Пассажирский самолет чуть не разбился, но об этом стало известно только через полгода
Еще один пассажирский самолет одной из ведущих авиакомпаний Казахстана чуть не разбился. Но об этом стало известно только через полгода!
Каждое очередное скандальное авиационное происшествие в казахстанской гражданской авиации уже перестает кого-либо удивлять. Практически любое ЧП, случившееся в воздухе, воспринимается как какой-нибудь весенний насморк: тихонько, чтобы никто не заметил, высморкались и пошли дальше! Причем этот уже нескрываемый пофигизм в первую очередь исходит из структуры власти, существующей в нашем государстве специально для обеспечения безопасности полетов - из Комитета гражданской авиации РК. Наш сайт Ratel.kz уже не раз писал, что некогда подчиненная Министерству транспорта и коммуникаций, а теперь включенная в состав Министерства по инвестициям и развитию госструктура изрядно поднаторела в вопросах очковтирательства начальству и пускания пыли в глаза руководству страны. Как результат, практически все авиакомпании работают, что называется, на грани фола. Для них стало нормой нарушать положения закона об использовании воздушного пространства, подделывать любую летную документацию, пускать в ход фиктивные медицинские заключения о состоянии здоровья членов экипажей и свидетельства об их летной квалификации, не слишком заботясь о безопасности пассажиров…
Очередной такой пример наплевательского отношения к безопасности пассажиров случился в сентябре прошлого года, а стало известно о нем лишь сейчас.
14 сентября 2014 года, совершая рейс по маршруту Астана-Алматы на самолете Боинг-767 №Р4-КЕВ, при наборе высоты после взлета пилоты по причине, до конца не выясненной до сих пор, отклонились от заданной вертикальной конфигурации полета. Проще говоря, они спикировали!
Произошло все так. После того как самолет с более чем сотней пассажиров на борту набрал высоту 2500 футов – это примерно 850 метров над землей, оба управлявших воздушным судном летчика, нарушив требования, на что-то отвлеклись. В это время воздушный лайнер, лишенный управления, самопроизвольно перешел в режим снижения, при этом достигнув вертикальной скорости снижения от 17,5 до 18 метров в секунду. Спохватились пилоты только через несколько секунд, когда самолет уже свалился на высоту 1435 футов – это примерно 480 метров. В итоге летчикам пришлось выводить разогнавшуюся многотонную крылатую махину из пике, задав ей перегрузку 1,25g. В принципе, перегрузка, конечно, не очень большая – с космическими не сравнить. Вот только пассажиры, летевшие тем рейсом из северной столицы Казахстана в южную, в большинстве своем были не тренированными летчиками-спортсменами и не пилотами истребительной авиации. И думается, что при повторном после падения наборе высоты они пережили несколько не самых приятных мгновений в жизни.
Как сказано в попавшей нам в руки служебной записке об этом происшествии, направленной руководителем управления летной эксплуатации КГА Копбосыном ТОКБАКБАЕВЫМ на имя председателя КГА Бекена СЕЙДАХМЕТОВА, произошедшее – сам по себе очень тревожный случай, когда пилоты допустили явную угрозу безопасности полета. Но еще больше чиновника, подписавшего служебную записку, обеспокоило то обстоятельство, что авиакомпания «Эйр Астана» скрыла это авиационное происшествие от Комитета гражданской авиации. Информацию о случившемся сам Копбосын Токбакбаев получил в феврале 2015 года, спустя более чем полгода после происшествия, да и то случайно - по своим личным каналам, от третьих лиц. И лишь после того, как в авиакомпанию был отправлен официальный запрос, там подтвердили, что описанные здесь «чудеса на виражах» действительно имели место быть. В «Эйр Астане» объяснили, что непредусмотренное и самопроизвольное пикирование самолета было допущено экипажем из-за того, что летчики отвлеклись на выполнение процедурных операций – они устанавливали новый курс, заданный наземным диспетчером.
И при этом оба побросали управление самолетом?
А может быть, кто-нибудь просто заснул за штурвалом?
Теперь можно строить какие угодно предположения, поскольку независимого и объективного расследования этого происшествия не проводилось. В авиакомпании утверждают, что провели внутреннее. А вовремя, как положено, не доложили о чрезвычайном происшествии авиационным властям Казахстана, потому что расследование это якобы сильно затянулось…
Почему возможна такая безалаберность? А все просто! Потому что никто не несет ни за что никакой ответственности. Расследования авиакатастроф даже с человеческими жертвами спускаются на тормозах, информацию об авиационных происшествиях вполне реально от всех скрыть, и за это никто всерьез не получит по шапке. Все обойдется полумерами. А то, что такой подход почти гарантированно приведет к рецидиву, никого не страшит. Кроме, конечно, пассажиров, которые могут оказаться в падающем самолете, и их впоследствии безутешных родственников. Но кому интересно их мнение?
Профессиональные летчики между собой сегодня шутят, что когда речь заходит об авиации, впору переименовывать Министерство по инвестициям и развитию, к которому она приписана, в министерство по инвестиции и деградации. Мрачная шутка...