?> ?>

Из-за представления председателя Верховного суда железнодорожники выйдут на митинги против судебного произвола

15193 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Понедельник, 22 Июл 2024, 09:00

Почему спор между двумя частными компаниями так заинтересовал Асламбека Мергалиева

В пятницу, 26 июля 2024 года, в шести регионах Казахстана: Караганде, Уральске, Аксае, Атырау, Актобе и Жаркенте на мирный митинг должны выйти полторы сотни железнодорожников, которые трудятся в ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”. Как указано в заявках, поданных в каждом из населённых пунктов, “мирное собрание будет осуществляться против судебного произвола председателя Верховного суда Республики Казахстан Асламбека МЕРГАЛИЕВА”.

Поводом для митинга стало представление Мергалиева в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда по ходатайству ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан”.

4 июня 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда под председательством Нурсерика ШАРИПОВА завершила рассмотрение гражданского дела по взаимным искам ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” и ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” и поставила точку в сугубо хозяйственном споре двух субъектов предпринимательства. Сразу отметим, что Нурсерик Шарипов в очередной раз детально разобрался во всех тонкостях гражданского дела, несмотря на довольно противоречивые судебные акты первой и второй инстанций, и вынес законное решение.

Однако, как оказалось, точка в этом деле не поставлена.

Как известно, пересмотр судебных актов по представлению председателя Верховного суда - исключительная стадия гражданского процесса и осуществляется лишь при наличии оснований, предусмотренных нормами ГПК РК:

1) случаи, когда исполнение принятого постановления может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан;

2) случаи, когда принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) случаи, когда принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.

Любопытно, что в представлении Мергалиева не указано ни одно из этих оснований. Спор рассматривается между частными компаниями в отношении получения прибыли от деятельности и никоим образом не влияет на экономику и безопасность Казахстана, не затрагивает интересы неопределенного круга лиц и не нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права. Основным заказчиком услуги приняты и оплачены, а непосредственный их исполнитель, затратив собственные ресурсы и исполнив все обязательства по контракту, не получил оплату.

Вот что Мергалиев называет главной причиной появления представления: “ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, необоснованно взымая в течение продолжительного времени завышенные суммы за услуги, оказывало их, нарушая как условия договора, так и создавая угрозу причинения вреда жизни и здоровью работников. Между тем, это обстоятельство не было учтено судом кассационной инстанции”. На этом основании председатель Верховного суда предложил рассмотреть ходатайство ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” на заседании судебной коллегии Верховного суда.

При этом ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” даже не является субъектом естественных монополий. Оно в рамках рассматриваемого контракта просто оказывает услуги на рынке железнодорожных пассажирских перевозок для других коммерческих организаций. Давайте посмотрим, что же такого важного в этом гражданском деле, что ради него целый председатель Верховного суда Мергалиев созывает заседание судебной коллегии Верховного суда.

Как получить контракт на жд перевозки, не имея тепловозов

Итак, есть ТОО “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.”, которое нуждается в услугах перевозки персонала по своим объектам по маршруту Уральск-Аксай. Нацкомпания “Казахстан Темир Жолы” не заморачивается такими услугами, так как они не дотируются государством и являются нерегулярными. Поэтому ТОО “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.” вынуждено искать подрядчиков, которые своими силами и транспортом, но используя существующую сеть железных дорог, с определённой периодичностью доставляло бы работников на вахту.

Есть ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” - компания, которая с 2007 года осуществляет деятельность в области железнодорожного транспорта и перевозок, имеет в штате 300 квалифицированных сотрудников, собственный вагонный парк, собственные и арендованные тепловозы, разрешения и допуски, заключённые с национальным оператором АО “НК “КТЖ” договоры, утверждённые графики движения по маршрутам. Причём услуги оказываются в шести регионах Казахстана.

А есть ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” - компания, занимающаяся туристическим бизнесом, руководителем и единственным учредителем которой является Карлыгаш АУБАКИРОВА, которая до декабря 2023 года носила фамилию АЛДАБЕРГЕНОВА. В базах налоговых органов ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” числится как малое предприятие с численностью сотрудников до 30 человек. У компании в собственности нет ни тепловозов, ни вагонов, нет разрешительных документов - необходимых допусков, страховок и прочих вещей, без которых невозможно перевозить пассажиров по железным дорогам. И главное - нет квалифицированного штата сотрудников, которые имеют опыт работы на железной дороге.

Но, как вы уже догадались, это вовсе не помешало ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” в 2018 году чудесным образом стать победителем тендера, объявленного ТОО “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.” на перевозку сотрудников компании по маршруту Уральск-Аксай. После чего ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” заключает договор с ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, которое фактически и осуществляет доставку персонала ТОО “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.”.

Пять лет действия контракта – с 2018 по 2023 годы - ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” оказывало услуги по перевозке, а ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” получало доход.

Когда срок контракта приближался к окончанию, ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” предложило ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” совместно принять участие в тендере на следующий период. При этом ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” должно было предоставить необходимые для участия документы, в частности, подтверждающие техническую и штатную оснащённости, действующие разрешения, чтобы ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” могло вновь получить контракт. ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” от такого предложения отказалось, потому что само могло подать документы на конкурс, минуя посредника.

И вот тут начинают происходить интересные события.

Дело в том, что в октябре 2021 года на перегоне “Желаево-Уральск” под колёсами пассажирского поезда №8883, который обслуживало ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, погибла мать пятерых детей Гульзада ЖАНТАСОВА. Женщина перебегала дорогу в неположенном месте. 18 ноября 2021 года постановлением транспортного прокурора советником юстиции прекращено досудебное расследование, зарегистрированное в ЕРДР по статье 344 часть 2 УК РК - нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного транспорта.

Однако в сентябре 2023 года, как раз в период обострения разногласий и начала судебного разбирательства между компаниями, уголовное дело возобновляется постановлением заместителя главного транспортного прокурора. Сначала сотрудники правоохранительных органов опечатывают тепловоз, который был на маршруте во время несчастного случая. Затем то же самое происходит со вторым тепловозом ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, обслуживающим маршрут Уральск-Аксай. А потом и вовсе “на прикол” ставят тепловоз, арендованный у “Казахстан Темир Жолы”. С большим трудом удаётся разблокировать рабочую технику, которую следователи периодически ставят “на прикол” для проведения технических экспертиз, пытаясь доказать, что тепловозы не отвечают требованиям техники безопасности.

Ну и самое главное - ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” перестаёт платить за уже оказанные услуги. Хотя от заказчика - ТОО “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.” - никаких нареканий не поступает, и деньги на счета ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” поступили полностью и в срок.

Стороны подают иски в суд.

Как фирма-прокладка прозрела через пять лет

Гражданские иски от обоих ТОО поступают в Специализированный межрайонный экономический суд Актюбинской области в августе 2023 года.

ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” в исковых требованиях просит суд обязать ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” произвести оплату за оказанные услуги в сумме 114 млн тенге.

ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” просит суд признать недействительным дополнительное соглашение от 5 апреля 2019 года к договору №59, которым была увеличена стоимость услуг локомотивной тяги на сумму в размере 16 млн тенге в месяц за один локомотив, а также взыскать с ТОО “ЖелДорТранс Актобе” разницу суммы между услугами локомотивной тяги по пассажирскому виду движения и услугами локомотивной тяги по хозяйственному виду движения, возникшую вследствие ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком по договору №59 на общую сумму в размере 103 млн тенге.

ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” указывает в исковом заявлении, что ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” “услуги длительное время оказывались некачественно, а именно с нарушением правил и норм, принятых в железнодорожном транспорте, перевозка осуществлялась с применением маневровых локомотивов, перевозка которыми пассажиров в магистральном транспортном пассажирском сообщении является незаконной”.

Удивительная деталь, но все пять лет, пока действовал контракт, ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” этого не замечало и даже готово было ещё поработать по прежней схеме с ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, а тут такое прозрение.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело, пришёл к выводу, что требование ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” признать недействительным дополнительное соглашение, так как ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” якобы ввёл его в заблуждение относительно существа и природы сделки, подлежат оставлению без удовлетворения: “Суду не представлено доказательств того, что ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” было введено в заблуждение по вопросу природы и существа совершенного между сторонами дополнительного соглашения, само дополнительное соглашение было заключено в апреле 2019 года, и с данного времени при оказании услуг ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” не предъявляло возражений по поводу стоимости оказываемых услуг, вида локомотива при оказании услуг в различные периоды времени: то есть локомотивом маневровым (капотного типа), а не локомотивом вагонного типа”.

Суд также зафиксировал, что “в течение длительного времени при оказании услуг заказчик ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” не предъявлял к исполнителю ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” требований о том, что оказание услуг осуществляется, по их мнению, с нарушением норм и правил в части непредоставления локомотива “вагонного” типа, хотя длительное время при оказании услуг имел возможность контролировать порядок предоставления услуг исполнителем”.

ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” пыталось в суде использовать в личных целях и несчастный случай с многодетной матерью, но суд не принял доводы заключений экспертов: “Доводы заключений экспертов в ходе расследования уголовного дела по факту наезда на человека со смертельным исходом на перегоне “Желаево-Уральск” суд принять не может, поскольку, во-первых, по данному несчастному случаю не была дана надлежащая правовая оценка соответствующими правоохранительными органами или судом, а во-вторых, доводы специалиста не содержат указаний на нормы законодательства, запрещающие использовать маневровый локомотив для перевозки пассажирских вагонов”.

Более того суд указал в решении, что “претензий по поводу качества оказываемых услуг по причине непредоставления для перевозки работников ТОО “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.” локомотива вагонного типа не предъявлялось со стороны основного заказчика по перевозке”.

С учетом всех фактов суд пришёл к выводу, что не имеется оснований для взыскания суммы, предъявленной по встречному иску ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан”. Исковые же требования ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” к ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” о взыскании суммы задолженности суд удовлетворил: “Взыскать с ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” в пользу ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” сумму задолженности в размере 114 339 895 тенге, государственную пошлину в размере 3 430 197 тенге”.

Кто кого ввёл в заблуждение

Однако в апелляционной коллегии доводы ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” о том, что ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” якобы незаконно использовало локомотивную тягу в хозяйственном виде движения для пассажирских перевозок, неожиданно находят глубокое понимание: “Учитывая то, что истцом в нарушение принятых обязательств по Договору № 59 и Дополнительному соглашению к нему для осуществления пассажирских перевозок вместо локомотивной тяги в пассажирском виде движения использовалась локомотивная тяга в хозяйственном виде движения, коллегия приходит к выводу о том, что со стороны ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” имеет место ненадлежащее исполнение договорных обязательств, в связи с чем считает правильным удовлетворить требования ответчика ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” по встречному иску о взыскании разницы суммы по договору в размере 103 100 808 тенге, возникшей вследствие ненадлежащего исполнения истцом обязательств”.

При этом в постановлении Актюбинского областного суда весьма досконально расписана природа увеличения суммы контракта, при этом коллегия использовала из переписки только те части писем, которые им были удобны, создавая нужный контекст и вводя в оборот новый термин: “Между тем, ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” с 01 апреля 2019 года, то есть по истечении трех месяцев с даты окончания договора с “КТЖ-ГП”, при выполнении договорных обязательств в рамках Договора №59 и дополнительного соглашения к нему продолжало использовать локомотивную тягу в хозяйственном виде движения (маневровый тепловоз), что является нарушением действующего законодательства и принятых обязательств. Установлено, что в соответствии с подпунктами 1.1., 2.1.1. пункта 2 Договора №59 ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” заключило с АО “КТЖ-Грузовые перевозки” (далее – “КТЖ-ГП”) договор на оказание услуг локомотивной тяги в пассажирском виде движения сроком до 31 декабря 2018 года.

Письмом №1451 от 19.12.2018 г. ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” сообщило ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” об отказе “КТЖ-ГП” в продлении на 2019 год договора на оказание услуг локомотивной тяги в пассажирском виде движения и обратилось с просьбой об организации совместных обращений в “КТЖ-ГП”.

Письмом №1662 от 22.12.2018 г. ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” сообщило ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” о том, что со стороны “КТЖ-ГП” принято положительное решение на заключение договора о предоставлении на короткий срок - с 1 января по 31 марта 2019 года - локомотивной тяги, но не в пассажирском виде движения, а в хозяйственном, и таким образом дало им время на решение вопроса о приобретении магистрального тепловоза и запуска пассажирских перевозок собственными локомотивами.

Результатом обращений ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” в адрес ТОО “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.” с просьбой рассмотреть возможность увеличения расценок по контракту в связи с продлением срока договора с “КТЖ-ГП” и предоставлением времени для приобретения ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” собственных локомотивов пассажирского вида движения явилось подписание между ТОО “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.” и ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” дополнительного соглашения от 5 апреля 2019 года №01 об увеличении расценок по услугам локомотивной тяги пассажирского вида движения до 16 000 000 тенге в месяц за 1 локомотив без учета НДС с 1 января 2019 года”.

Стоит отметить, что средства на приобретение двух локомотивов выплатило не ТОО “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.” и никак не ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан”. Два новых локомотива были приобретены ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” за счёт кредитных средств. При этом основной заказчик не предъявил никаких претензий и требований по этой сумме, так как его главная задача – обеспечить своим работникам комфортную и безопасную перевозку до места работы. ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” не вложило ни тенге и не потеряло никого дохода от того, что ТОО “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.” стало платить больше - 16 млн тенге в месяц за 1 локомотив. Собственно, мера по увеличению была вынужденной, так как КТЖ не давало технику, и тариф за использование её существенно вырос за последние годы. При этом ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” сумело найти выход из ситуации и оперативно заказало два новых тепловоза в России. О том, что это за техника, расскажем чуть позже. Для понимания читателей пока скажем: “использовать локомотивную тягу в хозяйственном виде движения (маневровый тепловоз)” перевозчику не нужно, он или арендует локомотив в КТЖ, где тариф называется "локомотивная тяга в хозяйственном виде движения", или осуществляет тягу своим локомотивом – маневровым.

Тем не менее апелляционная коллегия выносит постановление: “Решение специализированного межрайонного экономического суда Актюбинской области от 27 декабря 2023 года по настоящему гражданскому делу изменить.

Уменьшить сумму задолженности, взысканной с ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” в пользу ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, до 104 461 064 тенге, государственной пошлины - до 3 133 832 тенге.

Встречный иск ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” к ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” о признании недействительным дополнительного соглашения, взыскании разницы суммы по договору - удовлетворить частично. Взыскать с ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” в пользу ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” сумму 103 100 808 тенге, расходы по уплате госпошлины в размере 3 093 025 тенге”.

То есть коллегия практически обнулила взаимные претензии сторон. С той лишь разницей, что ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” реально оказало услуги и понесло затраты на зарплату, топливо и налоги, а ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” просто сняло сливки с ТОО “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.”.

Впрочем, на этом история не заканчивается.

В следующем материале Ratel.kz расскажет, чем закончилось рассмотрение дела в кассационной инстанции и ради кого председатель Верховного суда Мергалиев пошёл на пересмотр дела на самом высоком уровне. Кстати, не обошлось в ней и без медийного сопровождения одним из блогеров, в 2023 году осужденного по статье 147 УК РК "Нарушение неприкосновенности частной жизни и законодательства РК о персональных данных и их защите" и статье 274 УК РК "Распространение заведомо ложной информации". Более того, публикациями этого блогера по факту готовится дорога к рейдерскому захвату предприятия с более 300 работников, которые получают стабильную заработную плату и платят налоги.

Обязательно прочитайте следующий материал!

Фотоколлаж: Azattyq Rýhy.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




?> ?>
автор orda.kz
Воровской общак – это святое!
Чего боится председатель Верховного суда Мергалиев
Судебная администрация ВС из последних сил пытается скрыть представления председателя Верховного суда
"Прокладка" отозвала ходатайство, по которому председатель Верховного суда Мергалиев вынес представление в коллегию
Имиджевые риски оказались слишком высоки после предания Ratel.kz ситуации публичной огласке
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Понты до ОПЕК доведут. Но радости не принесут
Кто настаивает на участии Казахстана в Организации стран-экспортёров нефти
Полуоткрытая власть: почему заметных улучшений в качестве госуправления пока ждать не стоит
Усилия прошлых лет по росту открытости власти большого эффекта не имели
Кто прокормит Китай?
Кто предупреждён, тот вооружён
Руины в пустыне Прибалхашья: высший промысел или гнев Чингисхана
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Входа нет: экскурсия по заброшенному памятнику ЮНЕСКО
Древнее городище Талхиз планомерно уничтожается равнодушием и бесхозяйственностью тех, кто должен заниматься его развитием
Правительство обвиняет журналистов в нарушении тайных правил
Корреспондент Press.kz Жания Уранкаева получила письмо от руководителя пресс-службы правительства о том, что ей до конца года запрещён вход в Үкімет үйі
С начала года в ВКО вернули государству свыше 58 тысяч гектаров земли
Основная проблема заключается в установлении местонахождения землевладельцев
Работница международного вуза присваивала оплату за обучение
Она была женой ректора и утверждала, что на украденные деньги содержала семью мужа
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Что за дикари разрушают петроглифы ради щебня и цемента
Вмешаться должен уже сам президент
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.