Жизнь как искусство: звезда и смерть Кати Кан

2735 просмотров
0
Галина ГАЛКИНА
Суббота, 23 Дек 2023, 13:30

В Алматы состоялся вечер, посвящённый памяти казахстанско-британской художницы Кати Кан

В Алматы в Esentai Gallery состоялся вечер, посвященный памяти казахстанско-британской художницы Кати КАН. Вечер прошел в формате Bunny Party и вполне соответствовал духу самой Кати, ее яркой личности.

По просьбе организаторов участники Bunny Party пришли со знаменательным аксессуаром на голове – кроличьими ушками. Тогжан САКБАЕВА, одна из организаторов вечера памяти, пояснила: "Те, кто следил за творчеством Кати, знают, как важен был для нее образ кролика. Не просто животное, это альтер-эго художницы". Подобный формат выбран неслучайно, так как Катя планировала провести в Алматы вечеринку в кроличьем стиле накануне Нового года.

На вечер памяти пришли родственники, друзья, ценители творчества. Поделились воспоминаниями, высказали слова скорби. Ведущая Bunny Party рассказала о последней выставке Кати Кан, ее работах и проектах. Был проведен прямой эфир с друзьями и коллегами Кати из Лондона, просмотр видео-арта,состоялся перфоманс в стиле Кати.

Художница ушла из жизни преждевременно - в 36 лет – в ночь с 7 на 8 июля после нескольких дней комы. И эта ранняя смерть прервала яркую и очень плодотворную жизнь.

Ребенком Катя покинула Алматы, где родилась, и уехала с мамой в Лондон. Катя Кан получила хорошее образование – стала обладательницей степени бакалавра изобразительных искусств и кино, SFAI, Калифорния (2014), степени магистра английской литературы с французским языком Эдинбургского университета (2010). Катя Кан принимала участие в инициативах Королевского общества акварелистов, Art Below, Art Wars (Лондон), Red Dot Miami и в Лос-Анджелесе. Была участницей экспозиций национального и международного масштаба.

Катя Кан выставляла свои работы на престижных международных выставках – в SIM Residence (Исландия, 2019), NG Creative Residence (Франция, 2019), Industry in the Streets (Лондон (2015), 18th Street Arts Center (Санта-Моника, 2014) и так далее. Была удостоена многих наград за свою деятельность. В марте 2023 года Катя Кан была приглашена на диалоговую площадку женщин-лидеров, которая состоялась в Палате лордов парламента Великобритании.

В какой-то момент жизнь художницы превратилась в тотальный перфоманс, и шкурка кролика стала родной.

Впервые Катя Кан публично появилась в Алматы в июне 2021 года на выставке казахстанских художников в ALA Art Residency, которая открылась на территории бывшей тюрьмы.

В день презентации экспозиции именно Катя Кан привлекла внимание яркостью образа! Она была не только участницей выставки, но и её объектом - комментировала свои работы в костюме кролика. Девушку сопровождал живой испуганный крольчонок.

Катя рассказывала о себе и своих картинах, которые ценители искусства приобретали еще до закрытия экспозиции - столь они были выразительны!

На одном из полотен Катя изобразила свадьбу с самой собой. Это об одиночестве - экзистенциальном, художническом, личном. Катя тяжело пережила развод родителей: когда они расстались, девочке было шесть лет, после чего и сформировалось скептичное отношение к замужеству. Видимо, детская травма осталась с Катей навсегда.

В Алматы в ALA Art Residency в мастерской Кати можно было видеть работы на тему Казахстана. Из блестящих материалов художница в стиле кича воссоздавала элементы того, с чем ассоциируется Казахстан: солнцеголового человека, Каспийское море, нефтяную карту страны, гостиницу Казахстан, увенчанную короной, солнечные мельницы-батареи для добычи электроэнергии, здание цирка, а также выполненные пайетками панно о биткоинах – с идеей внедрить разработки Кати в казахстанский дизайн.

Вот работа "Бинарный код" – с посланием о нашем городе: "Алма-Ата – отец яблок". Тут же на стене висели фотографии-пародии на элитных эскортниц, навеянные британскими телефонными будками, где и можно было увидеть снимки девушек легкого поведения с номерами телефонов. Катя показывала "тупые", по ее словам, стереотипы, обывательские представления о культурных кодах, пародию на фан-культуру, когда любого человека можно сделать популярным, растиражировав его изображение.

Катя неоднократно признавалась, что испытывала ностальгию по родине. И часто приезжала в Алматы, устраивала выставки.

Художник Сакен БЕКТИЯРОВ вместе с другими коллегами ALA Art Residency общался с Катей Кан на протяжении двух лет:

"Катя – это планета. Она прекрасна тем, что сделала из себя искусство. Это самое главное в жизни художника, когда он сам из себя делает искусство. Катя в полной мере себя воплотила. Она пахала, как кролик – с невероятным трудолюбием. Я был поражен, как много может делать человек – с утра до вечера, без выходных. Резиденция – это образ жизни. Мы, будучи ровесниками ее отца, заботились о Кате, вкусно кормили ее. И она хорошо себя чувствовала в ALA Art: не просто ходила по коридорам резиденции - летала. Жизнерадостный, открытый человек. У нее было громадье планов. В Лондоне у Кати кипела своя жизнь. Для меня одна из самых лучших лондонских работ с ее образом кролика это - фото-серия "Шпион Северной Кореи". Она то прятала, то выставляла ее, а мы шутили об опасности фотосерии, что ее увезут в эту страну. Катя в своей неутомимости на самом деле была для нас заводным кроликом. И сумела сделать из своей жизни искусство".

На прощальном вечере в Esentai Gallery ведущая Тогжан Сакбаева рассказала о первой персональной выставке Кати Кан в Казахстане:

"В сентябре 2022 года состоялась экспозиция "Центрально-Азиатский Эфир". 30 картин, выполненных в различных техниках, были созданы в период предыдущих пяти лет. Это были коллажи, живопись, рисунки, видео-арт, ассамбляж и текстиль… Катя работала в резиденциях Казахстана, Италии и Англии. В Esentai Gallery впервые была представлена серия, посвящённая цифровизации арт-рынка - на стыке казахстанских культурных кодов".

Тогжан Сакбаева поведала о том, что все работы Кати Кан были переданы ее маме. В Лондоне будет организована большая выставка в память о Кате - казахстанско-британской художнице. В Esentai Gallery на Bunny Party демонстрировалась единственная большая работа Кати, в которой она творчески воплотила мечту своего детства – жить в цветке.

Мария ЖУМАГУЛОВА - искусствовед:

Читайте также
На "Поле мечты"

"Поговорка "Не добавляй года к своей жизни, добавь жизни к своим годам" так созвучна с Катей Кан, которая, как промелькнувший метеор на небосклоне современного искусства, успела оставить свой яркий неповторимый след. Она жила в скоростном темпе, пытаясь охватить большие пространства и времена. 36 лет - согласно сложившемуся возрастному цензу - соотносит ее к категории молодых художников. Но она успела опередить время и доказать свою творческую зрелость и состоятельность, оставив наследие, которое еще предстоит исследовать и изучать.

Ее тотальное стремление к свободе досталось ей генетически от отца Александра КАНА. Он как "выходец удушающего совка" сумел сломать сложившиеся реликтовые стереотипы и смоделировать свои новые жизненные установки. По своей профессии он как человек творческий, состоявшийся писатель, передал ей свой внутренний код по наследству, которому она следовала всю свою жизнь. Отсюда и проистекают обострённое отношение к окружающему, бескомпромиссность и универсальность Катиного таланта.

Катя - во всем дитя своего времени, пребывающего в состоянии глобализации планеты. В каком-то смысле, она - Человек мира. Так избыточно состоялась ее судьба, что она сумела, используя имеющиеся у неё преимущества, сформулировать своё космополитическое видение, вовремя усмотреть многомерность этого мира".

Катю во младенчестве, по настоянию православных родственников, крестили в православной церкви в Алма-Ате. А отпевали в Великобритании. Молитвы близких хранили,оберегали ее при жизни, будут сопровождать и по ту сторону нашего мира.

Девушка в поисках истины обратилась к буддизму – в уверенности, что сначала по буддистскому канону нужно принять себя, а потом - мир в целом. Катю Кан принял этот мир - уникальную художницу, доброго, искреннего человека, красивую девушку. Катя же до последнего дня продолжала постигать жизнь во всем ее многообразии.

Фото автора и из личного архива Кати Кан.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером