В Алматы открылась "прощальная" выставка Кати КАН
Люблю современное искусство, хоть ничего в нем не понимаю. Люблю на каком-то интуитивном уровне. И так же – сердцем, а не умом – определяю для себя: "мое" это произведение или нет.
Работы Кати КАН – "мои", они на меня действуют, как бокал вина: хочется жить, петь и творить. И очень радостно видеть, как талантливая Катя с каждой своей работой проявляет свой талант глубже, тоньше, ярче, объемнее.
На днях открылась "прощальная" выставка Кати.
- Прощальная – не потому, что я решила больше никогда выставок не делать, выставки будут, конечно, но в этом году именно эта выставка в Алматы и Казахстане – последняя. Я уезжаю в Армению, а оттуда в Лондон, где тоже планирую провести выставку, - рассказывает Катя.
Вот эта выставка называется "Поле мечты". Потому что у всех есть мечты. И мы все их мечтаем. А художник может их еще и отобразить в своих произведениях.
- Выставка соло, тут все работы мои, довольно эклектичные работы. Некоторые из них вы уже видели в других галереях, на других выставках. Но есть и свежие работы, их алматинцы не видели: это черно- белые работы. И моя шелковая работа, она даже еще не доработана. Я ее в только в Лондоне выставляла. Есть еще видео арт в сюрреалистичном стиле. Многое было сделано во время карантина. Например, коллаж на тему нефтяных акций. Моя мама финансист, она дала мне доступ к этой графе, а я добавила скифский контекст.
Меня всегда притягивала древняя мифология, древняя культура, особенно культура и мифология Центральной Азии. Центральная Азия – загадочное скифское пространство для многих людей, до их пор точно неизвестно, кто же такие скифы… И еще я в эту графу – она же сухая, серьезная, я добавила яркости, блеска, детскости. Нашла для нее блестящую сверкающую ткань. Недавно я осознала, что мне нравится сверкающий китч, который был популярен в 90-е, когда я была маленькой. Он мне навевает воспоминания о детстве, об Азии, - рассказывает художница.
Разглядывать работы можно часами, они наполнены смыслами, сюжетами, все это будоражит фантазию, заставляет размышлять, думать и о высоком, и о земном.
Фото: Алина Малина.
Видимо, не меня одну. Постоянно встречаю на Катиных выставках знакомые лица, видимо, негласно уже образовался в Алматы небольшой клуб поклонников творчества Кати Кан.
Фото: Алина Малина.
- Все работы на продажу. И хотя я не большой приверженец этикеток, я решила все-таки указывать стоимость картин на этих этикетках. Я знаю, что многие зрители ленивые и вряд ли пойдут специально узнавать цену. Конечно, продажа - не единственная моя цель, и даже не основная моя цель. И я не стесняюсь продвигать свои работы и выставлять их на продажу. Хотя… в Казахстане много богатых людей, но далеко не все готовы вкладываться в картины. Почему-то у них приоритеты другие, они тяготеют к банальным вещам, к брендам, вкладывают тысячи долларов в одежду, мебель, но боятся потратить сто долларов на художественные работы… Но уже и здесь появляются покупатели. На выставках алматинских бывают же не только местные, много иностранцев, их семьи. Вот одну из моих работ купила сестра посла, - говорит художница.
Как же "воспитать" алматинского ценителя прекрасного, готового купить работу казахстанского художника? Катя уверена – в первую очередь надо создать репутацию нашим художникам.
- Мы недооцениваем сами себя. И это не только художников касается, это во всем. Вот меня часто спрашивают: что ты тут потеряла. Ты же можешь жить в Лондоне или Америке, зачем тебе Казахстан? Понятно же, что это низкая самооценка. И ее надо поднимать. Не только в культуре, но вообще в целом. Нам есть, чем гордиться, но многие казахстанцы этого не осознают. И мало знают, какие у нас есть художники, поэты, писатели. Я заметила, что более зрелые люди искусства считают, что себя рекламировать – это вульгарно, недостойно, некрасиво. Или просто не знают, как это делать. Или стесняются, или боятся. Я считаю надо от этих ложных чувств избавляться. И надо этот барьер пройти, и потом уже переходить на новый уровень, - отмечает Катя.
На Катиных работах очень часто присутствует заяц. Самый обычный – ушастый. Откуда ж такая любовь к зайцам?
Фото: Алина Малина.
- Это и Багз Банни, и зайчик из "Ну, погоди" - разные заячьи образы, но они все ассоциируются у меня с детством, когда моя семья, мои папа и мама были вместе. И этот образ стал персонажем для меня лично, я обычно надеваю на свои выставки костюм зайца. Но сегодня я поменяла имидж. Кардинально. Я сама себе стилист. Хотя долго не могла решиться на такие большие изменения образа. Волосы мне давно надоели, я хотела побрить голову налысо, но все опасалась: а что люди обо мне подумают? Лет пять не могла пойти на этот шаг – и вот решилась. И рада, что это сделала, - улыбается Катя.
Перемены заметили все поклонники ее творчества. Это невозможно не заметить, и дело не только в костюме. И не только в прическе. Катя меняется и меняет свои творческие границы, отодвигая их в бесконечность. Нет у такого искусства у искусства границ. Все понятно без специальных знаний, объяснений и разъяснений. Главное – смотреть душой и сердцем.