Плата за молчание

9063 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Суббота, 16 Апр 2016, 15:06

Те, с кого надо было спросить за гибель людей в авиатастрофе, оказались не по зубам следствию и суду

Приговор по делу директора летной службы авиакомпании SСAT Вячеслава АРТЕМЕНКО, вынесенный 12 апреля 2016 года в Алмалинском районном суде Алматы, стал завершающим аккордом в череде бессовестных поступков авиационных властей Казахстана по отношению к пассажирам и экипажу лайнера CRJ-200, разбившегося 3 года назад вблизи южной столицы. Органы, проводившие расследование и последовавший затем суд, рассматривавший это дело, словно действовали по заказу.

Они в упор не замечали факты, свидетельствовавшие о допускаемых первыми руководителями авиакомпании прямых нарушениях в ее деятельности. И игнорировали то обстоятельство, что все эти безобразия могли стать возможными лишь с попустительства Комитета гражданской авиации и тогдашнего Министерства транспорта и коммуникаций.

Зато всех собак повесили на троих покойников - погибших летчиков Владимира ЕВДОКИМОВА и Александра ШАРАПОВА, старшего пилота авиаэскадрильи Александра ПИВОВАРОВА, скончавшегося через пару месяцев после авиакатастрофы от сердечного приступа, а также на единственного севшего на скамью подсудимых - директора летной службы авиакомпании SСAT Вячеслава Артеменко (см. «Гибель CRJ-200: во всем виноваты летчики?»). Он в результате и получил пять лет лишения свободы, с отбыванием срока в колонии-поселении. То, что за всё пришлось отвечать ему одному, вызвало негодование не только его близких, но даже родственников пассажиров, погибших в том злополучном рейсе. И они даже выступили с обращением к президенту… 

На месте катастрофы авиалайнера CRJ-200.

О нарушениях, которые, прежде чем привести к авиакатастрофе, сначала стали нормой в деятельности этой авиакомпании и на которые сквозь пальцы смотрели не только ее руководители, но и Комитет гражданской авиации, Ratel.kz писал неоднократно (см. «Тайна погибшего рейса» и другие статьи).

Но авиационные власти как только ни изворачивались, чтобы не признавать очевидного. Какие только версии они ни выдвигали в качестве причин авиакатастрофы: от ошибки пилотирования до внезапной смерти командира воздушного судна Владимира Евдокимова во время полета (см. «Инфаркт миокарда – новая версия гибели СRJ-200»).

Но при этом напрочь отвергали возможность обледенения самолета… (см. «Кто скрывает тайну погибшего рейса DV-760»).

И ведь была на то очень веская причина. Чиновники всё делали не для того, чтобы разобраться, почему упал самолет, а чтобы самим остаться в стороне, не попасть «под раздачу» и вывести из под удара главу авиакомпании SСAT Владимира ДЕНИСОВА (см. «Как Сейдахметов устроил полеты во сне и наяву Исекешеву и Касымбеку»). Который, окажись он подследственным, наверняка стал бы разговорчивым и многое мог поведать об очень непростых взаимоотношениях между частными авиаперевозчиками и чиновниками из Комитета гражданской авиации (см. «Пролет с залетом»)…

Например, как получилось, что к полетам в сложных климатических условиях был допущен самолет, в своей конструкции не имеющий антиобледенительной системы хвостового стабилизатора? (см. «Азат по осени считает»). Комитет гражданской авиации должен был наложить на него так называемые «эксплуатационные ограничения» и запретить ему полеты в условиях сильного обледенения. Но этого сделано не было, и, по мнению многочисленных экспертов и специалистов в области авиации, именно это обстоятельство стало решающим фактом, приведшим к авиакатастрофе (см. «Причина катастрофы CRJ-200 – неисправность самолета»). Все остальные выявленные в результате расследования нарушения были вторичны (см. «Вице-министр Бектуров обещает раскрыть карты»).  

Да и эти грехи можно было поставить в вину директору летной службы авиакомпании SСAT Вячеславу Артеменко только отчасти, поскольку он был лишь маленьким винтиком в единой системе казахстанской гражданской авиации, в которой нарушения были в порядке вещей (см. «Почему падают самолеты»). Например, пилоты в авиакомпании явно перерабатывали и вместо положенного отдыха отправлялись в новый рейс.  Или еще более серьезные нарушения в вопросах подготовки экипажа, когда было установлено, что летчики не проходили очередную обязательную подготовку на авиатренажере, при которой должны были отработать действия в нештатных ситуациях. Переучивание на самолет CRJ-200 они проходили в латвийском авиационном учебном центр Baltic, не признанном на тот момент в Казахстане, а значит, попросту не должны были допускаться в нашей стране к полетам на самолетах этого типа.

Или чего стоят откровенные фальсификации, на которые все смотрели сквозь пальцы? В летную книжку второго пилота Александра Шарапова были внесены ложные сведения о том, что он якобы не имел перерыва в своей пилотской практике. Хотя в действительности он в течение 12 лет не летал, а работал менеджером по продажам одного алматинского автосалона. Тем не менее, в 2006 году его допустили к полетам без положенного в таких случаях повторного обучения «с нуля».

У обоих пилотов в документах были вложены копии сертификата на знание английского языка четвертого уровня по шкале международной авиационной организации ICAO. А на самом деле этот сертификат тоже оказался фальшивым. А значит, летчики, не зная на должном уровне английский, на котором велось преподавание, не могли в полной мере усваивать учебный материал, переучиваясь на самолет CRJ-200 (см. «Тайна гибели CRJ-200 раскрыта"). Не могли они так же основательно ознакомиться со всеми техническим особенностями этого самолета, поскольку руководство по летной эксплуатации к нему также написано на английском языке.

Командир экипажа Евдокимов незадолго до катастрофы перенес операцию на ноге, по удалению венозного расширения вен, и по медицинским показателям еще не мог быть допущен к полетам, но по какой-то причине все же получил допуск.

Всё это - вопиющие нарушения.

И было бы неправильно поставить их в вину одному только заместителю по летной подготовке авиакомпании SСAT Вячеславу Артеменко (см. «Кто хоронит отечественную авиацию»). По той простой причине, что он был всего лишь наемным работником, который вынужден действовать в коммерческих интересах авиакомпании. Встань он в позу и заговори о необходимости неукоснительного соблюдения правил авиабезопасности – тут же потерял бы работу. Ведь переобучение пилотов, курсы повышения их квалификации, заграничные тренировки на авиатренажере – удовольствие не из дешевых и сильно бьет по доходам авиаперевозчика.  Есть, конечно, в каждой частной в авиакомпании инспекция, которая должна следить за безопасностью полетов, но ведь и там работают люди подневольные, которые дорожат своим местом. А потому не рискнут идти против внутренних порядков, которые устраивают владельцы компаний.

Тут, конечно, свою роль должен был сыграть государственный контролирующий орган – Комитет гражданской авиации. Постоянно проверять деятельность каждой авиакомпании на предмет соответствия требованиям безопасности полетов – функция именно этой госструктуры. И квалификационные отметки пилотам частных авиакомпаний должны ставить именно её чиновники. А с руководства профильного комитета, в свою очередь, должно было снимать стружку вышестоящее ведомство – тогда оно называлось Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана. Вот с кого надо было спросить за эту авиакатастрофу и за смерть 21 человека…

Но так уж вышло, что из руководителей всей этой авиационной и околоавиационной системы сложился, так сказать, междусобойчик чьих-нибудь родственников. У главы Комитета гражданской авиации Бекена СЕЙДАХМЕТОВА оказался высокий покровитель в канцелярии премьер-министра Казахстана. Причем  настолько влиятельный, что вскоре после авиакатастрофы CRJ-200, вместо заслуженной отставки и статуса основного подозреваемого в уголовном деле, главный авиатор страны получил орден «Құрмет» («Почет») за развитие авиационной отрасли (см. «Бекену Сейдахметову за гибель людей – орден?»).

Тогдашний вице-министр транспорта и коммуникаций РК Азат БЕКТУРОВ, курировавший авиацию, – оказался племянником Даниала АХМЕТОВА, бывшего премьер-министра РК, ныне акима Восточно-Казахстанской области (см. «Вице-министр Бектуров приказал всем молчать»).

Аскар ЖУМАГАЛИЕВ, в то время министр транспорта и коммуникаций, сегодня возглавляющий нацкомпанию «Казатомпром», приходится зятем председателю Верховного суда Казахстана Кайрату МАМИ.

А ответсекретарем Минтранскома, сменившего потом Жумагалиева на посту министра транспорта и коммуникаций РК (кстати, при нём и шло расследование катастрофы CRJ-200), являлся нынешний первый вице-министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК – сын руководителя канцелярии администрации президента Махмуда КАСЫМБЕКОВА.

В общем, привлекать к ответственности за гибель 21 человека таких больших людей ни у правительственной комиссии, выяснявшей причины падения самолета, ни у  следственной группы, ни тем более у суда энтузиазма не было никакого (см. «Чего испугался министр Исекешев»).

За погибших летчиков и старшего пилота авиаэскадрильи, сердце которого не выдержало обрушившегося на него груза ответственности, – замолвить слово оказалось некому. Их и  сделали крайними.

За Вячеславом Артеменко – тоже влиятельных покровителей не оказалось. Ему и пришлось за всех отвечать. Ну, не министров же с заместителями и председателем авиационного комитета за решетку сажать? Тем более, когда они с такими связями. Но ведь кого-то посадить надо. Вот на Артеменко всё и сошлось. Тоже своего рода плата за молчание.

Суд поставил точку в этом деле. Но мы ставим многоточие… Будем добиваться справедливости и поэтому, я думаю,  еще не раз вернемся к этой теме. 

журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Из-за чего вертолёт минобороны совершил “жёсткую посадку” в Актюбинской области
Ремонтные предприятия продолжают срывать сроки ремонта военной техники российского производства из-за войны в Украине
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Суд не дал бывшему топ-менеджеру QazaqGaz заработать ещё 63 млн тенге
Бахтияр Избасаров рассчитывал на выплату бонусов по итогам отработанных лет
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
"Зверь" и Илон
Не пришло ли время президенту Америки пересесть на Tesla?
Жертвы Турксиба: сколько человек погибло при строительстве легендарной магистрали
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Первого избранного народом сельского акима всё-таки уволили
Жители Торт-Кудукского сельского округа написали письмо в защиту своего акима президенту, аким Экибастуза посоветовал ему избираться заново
Сергей Агафонов: Нацпроект – это событие с "долгоиграющим" эффектом
Разработчики обещают чуть ли не революцию и полнейшую модернизацию двух ведущих отраслей экономики
После ухода Даниала Ахметова в Семее начался передел сфер влияния
Суд расторг договор доверительного управления культурно-спортивным комплексом "Арена " в районе Карагайлы
Пожар в хостеле с 13 погибшими: владельцы здания не признают своей вины за случившееся
Представителя компании-владельца обвинили во лжи
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.