Крушение лайнера Azerbaijan Airlines: власти Казахстана выпустили предварительный отчёт

396 просмотров
0
Би-би-си
Среда, 05 Фев 2025, 10:00

Официальной реакции России на публикацию отчёта пока не последовало

Фото: Reuters. Выжившие находились в хвостовой части самолета.

Казахстан опубликовал предварительный отчет об обстоятельствах катастрофы лайнера Azerbaijan Airlines, который разбился 25 декабря 2024 года в районе аэропорта города Актау. Самолет совершал рейс из Баку в Грозный, но во время посадки потерял управление, как утверждают азербайджанские власти, "в результате внешнего воздействия". После этого он долетел до Казахстана, но при посадке упал на землю и разрушился, пишет Би-би-си.

Читайте также
Власти Азербайджана считают, что к крушению самолета Azerbaijan Airlines привело "внешнее воздействие"

В результате авиакатастрофы из находившихся на борту 62 пассажиров и пятерых членов экипажа выжили 29 человек, которые находились в хвостовой части лайнера.

Одна из наиболее популярных версий, которые обсуждали эксперты, заключается в том, что во время посадки в Грозном у самолета отказали системы спутниковой навигации, в результате чего ему пришлось несколько раз прерывать посадку и заходить снова, а затем он получил повреждения в результате попадания зенитной ракеты.

Многие комментаторы утверждают, что самолет подвергся обстрелу из зенитно-ракетного комплекса, поскольку совершал посадку в то время, как в Южном Федеральном округе, в частности, в Чечне, отражали налет украинских дронов.

Отказ GPS объясняется действием систем радиоэлектронной борьбы, которые также были включены из-за беспилотников.

В опубликованном документе содержится только фактическая информация — там не приведены выводы и аналитические комментарии специалистов.

Фото: EPA. Большая часть самолета была уничтожена.

В тексте приводится расшифровка переговоров экипажа с диспетчерами, однако она опубликована не полностью — об этом говорится в отчете. Поэтому некоторые обстоятельства, например, причины, по которым экипаж решил лететь в Актау, остаются неизвестными.

Читайте также
Авиакатастрофа в Актау: Кремль просит не строить "гипотезы"

Тем не менее, отчет подтверждает, что система GPS не работала, а самолет дважды подвергся некоему внешнему воздействию. Подтверждается также, что фюзеляж самолета, включая гидравлические системы, был сильно поврежден некими поражающими элементами, что привело к отказу систем управления.

Из переговоров экипажа с диспетчерами следует, что азербайджанскому самолету не препятствовали в посадке на близлежащих российских аэродромах — такая версия также звучала после катастрофы. Причина, по которой летчики выбрали для посадки аэропорт Актау, остается неизвестной.

Предварительное следствие проводится Главной транспортной прокуратурой Казахстана, но при этом Азербайджан, чей самолет потерпел катастрофу, Россия, где он совершал полет, и Бразилия, где был построен авиалайнер, назначили уполномоченных представителей для участия в расследовании.

Перебои с GPS

Судя по отчету, полет к Грозному проходил без происшествий, но в районе аэропорта начались неприятности. К моменту захода на посадку там действовали три НОТАМа, которые указывали на проблемы с навигацией.

NOTAM — notice тo airmen — извещения или уведомления для авиационного персонала, которые передаются по различным каналам, в частности, по сети авиационной фиксированной электросвязи (Aeronautical Fixed Telecommunications Network), которая есть во всех аэропортах и у крупных авиакомпаний.

Все три уведомления были выпущены до начала полета.

Фото: AFP. Аэропорт Грозного в 2007 году. Судя по НОТАМ, в нем не работали некоторые радионавигационных системы и средства посадки.

В первом говорилось, что "в районе аэродрома возможны сбои в работе спутниковых систем навигации", во втором, что на взлетно-посадочной полосе 08 (туда самолет и не пытался садиться) не работала локальная контрольно-корректирующая станция, которая помогает самолетам заходить на посадку "по приборам", а в третьем — что на полосе 26, на которую пытался сесть азербайджанский лайнер, была снята с эксплуатации курсо-глиссадная система (ILS), которая также помогает заходить на посадку.

Читайте также
Пассажирский самолёт Az Airlines потерпел крушение близ Актау

НОТАМ о перебоях в работе спутниковой навигационной системы действовал с 24 ноября по 30 декабря 2024 года. Но деталей, частоты и характера перебоев в нем не приводилось.

О перебоях в работе GPS экипаж сообщил диспетчеру еще при подходе к аэропорту и принял решение использовать систему ненаправленных радиомаяков (NDB), которая является устаревшей и используется только в случаях, когда более современные не доступны.

Диспетчер помогал авиалайнеру заходить на посадку, передавая курс, который должен был выдерживать экипаж.

Официальной реакции России на публикацию отчета пока не последовало.

"Два кресла взорвались"

Судя по переговорам экипажа с диспетчером, в 05:11 по всемирному координированному времени (UTC, 08:11 по местному) самолет стал возвращаться в Баку. Обстоятельства, которые повлияли на такое решение летчиков, в отчете не приводятся.

"Азербайджан 8243 следуем Баку", — сказал экипаж, после чего диспетчер дал команду набирать высоту.

На записи речевого самописца в 05:13:31 "фиксируется звуковой удар, сработала звуковая сигнализация отключения автопилота, автомата тяги". Это было первое внешнее воздействие, после которого отключился автопилот.

К тому моменту, как говорится в отчете, все системы авиалайнера работали в штатном режиме, включая три контура гидравлической системы.

Фото: Main Transport Prosecutor's Office Of Kazakhstan. Фрагмент страницы отчета с фотоснимками поврежденных трубок гидравлической системы.

Эта система представляет собой совокупность трубок с жидкостью, которые проложены по всему самолету.

Рычаги управления самолетом соединены с этими трубками с одной стороны, а с другой они подключены к гидроцилиндрам различных систем управления — рулям высоты и направления, механизму уборки шасси и другим.

Специальные насосы создают в гидросистеме давление, и когда пилот воздействует каким-либо рычагом на одну из трубок, с другой гидросистема преобразует возрастающее давление в механическое действие, например, отклоняя руль высоты на хвостовом оперении.

Если повредить трубку, насос или другой элемент гидросистемы, то жидкость вытечет, давление упадет, и она перестанет работать. Гидросистема — одна из самых важных в самолете. В этом самолете Embraer для надежности она была троекратно дублирована.

Судя по отчету, после первого удара давление упало последовательно во всех трех контурах гидравлической системы.

Фото: Getty Images. Embraer ERJ190 — популярный региональный самолет, который используют во всем мире.

Самолет почти потерял управление — экипаж мог поворачивать, снижая мощность одного из двигателей и повышая мощность второго, а выдерживать высоту было еще труднее.

Через 25 секунд после первого в самолете прозвучал второй удар. Бортовой речевой самописец записал слова бортпроводника, который сказал по внутренней связи: "Взорвалось два сидения, я... ммм я не могу подойти, потому что пассажиры встали, я их рассаживаю".

Читайте также
Что известно об авиакатастрофе над Вашингтоном

В переговорах экипажа и диспетчера фигурировали слова одного из пилотов, сказанные в переговорах с диспетчерами: "удар птиц в кабине" и "взорвался кислородный, по-моему, баллон".

Однако ни та, ни другая версия не подтвердились, и в отчете не упоминаются. Тем не менее, они попали в новости в качестве версий, и их впоследствии обсуждали в российских СМИ.

Отверстия и поражающие элементы

О том, что на фюзеляже упавшего самолета видны многочисленные небольшие отверстия, которые могут быть следами поражающих элементов зенитной ракеты, многочисленные комментаторы в социальных сетях заговорили сразу после того, как снимки упавшего лайнера попали в сеть.

На видео и фото было заметно, что некоторые отверстия были сквозными — эти элементы могли пробить насквозь плоскости хвостового оперения.

Комиссия подтвердила эти наблюдения, не уточнив их характер: "Первоначальный осмотр сохранившихся фрагментов выявил множество сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления. Схожие повреждения были обнаружены на левом двигателе и левом крыле воздушного судна, а также на агрегатах и компонентах воздушного судна. В некоторых местах повреждения имеют правильную прямоугольную форму".

Поскольку не все отверстия были сквозными, специалисты комиссии обнаружили в самолете "большое количество посторонних объектов". В документе приводятся фотоснимки небольших, предположительно, металлических предметов.

Фото: Getty Images. Отверстия в хвостовой части были отчетливо видны на фотоснимках.

Нигде в отчете не говорится о том, что это могли быть поражающие элементы зенитной ракеты, но высокопоставленный азербайджанский правительственный чиновник сообщил агентству Reuters, что внешнее воздействие, упомянутое в отчете, было вызвано именно такой ракетой.

"Азербайджанская сторона обладает фрагментом ракеты "Панцирь-С", который был извлечен из самолета и идентифицирован в ходе международной экспертизы", — заявил он.

Читайте также
Что происходит с американским агентством гуманитарной помощи USAID

Это первый случай, когда источник в правительстве Баку заявил, что у них есть доказательства того, что самолет получил повреждения от российской ракеты.

Почему самолет полетел в Казахстан?

Причина, по которой пилоты решили направить самолет в Казахстан, остается неизвестной. Аэропорт Актау находится дальше, чем ближайшие российские, хотя и ближе, чем аэропорт Баку.

О том, что самолет направляется в Актау, экипаж сообщил в 05:39:53 UTC (8:39 по местному времени), то есть примерно через 26 минут после первого удара.

До этого он неоднократно запрашивал погоду в Махачкале, Минеральных Водах и Баку, и принимал решение направляться то в один, то в другой аэропорт.

При этом экипаж напоминал, что у самолета отказали рули высоты и направления.

Судя по переговорам, диспетчер не отказывал экипажу в возможности посадки в российских аэропортах. Такие предположения высказывались в прессе и соцсетях.

Экипаж не сразу объявил режим бедствия — после этого самолету оказывается самое полное содействие и приоритет при посадке и прочих маневрах.

Более того, в 05:24:17 диспетчер спрашивал, объявляет ли экипаж бедствие, и не получил на этот вопрос ответа. Экипаж объявил, что терпит бедствие, только в 06:02:47. Диспетчеры присвоили ему код 7700 — аварийная ситуация.

План "Ковер"

В отчете также фигурирует расшифровка переговоров российских диспетчеров, которые обсуждают введение плана "Ковер".

Читайте также
Алиев требует компенсаций за крушение самолёта под Актау

В переговорах участвуют диспетчер по взаимодействию, который координирует работу на воздушных трассах, местных воздушных линиях и прочих секторах воздушного пространства, а также некие представители служб воздушного движения из Грозного, Махачкалы, Нальчика и Владикавказа.

В разговоре несколько раз упоминается фраза: "В 15 минут Грозный "Ковер" радиусом 50". Что она означает помимо введения плана "Ковер" в зоне радиусом в 50 километров, неизвестно.

Первый удар бортовые самописцы авиалайнера зафиксировали в 8:13 по местному времени.

План "Ковер", введенный в определенном аэропорту, означает, что все самолеты, которые находятся в зоне, где действует этот режим, должны либо покинуть ее, либо приземлиться.

О том, что в момент посадки самолета в Грозном действовал план "Ковер", 27 декабря заявил глава Росавиации Дмитрий ЯДРОВ.

Он рассказал, что в районе чеченской столицы была "сложная обстановка": из-за атаки украинских беспилотников "на гражданскую инфраструктуру в городах Грозный и Владикавказ" там был введен режим "Ковер", а аэропорт Грозного накрыл "плотный туман", и на высоте 500 метров не было видимости.

При этом сообщений о закрытии аэропорта в столице Чечни утром 25 декабря не было ни в российских информагентствах, ни в телеграм-каналах. Более того, гендиректор аэропорта Грозного Альви ШАХГИРИЕВ рассказал агентству Regnum, что "Ковер" вводили уже после того, как командир воздушного судна принял решение уйти на запасной аэродром.

"Этот самолёт ушёл от нас ещё до введения плана "Ковёр". Самолёт вошёл в зону нашего аэропорта и трижды заходил на посадку, однако приземлиться не смог из-за плохих погодных условий — из-за тумана и низкой облачности не смог сесть. Командир воздушного судна сам принял решение уйти на запасной аэродром. Сообщил нашим диспетчерам, что уходит на Баку. Потом поменял решение и отправился на Актау", — сказал глава аэропорта.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




философия ғылымдарының кандидаты
НДС = Не Деген Сұмдық.
Власть в Казахстане перешла к большевикам в Brioni
Главный лозунг дня: взять под контроль все расходы населения и сделать честные заработки незаконными
Кому и сколько должен Какимжанов
Среди 61 кредитора ТОО "Фирма "Автодорсервис" числится бывшая компания экс-министра финансов – АО "К-Дорстрой"
Падение самолёта BekAir: какие мрачные секреты всплыли в 2024 году
Ratel.kz публикует самые интересные материалы об обстоятельствах аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Деньги для бюджета не только в новой ставке НДС, но и в закромах "Самрук-Казыны"
Про источник, из которого можно довольно быстро пополнить госказну, не снимая последнюю рубашку с бизнесменов и ИП-шников
Можно ли победить бюрократию
Дональду Трампу, если он хочет ослабить бюрократический аппарат, следовало бы заняться восстановлением уровня демократии в стране и общественной консолидацией
Идеальный шторм в нефтяном океане
После катастрофы 1910-го: как Верный зализывал раны и праздновал Новый год 1911
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Хроники Верного. Безумству храбрых
О горных восхождениях, тюльпанах, топографической съёмке и акварельных работах
Бишимбаеву не дают играть на саксофоне
Осуждённый за убийство жены экс-министр нацэкономики, отбывающий срок в Степногорске, пожаловался, что ему не дают поощрений, и лишился репетиций
Гаджет, Черчилль и наши дети
Чтобы увидеть реальную картину, насколько дети погружены в зависимость от телефонов и игр, пора разработать диагностические экспресс-методики зависимого поведения
Пенсионерка против блогера-соцработника
Престарелая алматинка, после того как оказалась под опекой соцработника, отписала ей квартиру в элитном доме в центре Алматы и умерла
Сельчанин обматерил врача и попал в суд в области Абай
Утро 1 января выдалось для жителя одного из районов очень насыщенным
Во время строительства котельной в Сарани украли почти полмиллиарда тенге
Антикоррупционная служба ведёт уголовное расследование
В СКО в пожаре погибли пять человек
По данным ДЧС, в числе жертв – трое детей
Почему глава полиции Жетысу генерал Кусаинов хотел выгнать журналистов с судебного заседания
В настоящее время он судится с пенсионерами МВД, защищая свои честь, достоинство и деловую репутацию
300 млн тенге потратят чиновники на создание путеводителя по Алматы
Книга недёшево обойдётся налогоплательщикам
Как дежурный офицер с табельным пистолетом поиграл
Подробности расстрела солдата-срочника в Мангистауской области
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.