Как миллионер Кенес Ракишев крепит обороноспособность Казахстана
Две недели назад в своей публикации «Мародеры» Имангали Тасмагамбетова» мы пообещали приоткрыть завесу тайны над тем, кто стоит за идеей закупить для казахстанской армии бронемашины производства Южно-Африканской Республики, которые оказались значительно ниже по классу морально и физически устаревших БТР 60-х, 70-х и 80-х годов, доставшихся нам со времен СССР. Производимые компанией Paramount Group броневики Marauder, скорее, можно отнести к разряду полицейских бронированных внедорожников, нежели к боевым машинам. Испытания показали, что южно-африканские «Мародеры» проигрывают даже стареньким бэтээрам по всем основным параметрам – защищенности экипажа, огневой мощи, проходимости…
Однако, несмотря на это, с подачи главнокомандующего сухопутными войсками генерал-лейтенанта Мурата МАЙКЕЕВА «мародерами» изо всех сил пытаются оснастить казахстанскую армию. Причем игнорируя положения закона о госзакупках и внутренние минобороновские приказы. Мы позволили себе сделать предположение, что здесь не обошлось без интереса какой-то большой персоны и большого желания ей угодить со стороны подчиненных.
И в этом мы не сильно ошиблись.
Как нам удалось выяснить, строительство под Астаной завода по сборке бронемашин Marauder, которые в казахстанском варианте будут выходить под названием «Арлан», проходит под патронажем известного бизнесмена Кенеса РАКИШЕВА. А он не только занимает 10-ую позицию в рейтинге богатейших людей Казахстана по версии журнала Forbes, но еще и с марта 2014 года по январь 2015-го являлся членом совета директоров и так называемым независимым директором оборонно-промышленной национальной компании «Казахстан инжиниринг». То есть, пришел в оборонное ведомство даже на полгода раньше, чем его тесть – нынешний министр обороны Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ. Оборонно-промышленная компания «Казахстан инжиниринг» является учредителем ТОО «Казахстан инжиниринг Дистрибьюшн», которое совместно с юаровской Paramount Group создала ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг», которое, собственно, и строит завод по производству казахстанских аналогов южноафриканских «мародеров» - бронемашин «Арлан». По нашим данным, контроль над проектом осуществляется через аффилированную с Кенесом Ракишевым компанию «КазПетроМаш», которая, в свою очередь, является соучредителем ТОО «Казахстан инжиниринг Дистрибьюшн» - совладельца завода по производству бронемашин. Примерно такая схема выстраивается и из нее становится понятно, кому выгодно приобретение Marauder-«Арланов» для казахстанской армии в качестве боевых машин.
Впрочем, закуп «мародеров» для сухопутных войск РК - вовсе не единственная сомнительная сделка за последний год. Не менее впечатляюще выглядит и история с покупкой авиатренажеров для обучения экипажей многоцелевых военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5 и учебно-боевых самолетов чешского производства Л-39. Они приобретались для Актюбинского военного института сил воздушной обороны. Их поставкой занималось ТОО «Алматыэнергосервис».
У кого-то может возникнуть вопрос: почему компания с таким совершенно невоенным и неавиационным названием поставляет авиатренажеры? Однако компания эта с весьма солидным прошлым: так, в частности, она была претендентом на поставку тренажеров по подготовке для казахстанской армии экипажей бронетранспортеров и танков. Правда, если покопаться в интернете, можно найти на этот счет массу негативных отзывов. Претензии в основном предъявлялись по поводу того, что под видом казахстанской продукции представлялись тренажеры производства военно-промышленного комплекса Украины.
Тут стоит, как говорится, сделать маленькую ремарку на полях: среди разработчиков этих тренажеров значатся отец и сын МАТВИЕВСКИЕ - Николай Александрович и Александр Николаевич. В 2012 году они были в эпицентре контрабандного скандала на Украине вокруг научно-производственного предприятия «Энергия – 2000», связанного с поставками в Казахстан тренажеров по подготовке экипажей бронетанковой техники. Владельцами предприятия, которыми тоже были они, всерьез занималась прокуратура Украины. Им предъявлялись претензии ни много ни мало по статье «Нарушение порядка осуществления международных передач товаров, подлежащих государственному экспортному контролю». Утверждалось, что их предприятие, представляло свою продукцию на выставке Kodex-2012 в Астане как продукцию казахстанского предприятия «Алматыэнергосервис». Причем, внимание было особо акцентировано на том обстоятельстве, что казахстанские чиновники, знакомясь с нелегально вывезенной продукцией украинского военпрома, просто млели от того, что это – казахстанская продукция! Забавно, не правда ли? В интернете можно найти массу публикаций украинской прессы на этот счет!
Так вот, среди изобретателей авиатренажеров для подготовки экипажей вертолетов Ми-17В-5 и самолетов Л-39 значится один из тех самых Матвиевских – Александр Николаевич. В ТОО «Алматыэнергосервис» он представлен в качестве заместителя генерального директора по науке.
Казалось бы, ничего особенного – дружба народов в действии, Украина Казахстану не враг и все такое прочее. Но это если не видеть сами эти авиатренажеры, которые поставило ТОО «Алматыэнергосервис» Актюбинскому военному институту сил воздушной обороны РК. В ходе проверки в августе 2014 года комиссия Министерства обороны в составе четырех полковников, двух подполковников и одного майора выявила полное несоответствие поставленных авиатренажеров требованиям, предъявляемым к подобной продукции оборонным ведомством Казахстана. Помимо довольно серьезных проблем с документацией на эту продукцию, военные выявили: во-первых, несоответствие заявленной технической спецификации, во-вторых, не отображение картины реального полета, в-третьих, отсутствие адекватного управления вертолетом. В том акте проверки технической спецификации есть еще много пунктов – все перечислять нет смысла, поскольку они содержат много тонкостей, понятных лишь летчикам.
Но общая суть такова: авиатренажеры, поставленные для подготовки казахстанских военных летчиков, предъявляемые госзаказом Минобороны функции выполнять не могут. Акт подписан заместителем начальника генерального штаба Вооруженных сил РК генерал-майором Муслимом АЛТЫНБАЕВЫМ. Если кто не в курсе – сыном бывшего министра обороны Казахстана, Халык Кахарманы, а ныне депутата сената Казахстана Мухтара АЛТЫНБАЕВА. Помимо всех регалий стоит добавить, что отец и сын Алтынбаевы – профессиональные военные летчики. И подписывать абы какие бумажки, связанные с подготовкой военных летчиков, не станут, поскольку репутация фамилии дороже.
Если кто рискнет с этим поспорить – милости просим!
Тем более что дальше, в июле 2014 года, был суд, который посчитал, что претензии Министерства обороны к ТОО «Алматыэнергосервис» обоснованы, а встречные претензии поставщика тренажеров – нет. Специализированный экономический суд Астаны признал компанию «Алматыэнергосервис» недобросовестным участником госзакупок и решил взыскать с нее задолженность в сумме свыше 800 миллионов тенге. В удовлетворении встречного иска частной компании к Минобороны суд отказал. Решение вступило в законную силу, был выписан исполнительный лист – казалось бы, все ясно...
А оказалось, что вовсе нет!
Спустя год после вынесенного и вступившего в законную силу судебного решения, в июле 2015 года, появилось другое решение – военного суда Акмолинского гарнизона, который полностью все переиграл наоборот. Гарнизонный суд признал действия комиссии Минобороны РК незаконными, а поставленное оборудование – соответствующим техническому заданию и вполне пригодным для летной подготовки курсантов военного института. В основу легли экспертные заключения, которые признали авиатренажеры соответствующими категории высшего международного качества – D. Суд посчитал, что комиссия из восьми человек во главе с генерал-лейтенантом Муслимом Алтынбаевым пошла на поводу у двух ее членов – полковников ВАЛИУЛЛИНА и КОЛМАКОВА, которые в силу каких-то причин «опарафинили» замечательную продукцию ТОО «Алматыэнергосервис». Суд потребовал от Минобороны РК поставленное оборудование принять и выдать на него удостоверение!
Чтобы понять бредовость ситуации, достаточно перевести ее в бытовую плоскость. Представьте: вы приходите в ресторан и заказываете говяжий стейк под клюквенным соусом с марципанами и грибами. А вам приносят яичницу с луком. То, что у вас на яйца и лук аллергия, никого не волнует. А еще вас через суд заставляют за все заплатить и все съесть! Нормально? Так вот и здесь – то же самое!
А теперь самое непостижимое для меня. В ходе экспертиз, которые легли в основу решения суда, было несколько отказов тренажерного оборудования, что, кстати, зафиксировано актами. В двух случаях из трех в качестве основных экспертов выступали именитые летчики СССР, граждане Украины, которых предоставляла сама компания-изготовитель тренажеров «Алматыэнергосервис». Объективные такие эксперты. Принцип землячества – в действии!
Уже по представленным фотографиям этих тренажеров видно, что поставленное Актюбинскому институту сил воздушной обороны РК оборудование – не промышленного производства, а из разряда «сделай сам». Причем выполненное очень кустарно. Видна ржавчина на рычагах, затертые педали, грязные резиновые полики в пилотской кабине. Но и это все мелочи! В авиатренажерах, на которых якобы должны готовить наших военных пилотов летать на современных вертолетах Ми-17В-5, использована кабина вертолета Ми-8Т, производившегося еще в 60-х годах. Смотрите сами и, как говорится, найдите десять отличий!
На агрегатах видны надписи на латинице, а значит, происхождение этого оборудования – Восточная Европа. Получается, взяли старую кабину от Ми-8Т где-нибудь в Румынии, Венгрии или Германии тридцатилетней давности, подключили к современной (дай бог, чтобы так!) электронике и сказали, что это авиатренажер! Дескать, казахам сойдет!
Как последний аргумент, приведу еще несколько фотографий. На двух первых – общий вид авиатренажера, поставленного для казахстанской армии.
Вот на чем будут учиться наши вертолетчики. А вот авиа тренажер, используемый военно-воздушными силами Никарагуа.
Согласитесь, впечатляет. Все и так видно - в технические тонкости можно не вдаваться. А вот так выглядит тренажер международного класса D.
Примерно так же все обстоит и с авиатренажером для пилотов Л-39.
В качестве заключительного аккорда: компанией «Алматыэнергосервис», поставившей вот эти замечательные зелененькие авиатренажеры, которые через суд заставляют Минобороны принять на баланс, сегодня руководит Евгений КАЗЕЕВ. Около года назад именно он входил в совет директоров нацкомпании «Казахстан инжиниринг» в ранге независимого директора. Именно после ухода Евгения Казеева в «Алматыэнергосервис» на его место в оборонной компании сел вышеупомянутый миллионер Кенес Ракишев, сложивший полномочия в январе этого года.
Всем все понятно? Или что-то еще надо объяснять?
А теперь давайте из заоблачного поднебесья вернемся на нашу грешную землю. На моей памяти за последние десять лет казахстанской армией управляли четыре гражданских министра обороны.
Многоуважаемый Даниал АХМЕТОВ лично мне запомнился тем, что во время показательных стрельб с журналистами из пистолета Макарова начал стрелять по мишеням, не сняв оружие с предохранителя. Впоследствии в бытность Даниала Кенжетаевича министром случился громкий скандал с созданием якобы «казахстанских» артсистем «Найза», «Семсер» и «Айбат», за которые его заместитель генерал-лейтенант Кажимурат МАЕРМАНОВ получил 11 лет лишения свободы.
На смену Даниалу Ахметову пришел Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ. При нем взрывались пункты утилизации боеприпасов, погибали люди, а отвечать за это приходилось тем, кто пытался этому противостоять. А еще генералы из окружения Адильбека Рыскельдиновича садились пачками за взятки в сотни тысяч и даже миллионы долларов. И только что отремонтированные самолеты падали из-за отказа техники и летчики гибли.
Серик АХМЕТОВ на этом посту ничем не запомнился - недолго просидел в этом кресле.
Почти год назад на хозяйство пришел следующий гражданский министр обороны – Имангали Тасмагамбетов. Все думали, что при Имангали Нургалиевиче, наконец, будет порядок, но оказалось, что в армии все тот же бардак - потешные «мародеры» и кустарные авиатренажеры.
Тут главное - чтобы, не дай бог, войны не было!