Из-за чего Казахстан мог затянуть публикацию предварительного отчёта о крушении самолёта AZAL
Во вторник, 4 февраля, министр транспорта Республики Казахстан (РК) Марат КАРАБАЕВ на брифинге в кабинете министров РК озвучил информацию о том, почему до сих пор не опубликован предварительный отчет об авиакатастрофе Embraer E190 азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау, которая произошла 25 декабря 2024 года.
"Специалистам необходимо время, чтобы завершить. Мы находимся на заключительном этапе. В ближайшее время опубликуем", - пояснил министр.
Впрочем, вечером того же дня, 4 февраля 2025 года, предварительный отчет об авиакатастрофе все же появился. Это совпало с выпуском на популярном Ютуб-канале об авиации передачи "Вопросы по расследованию по Актау. Андрей ЛИТВИНОВ", запись которой появилась за четыре часа до публикации отчета. В ней г-н Литвинов призвал "не тащить политическую грязь" в расследование авиакатастрофы. Также он обвинил в непрофессионализме членов комиссии и упомянул одного из председателей комиссии МАЛАЕВА.
Нуржан Малаев - директор Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Министерства транспорта Республики Казахстан - уполномоченный по расследованию и, как оказалось, председатель комиссии по расследованию авиакатастрофы.
В распоряжении редакции оказался Приказ "О некоторых вопросах комиссии по расследованию авиационного происшествия", в котором значатся сразу два председателя комиссии по расследованию, что уже нонсенс. То есть и министр транспорта является председателем комиссии, и г-н Малаев.
Впрочем, возможно, это и не уникальный случай, во всяком случае для Казахстана.
Нуржан Малаев не один раз становился "героем" наших публикаций.
В начале этого года министр транспорта Марат Карабаев, выступая перед журналистами в мажилисе после правительственного часа, сделал заявление по поводу крушения самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр", которое произошло 27 декабря 2019 года: "Сейчас есть обращение одного сотрудника авиакомпании, согласно которому процедурно рассматривается вопрос о возобновлении расследования".
Напомним, что еще в апреле 2022 года Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) объявило об окончании расследования обстоятельств авиакатастрофы самолета авиакомпании "Бек Эйр" близ Алматы и опубликовало Окончательный отчет, где были указаны причины и способствующие факторы авиационного происшествия, а также недостатки, выявленные в ходе расследования.
Одним из недостатков, как было указано в отчете, было то обстоятельство, что в ходе расследования была предпринята попытка ввода в заблуждение Комиссии по расследованию работниками АО "Международный аэропорт Алматы", когда они внесли документ о противообледенительной обработке с приписками и исправлениями, искажающими ранее имевшийся первоначальный документ, о чем было публично сообщено на одном из брифингов для СМИ в мае 2022 года.
В октябре 2024 года Ratel.kz направил в Минтранс (который стал правопреемником МИИР) запрос, чтобы выяснить – направлялись ли в правоохранительные органы материалы о вышеуказанной попытке подлога и/или предпринимались ли работниками АО "Международный аэропорт Алматы" попытки опровергнуть информацию о подлоге путем подачи заявлений или исков в судебные органы? А также просили приложить копии соответствующих документов.
Ответ, полученный из Минтранса за подписью директора Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Минтранса РК Нуржана Малаева, удивил: якобы не было никаких заявлений или исков, хотя в базе Судебного кабинета имеются определения и решения судебных органов, опровергающие информацию Минтранса. Столкнувшись с беззастенчивым враньем, мы направили жалобу в Агентство РК по делам государственной службы, требуя провести служебное расследование и привлечь к ответственности чиновников Минтранса, причастных к обману журналистов.
Агентство по делам госслужбы подобрало изящный эвфемизм, назвав очевидное вранье "некачественным ответом", но на всякий случай влепило выговор подчиненному Малаева и тем ограничилось.
Между тем, нам стало известно, именно директор Малаев пытался инициировать новое расследование авиакатастрофы, отправив в ноябре письмо членам Комиссии по расследованию и ссылаясь на заявление некоего экс-сотрудника АО "Международный аэропорт Алматы", предоставление информации о котором возможно лишь при соблюдении норм Закона РК "О персональных данных и их защите", говорится в ответе Малаева редакции.
То есть министр транспорта вещает депутатам про сотрудника авиакомпании "Бек Эйр", а директор департамента этого же министерства Малаев пишет о сотруднике алматинского аэропорта, тоже его не называя.
В итоге мы выяснили, кто обратился с заявлением, чтобы перерасследовать авиакатастрофу самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр", им оказался бывший сотрудник аэропорта Алматы Уразбай БИМАГАМБЕТОВ, который сейчас возглавляет ИБП АО "Казавиаспас" МЧС РК и в конце 2019 года он как раз был начальником департамента МАА по безопасности полетов.
Кстати, именно Бимагамбетов принес в комиссию поддельные документы и о противообледенительной жидкости, из-за чего и вылетел из нее.
Сегодня Карабаев и Малаев возглавили Комиссию по расследованию авиакатастрофы Embraer E190 азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау. И опять с самого начала расследования в деле происходят всякие казусы.
В биографии Нуржана Малаева, опубликованной на сайте Минтранса, гворится, что он окончил Академию гражданской авиации по специальности "Организация аэропортовой деятельности" и Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова по специальности "Международный туризм", то есть ничего общего с безопасностью полетов он не имеет.
Кстати, в "Руководстве по подготовке в области расследования авиационных происшествий и инцидентов" Международной организации гражданской авиации (IKAO), издания 2024 года, в пункте 1.2 (страница 15) указано, кто может быть расследователем авиационных происшествий – это пилоты и инженеры с большим стажем.
Более того, Малаев окончил Академию гражданской авиации в 2022 году заочно, учебу проходил, получается, в период пандемии, на дистанционном обучении.
Вообще, есть и другие вопросы к председателям комиссии по расследованию крушения Embraer E190 азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау. Мы будем продолжать внимательно следить за ним. И будем надеяться, что два председателя этой комиссии не "доиграются" до политического международного скандала.
Напомним, самолет авиакомпании AZAL осуществлял рейс Баку-Грозный, но был вынужден уйти на запасной аэродром в Актау. Экипаж попытался посадить самолет на взлетно-посадочную полосу, но ушел на второй круг. Не долетев нескольких километров до аэродрома, самолет упал и загорелся.
На борту судна находились 67 человек, включая 5 членов экипажа, выжили 29 человек.
Предварительный отчет об авиакатастрофе должен был появиться на сайте министерства спустя 30 дней, но появился спустя 40 дней. Комментарии по содержащейся в нем информации мы обязательно дадим немного позже.
Бортовые самописцы потерпевшего крушения самолета Embraer E190 казахстанской стороной были отправлены в страну-производитель Бразилию, и их расшифровку завершили еще в начале прошлого месяца. Однако на прошлой неделе вице-премьер Канат БОЗУМБАЕВ сообщил, что появившаяся расшифровка "черных ящиков" самолета Embraer E190 не совсем соответствует действительности.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!