Почему провалятся институциональные реформы
Вот, собственно, и наступил год великих реформ. Но нет никакого драйва – в стране растут только доллар и цены, а думать об экономике не хочется, потому что слишком грустно. Сбываются все самые плохие прогнозы. Умные люди понимают, что ничего хорошего не ожидается, потому что чудес не бывает.
Собственно, для чего делаются реформы? Есть какое-то очень смутное понимание, что что-то пошло не так. Оказалось, что наше сырье никому особенно и не нужно: таких, как мы, в мире много, а желающих купить нашу нефть стало не то что меньше - просто они уже не хотят нам платить такие цены. Но деньги стране все равно нужны. Поэтому надо что-то менять, чтобы если не сохранить прежний уровень жизни, то хотя бы не потерять остатки сбережений.
Если я правильно понимаю, реформы нужны, чтобы восстановить поступление денег в бюджет. Другого смысла в том, чтобы что-то менять, просто не может быть.
Откуда же взяться деньгам, чтобы компенсировать потери валютной выручки?
Ожидается, что они чего-то там сделают и все станет хорошо. Бюджет наполнится деньгами, взявшимися из ниоткуда, мы будем что-то такое производить в огромным объемах и кому-то продавать, причем это будет не нефть и не другое сырье, а что-то очень инновационное и крутое, чего в мире нет и только мы это нечто создаем.
Но вот что-то ничего такого прорывного пока не наблюдается.
Я полагаю, что ничего и не будет. Кто у нас занимается реформами – те же самые граждане, что успешно пилили бюджет все сытые годы. Весь антикризисный менеджмент сводится к тому, чтобы вытащить деньги из Национального фонда и придумать какие-то программы искусственной занятости населения. То есть не создавать что-то принципиально новое, устойчивое, способное генерировать продукт и прибыль, а организовать довольно примитивное перераспределение денег и натягивание шкурки на кисель в отчетах.
Считается, что если как-то получше организовать систему государственного управления, то все само по себе образуется.
Но при этом логики в реорганизации никакой.
Простой пример. Асет ИСЕКЕШЕВ, глава Министерства по инвестициям и развитию, назначен инвестиционным омбудсменом. То есть предполагается, что он будет решать проблемы инвесторов, водить их по кабинетам и всячески содействовать им в том, чтобы они потратили деньги в Казахстане.
То есть, вы не можете просто так прийти в страну и вложить деньги в акции предприятия. Априори предполагается, что у инвестора будут проблемы – с налоговой, местными органами власти, судами, лицензирующими органами, железной дорогой, энергетиками, силовиками и вообще со всеми видами властей. Причем настолько серьезными проблемами, что им обязательно нужен будет помогайка уровня не ниже министра.
Но услуги помогайки тоже придется оплачивать. Если не деньгами, то хотя бы потраченным временем, убитым на то, чтобы переписываться с ним, в чем-то его убеждать, просить, встречаться и т.д.
Получается, законы не работают настолько, что без помогайки Исекешева ни одному приличному инвестору не обойтись. А что если речь идет о маленьком инвесторе, который хочет открыть небольшой семейный бизнес. Причем у него не будет американского паспорта, а только удостоверение личности, выданное Минюстом РК. Будет ли целый Исекешев заниматься его проблемами, которых у отечественного бизнесмена будет не меньше, чем у американца?
Сразу же после нового года наш лексикон обогатился сразу двумя чувственными словосочетаниями: «имитация реформ» и «воспрепятствование реформам». Становится немного неуютно, поскольку есть опасение, что аморфные ярлыки отольются в судебных приговорах. Если сегодня людей судят за посты в социальных сетях, привлекая за абстрактное «разжигание» – никто не знает, кого точно разожгли эти посты, сколько тепла выделилось при горении и какой материальный ущерб мог причинить этот самый розжиг, но сроки вполне реальные – то под наказание за «имитацию» и «воспрепятствование» можно подвести любого пешехода.
Люди постарше помнят, что по печально знаменитой 58-й статье УК СССР людей отправляли в ГУЛАГ за «связи, ведущие к подозрению в шпионаже». Будут ли у нас сажать по подозрению в имитации оргазма – вопрос открытый.
Задача любого менеджера выстроить систему так, чтобы она работала без его ежесекундного участия. Задача нашего правительства – максимально контролировать любое движение не только рук, но и ума населения. Чтобы без особого на то разрешения ничего не делалось. «Казахтелеком» уже сам решает, что пользователи должны смотреть в интернете – система контент-фильтрации пока распространяется на развлекательные сайты, но аппетит, как известно, приходит во время еды.
Есть большое опасение, что все эти рекламируемые реформы есть попытка максимально законсервировать ситуацию и окончательно подавить любое проявление не то что политической, но и экономической свободы.
Весь вопрос только в том, как долго они смогут имитировать управление страной, то есть как скоро кончатся деньги в Национальном фонде.
Саудиты обещают нефть по 10 долларов за баррель. То есть ждать осталось совсем недолго. Вот тогда и начнутся настоящие реформы.