Разрыв шаблона

4772 просмотров
0
Марат АСИПОВ
Пятница, 22 Янв 2016, 09:42

Почему алматинские луддиты не хотят "Оңай!"

Аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК считает, что внедрение системы "Оңай!" выведет пассажирские перевозки из серой зоны.
 
Но почему-то эта, безусловно, полезная система, встречает сопротивление со стороны непосредственных участников процесса. Можно, конечно, списать все на обычное для любой страны нежелание населения менять устоявшиеся привычки, но, на мой взгляд, проблема гораздо глубже, чем простой консерватизм.
 
Двести лет назад в Англии началось восстание луддитов, которые ломали инновационные для того времени ткацкие машины, производившие гораздо больше качественной и дешевой продукции, чем кустари с ручными станками. Люди лишились заработка и оказались перед выбором – менять профессию или умирать от голода. Многие семьи, поколениями зарабатывавшие на ткацком ремесле, сделали свой выбор в пользу вооруженного сопротивления, которое подавлялось войсками. Были казни и высылки бунтарей в Австралию, что по тем временам было равносильно смертному приговору.
 
Экономическая причина бунта здесь совершенно очевидна. Инновация, при которой оказываются ненужными десятки тысяч людей, вызывает протест тех, кто оказался за бортом.
 
Примерно то же самое мы сегодня наблюдаем в Алматы. Драки с контролерами, на которых возложено внедрение системы "Оңай!" , порча терминалов и даже попытка перекрыть дорогу в знак протеста.
Здесь тоже причина чисто экономическая.
 
Байбек прав: пассажирские перевозки находятся в серой зоне. Неучтенная наличность, огромный ежедневный оборот теневых денег, каторжный труд водителей, отвратительные условия труда и низкое качество сервиса.
Но почему-то и водители, и пассажиры абсолютно не в восторге от перспектив, которые рисует Байбек – комфортабельные автобусы, движение транспорта по графику и другие вкусные баурсаки от городского акимата.
На мой взгляд, Байбек нарушает негласный общественный договор. А он, как известно, очень прост: «Граждане не возмущаются коррупцией и компрадорством властей, а власти закрывают глаза на теневую экономику».
Водители автобусов живут за счет теневых денег, иначе ведь человека не заставишь гонять на убитом автобусе по 10-12 часов, рискуя жизнью и унижаясь перед сотрудниками дорожной полиции. С внедрением системы "Оңай!" они лишаются этого реального заработка, будут платить все возможные налоги, включая обязательные пенсионные отчисления.
 
Но граждане как одна из сторон договора четко понимают, что большая часть из уплаченных ими в казну денег будет разворована. Байбек будет ездить на дорогом автомобиле, летать в бизнес-классе, лечиться за границей, а те, кто это все оплачивает, умрут от не оказанной вовремя медицинский помощи, подвергнутся пыткам в полиции, их дети, убитые на дорогах мажорами, останутся неотомщенными правосудием и т. д. Мы слишком хорошо знаем эту жизнь, чтобы не верить даже в национальную валюту, и храним деньги в долларах, но строго выполняем свои обязательства и обеспечиваем свыше 90% голосов за любого кандидата от власти. Именно в рамках договора мы миримся с поборами в школах и больницах, акиматах и контрольно-надзорных органах, потому что власти не мешают нам возиться в своей песочнице – утаивать налоги, браконьерствовать, подворовывать по мелочи и т. д.
Интуитивно все понимают, что никакого принципиального улучшения качества пассажирских перевозок в ближайшее время не будет. Несмотря на все декларации заботы о населении, речь идет о банальном перераспределении финансовых потоков в правильные карманы. Напрягает даже необходимость вносить залоговую сумму за карточку, поскольку люди не настолько глупы, чтобы не понимать, что все затраты по внедрению этой системы хотят сделать за наш же счет. Вряд ли власти повесят в интернете онлайн-отчет о поступлении и расходовании средств, в частности, о том, какие именно автобусы, когда и, самое главное, за сколько будут приобретены так называемыми инвестором, желающим контролировать транспортно-финансовые потоки южной столицы. Аким Байбек говорит о двух сотнях новых автобусов в ближайшие полгода, но это не значит, что он уйдет в отставку, если инвестор не выполнит своих обязательств, поскольку по общественному договору у нас говорящие не отвечают за свои слова, а слушатели не требуют ответа. В крайнем случае, спишут на девальвацию и кризис. Кто этот загадочный инвестор, и почему так ради него надрывается Байбек, тоже, в общем-то, секрет Полишинеля. В стране не так много людей, которые могут себе такое позволить, в частности, обложить двухпроцентным налогом клиентов «Казахтелекома». Вероятно, "Оңай!" - из этой же среды.
 
Поэтому, собственно, и возник конфликт – власти нарушили негласный, но неукоснительно соблюдаемый в стране общественный договор и покусились на личные средства граждан.
 
Примерно такая же ситуация была с попыткой сноса незаконных поселков вокруг Алматы почти 10 лет назад, когда аким Алматы Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ бросил полицию на расправу с жителями поселков Бакай и Шанырак. Дело закончилось кровопролитием и гибелью полицейского. До этого было все пристойно - одни захватывали курортные и заповедные территории в предгорьях Алатау, другие лепили свои мазанки в нижней части города, и все были довольны друг другом. И те, и другие платили неформальную плату за право на землю, вся разница была только в цене и социальном статусе. Но когда Тасмагамбетов попытался в судебном порядке выселить жителей низин, по его выражению - «социальных аутсайдеров», то натолкнулся на серьезное сопротивление, поскольку законы и решения суда у нас априори слабее негласного договора властей и общества.
 
На днях объявили о том, что 72 рынка в Алматы будет ликвидированы. Дело, конечно, хорошее, но, на мой взгляд, ни один блогер из числа тех, кто сегодня сидит на скамье подсудимых, не расшатает ситуацию в крупнейшем казахстанском городе так, как городские власти, заботящиеся о жителях мегаполиса. Я не припомню случая, чтобы из-за поста в социальных сетях люди дрались в автобусах и перекрывали трассу. Кстати, рынков «Алтын-Орда» и многочисленных «Барысов», до невозможности усложняющих проезд по одной из главных магистралей, соединяющих город с остальным миром, в этом списке нет. Для любого жителя Алматы и Алматинской области совершенно понятно, почему.
 
…Однажды ребенок подсмотрел, чем родители занимаются в спальне. Ошеломленный увиденным, мальчик возмущенно воскликнул: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу!».
 

 

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером