Сухая статистика подтверждает, что в районах с открытой планировкой процент преступлений против личности и имущества в разы меньше
Приехавший погостить впервые в Америку давний приятель увязался со мной в командировку, которая предполагала посещение сразу нескольких штатов восточного побережья. Проехаться на автомобиле с юга на север вдоль Атлантического океана - отличная возможность узнать страну получше.
Что ж, сказано - сделано. Проехали мы от Флориды до Вирджинии, заезжая по дороге в небольшие городки Джорджии, Южной и Северной Каролины, южной части Вирджинии. Приятель в восторге. Но и в некотором недоумении от увиденной настоящей американской жизни, которая ещё сохранилась на американском юге, и которая не сильно похожа на существующие в массовом сознании стереотипы об Америке.
Прежде всего замучил меня турист-попутчик вопросом: "Почему большинство американцев живут в своих домах не огораживая их высоченными заборами?"
Вопрос, надо признать, и впрямь интересный, беспокоивший в том числе и меня в первые месяцы прибывания на американской земле.
Начнём с того, что 75% американцев живут в отдельно стоящих домовладениях. Это, наверное, определяющая черта так называемого "американского образа жизни". Американцы убеждены, что детей нужно воспитывать не среди городских бетонных коробок, а ближе к земле, с обязательным зеленым газоном на заднем дворе, бассейном и верным псом, крутящимся у ног юного хозяина или хозяйки.
При этом народ в Америке действительно, вне зависимости от своего социального статуса, в массе своей ведет беззаборный образ жизни. Стоят огромные красивые дома, но их никто от окружающего мира не скрывает. Нет ни высоченных заборов, ни ограды между соседями. Все знают границы своего участка и просто стараются ее не переходить. Ваш подстриженный газон переходит в такой же подстриженный соседский. Но вы помните, что это его газон, а не ваш. Соседская собака может легко забежать на ваш участок - ну и что? Помашет вам хвостом, признав своего, и отправится восвояси.
Откровенно говоря, человеку "нашему", то есть из постсоветских палестин, все это поначалу доставляет изрядный дискомфорт. Слишком глубоко сидит подсознательное желание спрятаться за трехметровой глухой стеной. Без наличия внушительного фортификационного сооружения "наш" человек не чувствует себя защищенным, не ощущает приватности и уюта собственного жилища.
Расхожая шутка моей юности от "Русского радио": "Если у вас нет паранойи, то это еще не значит, что за вами не следят!" - точно отражает измученную ментальность ежесекундного напряжения и тотальной подозрительности бывшего "советского" человека.
С погружением же в американскую действительность, с наблюдением повседневной жизни изнутри приходит понимание, насколько смешными представляются подобные страхи большинству жителей этой страны.
Среднестатистический американец свободен от бункерной психологии и исходит из того, что его сосед - нормальный человек, а не вражеский агент или потенциальный воришка. И если ты уедешь на работу или в отпуск, то он не полезет к тебе на участок, чтобы утащить садовую мебель или вскрыть твой гараж.
Более того, американцы считают, что открытые пространства, напротив, способствуют повышенной безопасности проживания. Все соседи прекрасно друг друга знают, поэтому при отсутствии заборов проще заметить чужака, который, не дай бог, крутится возле соседского дома - и вовремя прийти на помощь в случае необходимости.
Подобный самоорганизованный гражданский контроль жителей своей территории получил название "neighborhood watch" (соседский дозор) и стал в стране без преувеличений неотъемлемой частью общей системы поддержания общественного порядка.
Сухая статистика подтверждает, что в районах с открытой планировкой процент преступлений против личности и имущества в разы меньше.
Данное обстоятельство способствует изрядной экономии местных бюджетов на содержание полицейских патрулей. Так, в США в два с лишним раза меньше полицейских на 1 тысячу граждан (2,5 на 1 тыс. человек), чем, к примеру, в России (6,23 на 1 тыс. чел.), и почти вдвое меньше, чем в Казахстане (3,83 на 1 тыс. чел.).
Давно не секрет, что открытость и доверие граждан друг к другу оказывают вполне ощутимый экономический эффект на благосостояние общества. Прежде всего - это сэкономленное время, которое, как известно, деньги.
Любая сделка, любой контракт заключаются неизмеримо быстрее при условии взаимного доверия контрагентов. Не зря во многих регионах Америки существует и часто используется в деловой среде такая форма договора, как "вербальный контракт". Отсутствие необходимости привлечения адвокатов и нотариусов экономит реальное время и реальные деньги. При этом, разумеется, неизмеримой ценностью в бизнесе начинает обладать репутация, а обман и мошенничество относятся к категории серьёзных преступлений.
Кроме того, представьте себе масштабы экономии и более эффективного расходования средств в условиях, когда вам не надо тратиться на заборы, замки, сторожевых псов, круглосуточную охрану, систему видеонаблюдения и сигнализацию.
Небезызвестный американский социолог и экономист Фрэнсис ФУКУЯМА в своей книге "Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию" вообще приходит к выводу, что экономический прогресс - это своего рода награда обществу за внутреннюю гармонию, составной частью которой являются открытость и доверие, проявляющиеся как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальном (доверие к общественным институтам и государству в целом, ответное доверие государства к своим гражданам).
Фукуяма, конечно, с провозглашением в свое время "Конца истории…" сильно ошибся, но, согласитесь, в его понимании позитивной роли доверия что-то есть…
Обобщая сказанное и, конечно, изрядно упрощая суть, рискну предположить, что, помимо ряда фундаментальных факторов экономическое процветание и общественное согласие легче и быстрее достигаются тогда, когда по улицам ходят непуганые животные, а люди живут открытой беззабоРной жизнью.
Мир вашему дому!
На фото: Facebook.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!