», передает Казинформ.
«Наша система образования не поспевает за теми изменениями, которые происходят в мировых трендах. Есть доказательная база того, что казахстанское образование отстает примерно на 20 лет от развитых стран мира по внедрению информационно-коммуникационных технологий, примерно на 20 лет - от внедрения нового содержания образования, которого требует современный быстроменяющийся мир.
Система образования у нас в Казахстане не служит социальным лифтом, когда бедные имеют все возможности стать богатыми и преуспевающими. Она у нас все больше и больше становится системой, которое сепарирует наше общество», - заявил президент АО «ИАЦ».
По данным международных сопоставительных исследований, среднестатистический 15-летний казахстанский школьник отстает от такого же школьника из стран Организации экономического сотрудничества и развития на 1,5-2,5 года.
«К концу 80-х годов продвинутый мир понял, что мало в школе просто давать хорошие академические знания. Они хороши в эпоху спокойной размеренной планомерной жизни. Но когда происходит цифровая революция, когда мир становится быстроменяющимся, а сейчас вообще говорят, что он непредсказуемый, этих компетенций мало. И весь мир, начиная с 88-го года, начал переходить на новое содержание, где во главе стоят не просто хорошие знания, а то, как эффективно эти знания использовать, как самостоятельно в этом огромном потоке информации добывать знания и грамотно их использовать (...) К новому компетентностному содержанию, к чему мир перешел в 88-90-х, мы приступаем только с 1 сентября этого года», - подчернкул Серик Ирсалиев.
С. Ирсалиев напомнил, что в глобальном индексе конкурентоспособности, который публикуется каждый год, Казахстан в прошлом году занял 42-е место. Рейтинг среди более чем 140 стран присуждается по 130 показателям. Из 130 индикаторов 12 относятся к системе образования и науки, и всего по двум из них Казахстан входит в 50-ку лучших стран, остальные десять показателей расположились на 55-118 местах.
«В нашем Аналитическом центре есть вся необходимая доказательная база того, что в системе образования надо делать еще очень и очень много, чтобы человеческий капитал, чтобы наш Казахстан к 2030-му, 2050-му годам выполнил те задачи, которые поставлены Главой государства. А ситуация сейчас, если в целом обобщать, она такая: наша система образования является фактором, снижающим конкурентоспособность нашего государства», - отметил он.