В декабре цена за отгрузку груза в контейнере из некоторых станций в КНР дошла до 7900 USD против 3500 долларов в октябре.
Когда в октябре мы говорили о задержках в отправке импортируемых Казахстаном грузов, следующих транзитом через или из КНР, оказывается, всё было крайне радужно и оптимистично.
Что нам явил декабрь:
Начиная с 5 декабря в КНР четырежды отменяли отправку блок-поездов через погранпереход Достык - сначала с 5 по 8 ноября, потом с 9 по 13, с 13 по 16, и вот теперь запрет – до 19 декабря.
Снимут ли его полностью 20 декабря? Нет понимания.
В транзитном порту Циндао скопилось больше 2 тысяч контейнеров, прибывших морем и предназначенных для отправки транзитом в Казахстан и страны Центральной Азии. В ожидании отправки стоят грузы, которые прибыли в конце октября или в ноябре. Автозапчасти, продукты питания, кофе, одежда, автомасла…
С экспортом из КНР ситуация не лучше – грузы, которые были сданы под отправку в середине ноября, до сих пор стоят в ожидании на станциях. Сколько они будут стоять?
Пока Китай не снимет запрет на отправку.
Причина – как говорит китайская сторона большое скопление контейнерных поездов на погранпереходе Алашаньку – Достык. Любопытно, что блок-поездов Китай-Европа («Шелковый путь») этот запрет не касается.
При этом цены растут с невероятной скоростью. Если в августе отгрузка за 3500 USD была «ох как дорого», то сейчас – 7700-7900 USD за отгрузку груза в контейнере с юга КНР – «какая отличная цена». Люди готовы платить адскую цену за перевозку – найди только место на блок-поезде. А их нет. Потому что уже 2 недели блок-поезда на Достык не отправляются (кроме блок-поездов, отправляемых в сторону Европы).
Во всех курилках слышны одни и те же разговоры: «Простите… Да, срываем сроки поставки, потому что Китай встал! И у вас тоже встал? Ну, тогда мы понимаем друг друга».
Если месяц назад мы все плакали, то теперь смеемся. А что еще делать, когда:
- склады пустые, потому что все грузы встряли в КНР
- расходы на логистику растут как на дрожжах
- все деньги заморожены в товаре (или в предоплате поставщикам), и поступлений нет, потому что нет реализации
- люди сокращают штат, потому что с чего платить зарплату, если у тебя нет поступления денег, потому что, напомню – товар стоит в КНР
Зато блок-поезда на Европу продолжают курсировать. Мы гордо говорим о том, что грузопоток по «Шелковому пути» вырос больше, чем на 60%, а импорт в РК – на 20%. А готовы ли мы к такому росту?
Зато Китай – молодцы. Профицит грузов и дефицит мест на блок-поездах? Нехватка контейнеров на рынке для отгрузки? Запретили в начале ноября отгрузку грузов в контейнерах собственности железной дороги (а это опять срыв сроков, увеличение расходов на логистику и так далее), начали отменять субсидии (повышать тарифы) на транзит и на экспорт, а также на покупку контейнеров. Поставили всех на предоплату. Высокая цена + предоплата, а не хочешь – не отгружайся, на твоё место другие найдутся.
Импортеры, наконец-то поверили, что проблема не в экспедиторах. И что нет того мифического сына сестры подруги мамы, которые смогут быстро и дешево привезти груз из КНР или через КНР. Потому что ВСЕ, кто обещали держать тариф, в процессе перевозки его пересматривали. Потому что нам пересматривал их Китай – железная дорога, операторы блок-поездов, операторы портов. Они, простите, занимаются спекуляцией. А нам ответить нечем.
По прогнозам те грузы, которые сданы на станцию отправления на текущий момент, уйдут в конце декабря – начале января (дай бог, чтобы не выпустили еще одну телеграмму). То, что будет сдано в январе – уедет в феврале-марте. И по еще более высоким ценам, которые потом лягут на потребительский карман.
Добавьте сюда проблему с нехваткой порожних контейнеров в КНР и Юго-Восточной Азии, сокращение количества судозаходов у некоторых морских линий, рост тарифов на морской фрахт и жд перевозку. Получается большой такой транспортный коллапс. Уроки 2011-2012 года нас ничему не научили.
Сейчас уже все рассматривают такие завиральные варианты, как отправка импорта из Малайзии через Ригу, Новороссийск, Санкт-Петербург или Поти. Многие перестроились на Владивосток, но и там всё не так гладко. Людям всё равно как отправлять свои грузы. Серьезно. Всё равно как, лишь бы ехать, а не стоять. И платить. Дорого, но платить, чтобы обеспечить себе полный склад и конкурентное преимущество, потому что лучше уж дорогой груз по цене выше рынка, но он есть в наличии, чем дешево, но его нет от слова совсем.
Экспортеры тоже, к слову страдают, потому что их грузы стоят на границе, не принимает китайская сторона.
Кто виноват?
А хороший вопрос.
КТЖ говорит: «Мы делаем всё хорошо, обеспечиваем платформами, за 19 часов перегружаем, виноват Китай».
Китай говорит: «Мы готовы отгружать импорт в РК как и раньше, но РК не предоставляет нужное количество платформ на перегруз».
А импортерам, экспортерам и транспортным компаниям уже всё равно, кто виноват. Нас всех интересует: что нам делать и как (читай «на что») дальше жить, возвращать кредиты, расплачиваться за товар, платить зарплату людям? И может ли хоть кто-то что-то сделать, чтобы не было со стороны КНР отмен отправки блок-поездов именно импорта в РК?
Можно нам всем сделать новогодний подарок – перегружать в приоритете на границе КНР-РК импорт, а отгрузки из КНР в Европу по «Шелковому пути» приостановить хотя бы на 2-3 недели? Тогда все контейнеры, которые сейчас встали в КНР, вмиг долетят до границы с РК, а там уже дело за малым.
Потому что странно это: быть для Европы стратегическим транзитным хабом, когда свои граждане без товара сидят.
P.S. НПП «Атамекен» разослала сообщение, адресованное экспортерам: «В период с 21 по 24 декабря 2020 года (предварительно) планируется выезд рабочей группы на станцию Достык (Алматинская область) в составе руководства КТЖ-ГП, железнодорожных операторов и бизнеса для оценки ситуации на границе с КНР и принятия оперативных мер. В этой связи приглашаем заинтересованных субъектов бизнеса принять участие в работе группы. Кандидатуры для включения в состав Рабочей группы (с указанием организации, должности, контактных данных) просим направлять на электронную почту b.akhmetayev@atameken.kz».