В Алматы состоялся вечер, посвящённый памяти казахстанско-британской художницы Кати Кан
В Алматы в Esentai Gallery состоялся вечер, посвященный памяти казахстанско-британской художницы Кати КАН. Вечер прошел в формате Bunny Party и вполне соответствовал духу самой Кати, ее яркой личности.
По просьбе организаторов участники Bunny Party пришли со знаменательным аксессуаром на голове – кроличьими ушками. Тогжан САКБАЕВА, одна из организаторов вечера памяти, пояснила: "Те, кто следил за творчеством Кати, знают, как важен был для нее образ кролика. Не просто животное, это альтер-эго художницы". Подобный формат выбран неслучайно, так как Катя планировала провести в Алматы вечеринку в кроличьем стиле накануне Нового года.
На вечер памяти пришли родственники, друзья, ценители творчества. Поделились воспоминаниями, высказали слова скорби. Ведущая Bunny Party рассказала о последней выставке Кати Кан, ее работах и проектах. Был проведен прямой эфир с друзьями и коллегами Кати из Лондона, просмотр видео-арта,состоялся перфоманс в стиле Кати.
Художница ушла из жизни преждевременно - в 36 лет – в ночь с 7 на 8 июля после нескольких дней комы. И эта ранняя смерть прервала яркую и очень плодотворную жизнь.
Ребенком Катя покинула Алматы, где родилась, и уехала с мамой в Лондон. Катя Кан получила хорошее образование – стала обладательницей степени бакалавра изобразительных искусств и кино, SFAI, Калифорния (2014), степени магистра английской литературы с французским языком Эдинбургского университета (2010). Катя Кан принимала участие в инициативах Королевского общества акварелистов, Art Below, Art Wars (Лондон), Red Dot Miami и в Лос-Анджелесе. Была участницей экспозиций национального и международного масштаба.
Катя Кан выставляла свои работы на престижных международных выставках – в SIM Residence (Исландия, 2019), NG Creative Residence (Франция, 2019), Industry in the Streets (Лондон (2015), 18th Street Arts Center (Санта-Моника, 2014) и так далее. Была удостоена многих наград за свою деятельность. В марте 2023 года Катя Кан была приглашена на диалоговую площадку женщин-лидеров, которая состоялась в Палате лордов парламента Великобритании.
В какой-то момент жизнь художницы превратилась в тотальный перфоманс, и шкурка кролика стала родной.
Впервые Катя Кан публично появилась в Алматы в июне 2021 года на выставке казахстанских художников в ALA Art Residency, которая открылась на территории бывшей тюрьмы.
В день презентации экспозиции именно Катя Кан привлекла внимание яркостью образа! Она была не только участницей выставки, но и её объектом - комментировала свои работы в костюме кролика. Девушку сопровождал живой испуганный крольчонок.
Катя рассказывала о себе и своих картинах, которые ценители искусства приобретали еще до закрытия экспозиции - столь они были выразительны!
На одном из полотен Катя изобразила свадьбу с самой собой. Это об одиночестве - экзистенциальном, художническом, личном. Катя тяжело пережила развод родителей: когда они расстались, девочке было шесть лет, после чего и сформировалось скептичное отношение к замужеству. Видимо, детская травма осталась с Катей навсегда.
В Алматы в ALA Art Residency в мастерской Кати можно было видеть работы на тему Казахстана. Из блестящих материалов художница в стиле кича воссоздавала элементы того, с чем ассоциируется Казахстан: солнцеголового человека, Каспийское море, нефтяную карту страны, гостиницу Казахстан, увенчанную короной, солнечные мельницы-батареи для добычи электроэнергии, здание цирка, а также выполненные пайетками панно о биткоинах – с идеей внедрить разработки Кати в казахстанский дизайн.
Вот работа "Бинарный код" – с посланием о нашем городе: "Алма-Ата – отец яблок". Тут же на стене висели фотографии-пародии на элитных эскортниц, навеянные британскими телефонными будками, где и можно было увидеть снимки девушек легкого поведения с номерами телефонов. Катя показывала "тупые", по ее словам, стереотипы, обывательские представления о культурных кодах, пародию на фан-культуру, когда любого человека можно сделать популярным, растиражировав его изображение.
Катя неоднократно признавалась, что испытывала ностальгию по родине. И часто приезжала в Алматы, устраивала выставки.
Художник Сакен БЕКТИЯРОВ вместе с другими коллегами ALA Art Residency общался с Катей Кан на протяжении двух лет:
"Катя – это планета. Она прекрасна тем, что сделала из себя искусство. Это самое главное в жизни художника, когда он сам из себя делает искусство. Катя в полной мере себя воплотила. Она пахала, как кролик – с невероятным трудолюбием. Я был поражен, как много может делать человек – с утра до вечера, без выходных. Резиденция – это образ жизни. Мы, будучи ровесниками ее отца, заботились о Кате, вкусно кормили ее. И она хорошо себя чувствовала в ALA Art: не просто ходила по коридорам резиденции - летала. Жизнерадостный, открытый человек. У нее было громадье планов. В Лондоне у Кати кипела своя жизнь. Для меня одна из самых лучших лондонских работ с ее образом кролика это - фото-серия "Шпион Северной Кореи". Она то прятала, то выставляла ее, а мы шутили об опасности фотосерии, что ее увезут в эту страну. Катя в своей неутомимости на самом деле была для нас заводным кроликом. И сумела сделать из своей жизни искусство".
На прощальном вечере в Esentai Gallery ведущая Тогжан Сакбаева рассказала о первой персональной выставке Кати Кан в Казахстане:
"В сентябре 2022 года состоялась экспозиция "Центрально-Азиатский Эфир". 30 картин, выполненных в различных техниках, были созданы в период предыдущих пяти лет. Это были коллажи, живопись, рисунки, видео-арт, ассамбляж и текстиль… Катя работала в резиденциях Казахстана, Италии и Англии. В Esentai Gallery впервые была представлена серия, посвящённая цифровизации арт-рынка - на стыке казахстанских культурных кодов".
Тогжан Сакбаева поведала о том, что все работы Кати Кан были переданы ее маме. В Лондоне будет организована большая выставка в память о Кате - казахстанско-британской художнице. В Esentai Gallery на Bunny Party демонстрировалась единственная большая работа Кати, в которой она творчески воплотила мечту своего детства – жить в цветке.
Мария ЖУМАГУЛОВА - искусствовед:
"Поговорка "Не добавляй года к своей жизни, добавь жизни к своим годам" так созвучна с Катей Кан, которая, как промелькнувший метеор на небосклоне современного искусства, успела оставить свой яркий неповторимый след. Она жила в скоростном темпе, пытаясь охватить большие пространства и времена. 36 лет - согласно сложившемуся возрастному цензу - соотносит ее к категории молодых художников. Но она успела опередить время и доказать свою творческую зрелость и состоятельность, оставив наследие, которое еще предстоит исследовать и изучать.
Ее тотальное стремление к свободе досталось ей генетически от отца Александра КАНА. Он как "выходец удушающего совка" сумел сломать сложившиеся реликтовые стереотипы и смоделировать свои новые жизненные установки. По своей профессии он как человек творческий, состоявшийся писатель, передал ей свой внутренний код по наследству, которому она следовала всю свою жизнь. Отсюда и проистекают обострённое отношение к окружающему, бескомпромиссность и универсальность Катиного таланта.
Катя - во всем дитя своего времени, пребывающего в состоянии глобализации планеты. В каком-то смысле, она - Человек мира. Так избыточно состоялась ее судьба, что она сумела, используя имеющиеся у неё преимущества, сформулировать своё космополитическое видение, вовремя усмотреть многомерность этого мира".
Катю во младенчестве, по настоянию православных родственников, крестили в православной церкви в Алма-Ате. А отпевали в Великобритании. Молитвы близких хранили,оберегали ее при жизни, будут сопровождать и по ту сторону нашего мира.
Девушка в поисках истины обратилась к буддизму – в уверенности, что сначала по буддистскому канону нужно принять себя, а потом - мир в целом. Катю Кан принял этот мир - уникальную художницу, доброго, искреннего человека, красивую девушку. Катя же до последнего дня продолжала постигать жизнь во всем ее многообразии.
Фото автора и из личного архива Кати Кан.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!