Экспедиторы, пытающиеся доставить в Казахстан импортные грузы, не могут понять, по чьей вине возник дефицит подвижного состава
В конце октября на нашем сайте вышло интервью с генеральным директором ТОО "SevenR" Оксаной СОРОКИНОЙ, которая оказывает экспедиторские услуги импортерам.
Оксана рассказала о критической ситуации на переходах Достык/Алашанькоу и Алтынколь/Хоргос. По ее словам, срок перегруза увеличен до 7-10 дней, поскольку Китайская железная дорога ограничивает отправки грузов в Казахстан. Сорокина отметила, что грузополучателям необходимо предупредить всех своих клиентов о задержке грузов.
По словам Оксаны Сорокиной, причиной этому стал конвенционный запрет на использование полувагонов, принадлежащих иностранным перевозчикам, введенный 15 июня АО "Национальная компания "Қазақстан темiр жолы" (КТЖ). Объяснение было простым: порожняка в Казахстане скопилось так много, что снизилась пропускная способность магистральных путей. А во всем виновата китайская сторона, которая не принимает пустые и груженые вагоны.
Через два месяца, 15 августа, компанией КТЖ этот запрет был отменен, однако ситуация на границе почти не изменилась, о чем мы также рассказали 28 октября в материале "Кто рулит на китайской границе".
В тот же день, незадолго до выхода второго материала о ситуации на железнодорожных переходах, КТЖ опубликовало опровержение, правда, не называя, публикацию какого СМИ они опровергают: "…в СМИ говорится о 2 тысячах контейнеров на станции "Достык" в ожидании перегруза. АО "НК "ҚТЖ" опровергает этот факт. На сегодняшний день количество контейнеров находящихся на территории терминалов станции "Достык", прибывших из КНР и ожидающих перегруза на вагоны, составляет 133 контейнера, что в пределах нормы", - рассказали изданию в пресс-службе ОА "НК "КТЖ" (орфография и пунктуация сохранены – А. К.).
В опровержении было отмечено, что очередь из контейнерных поездов создал Китай, который ввел ограничения из-за возвращающейся угрозы COVID-19.
После публикации этого опровержения генеральный директор ТОО "SevenR" Оксана Сорокина отправила официальный запрос начальнику станции "Достык" г-ну ТУСУПОВУ, так как реальная ситуация, в которой она оказалась, сильно разнится с официальной позицией КТЖ.
1. В чем причина дефицита фитинговых платформ, если конвенционный запрет касался только иностранных вагонов?
2. В случае, если не было никакого запрета со стороны АО "КТЖ Грузовые перевозки", может ли задержка в перегрузе быть вызвана халатным отношением сотрудников станции или нехваткой персонала? Будут ли при этом приняты какие-то меры со стороны АО "КТЖ Грузовые перевозки"?
3. Если на первые два вопросы ответ отрицательный, можно ли признать вышеуказанную ситуацию неким сговором со стороны китайских экспедиторов в спекулятивных целях, и есть ли возможность у АО "КТЖ Грузовые перевозки" оказать влияние на китайскую сторону?
4. Ожидается ли улучшение ситуации по выделению фитинговых платформ приписки Республики Казахстан либо привлечение АО "КТЖ Грузовые перевозки" и АО "Кедентранссервис" платформ приписки Республики Узбекистан и Российской Федерации для покрытия дефицита?
Пока Оксана Сорокина не получила ответы на поставленные вопросы.
Напомним, что КТЖ является единственным акционером АО "Кедентранссервис" - крупнейшего владельца подвижного состава, оперирующего на казахстанско-китайской границе. Три члена совета директоров этой компании занимают ключевые посты в правлении КТЖ.
Как мы уже сообщали, дефицит подвижного состава приводит к задержкам грузов, импортируемых в Казахстан, и росту издержек предпринимателей, что, в конечном итоге приведет к росту цен на потребительском рынке.
Фото: railnews.kz.