Депутат мажилиса парламента РК Аманжан Жамалов считает, что основные составляющие системы управления рисками (СУР) формируются «келейно» и являются закрытой информацией для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), сообщает КазТАГ.
«Основные составляющие СУР формируются келейно, без привлечения независимых специалистов и являются закрытой информацией для участников ВЭД, что даже закреплено статьей 219 Таможенного кодекса. Таким образом, считаю острой необходимостью внесение изменений в Таможенный кодекс, чтобы обеспечить доступ участникам ВЭД к профилям и индикаторам риска СУР, а также разработать единый прозрачный подход при определении таможенной стоимости товаров на территории Единого экономического пространства», - сказал А. Жамалов, озвучивая запрос в адрес премьер-министра РК на пленарном заседании палаты в среду.
По его словам, на недостатки СУР ему указали предприниматели, когда депутат был в регионах.
«Со стороны предпринимателей поступали и по сегодняшний день поступают жалобы по фактам злоупотребления несовершенством законодательства в части таможенного администрирования. Предприниматели считают первоочередной проблемой «перекосы при определении таможенной стоимости импортируемых товаров, связанных с методологическими недостатками СУР», - указал парламентарий.
По его словам, СУР во всем мире служит для выявления, прогнозирования и предотвращения нарушений таможенного законодательства.
«У нас же эта система носит явно фискальный характер и служит в основном для увеличения поступлений в бюджет. Так, на основе использования СУР завышается стоимость товаров. Как следствие, предприниматели ищут другие более дешевые пути для растаможивания. Из-за существующей таможенной политики Казахстана, сразу же после вхождения Кыргызстана в ЕАЭС, предприниматели предпочли ввозить товары из КНР через Нарынскую область КР, где теперь и выплачиваются и пошлины, и налог на добавленную стоимость», - подчеркнул А. Жамалов.
При этом в пример он привел суммы потерь от подобных «обходных» путей только по одной области.
«О потерях Казахстана можно судить по следующим цифрам. Так, к примеру, только в Алматинской области объем внешнеторгового оборота за 6 месяцев 2016 года сократился почти в 20 раз. В зоне таможенного оформления этой области в 2016 году заполнено в 9 раз меньше деклараций. За 2016 год в сравнении с 2015 годом уплата НДС методом зачета сократилась также в 9 раз», - перечислил депутат.
При этом он отметил, что вольное применение методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров и иерархии их использования приводит к массовому и необоснованному доначислению сумм ТПиН, пени и штрафных санкций.
«Это влечет за собой непредусмотренные издержки бизнеса и даже приводит к банкротству предприятий. Особо хочется подчеркнуть методологические недостатки СУР. По данным счетного комитета, таможней в 2015 году было проведено 36 тысяч досмотров и выявлено лишь 103 нарушения таможенного законодательства, а в Атырауской, Алматинской, Костанайской, Актюбинской областях - вообще ни одного. По итогам применения СУР было проведено 1455 таможенных экспертиз, а выявлено всего 13 фактов нарушений. При этом в некоторых случаях стоимость партии, по которой была назначена специальная экспертиза, составляла всего от 6 до 200 долларов. Это тот самый случай, когда «гора породила мышь», и необходимо отметить, что стоимость этой «мыши» обошлась в значительные бюджетные деньги», - подчеркнул парламентарий.
Таким образом, «СУР, внедренная таможенными органами Казахстана, концептуально отличается и противоречит требованиям республиканского закона «О госконтроле и надзоре», заключил А. Жамалов.