Продюсеры картины рассчитывают попасть в программу Берлинского фестиваля в феврале 2017 года
* Когда Амре говорит по-английски
* Знакомство с Гершвином: было или нет?
* Трое суток с мертвым младенцем
* Второго американского Абылайхана не надо
* Париж операторы снимали в Риге
После фильмов «Кочевник», «Келин», «Шал» и «Жаужүрек мың бала» Казахстан предпримет еще одну попытку заявить о себе европейскому зрителю - с американско-казахстанской картиной «Амре».
Продюсеры фильма с киноисторией о необыкновенном таланте и загадочной смерти выдающегося казахского тенора Амре КАШАУБАЕВЕ рассчитывают попасть в программу Берлинского кинофестиваля, который пройдет в феврале 2017 года.
Когда Амре говорит по-английски
В живописном местечке вблизи поселка Ушконыр, где бескрайняя степь очень кинематографично сменяется покатыми холмами, а затем и цепью могучих гор с ледяными пиками, завершились съемки фильма о легендарном казахском исполнителе Амре Кашаубаеве.
В последний или, как говорят киношники, «крайний» день снимали то, с чего, собственно, начнется картина - с событий в казахской степи, когда в родной аул молодого артиста прибывают красноармейцы и силой увозят юношей, скот, запасы провизии. Говорят, американский режиссер Джеф ВЕСПА был настолько поражен природой Казахстана, что практически сразу решил начинать фильм с эпизодов в степи. И это одна из немногих сцен, снятая в Казахстане, и одна из немногих, где будет звучать казахская речь. На протяжении практически всего повествования герои картины будут говорить на английском языке, а события большей части фильма развернутся за пределами родины Амре и будут посвящены триумфу казахстанского самородка в Париже в 1925 году, а также его загадочной и трагической смерти.
Знакомство с Гершвином: было или нет?
«Главная задача фильма - показать нашу культуру зарубежному зрителю, - говорит исполнительный продюсер Анна ЧАКИРТОВА. - Рассказать историю о казахском исполнителе, обладавшем уникальным голосом, на языке, понятном европейцам и американцам, - вот почему для работы над фильмом привлечены иностранные специалисты. Конечно, после просмотра фильма кто-то в Казахстане может сказать, что всё было иначе. Но мы и не претендуем на истину в последней инстанции, это не документальная лента. Мы снимаем кино, легенду, и, как любое художественное произведение, оно имеет право на вымысел. Например, в фильме будет встреча Амре с американским музыкантом Джорджем ГЕРШВИНОМ. У нас нет документальных свидетельств, подтверждающих факт их знакомства. Мы лишь предполагаем, что она могла состояться, ведь в Париже эти музыканты вращались в одних и тех же кругах и вполне могли знать друг друга».
Трое суток с мёртвым младенцем
Известно, что главная сложность в работе над фильмом заключалась в отсутствии документальных свидетельств о жизни и творчестве казахского исполнителя. После смерти Амре все было уничтожено.
Несколько записей уникального голоса певца, случайно найденных в архивах, причем далеко не лучшего качества, 6-7 фотографий и «обрывистые» воспоминания современников исполнителя – вот и весь исходный материал для создания фильма.
Возможно, поэтому работа над сценарием затянулась. Его долго согласовывали с консультантами, что-то дописывали, так как по ходу работы выяснялись новые подробности из жизни Амре. Так, например, внук Жумата ШАНИНА, одного из основателей казахского театрального искусства, узнав о том, что идет подготовка к съемкам фильма, связался с американским режиссером и рассказал о трагическом эпизоде во время поездки казахских артистов в Москву.
- По воспоминаниям современников, в 20-х годах прошлого века мой дед собрал труппу казахских артистов – они отправились на этнографический концерт в Москву. Среди них был и Амре. Добирались из Кызылорды поездом, 7 суток, - рассказывает Булат Шанин. – Жумат ехал с супругой и шестимесячным ребенком. Неожиданно во время поездки младенец умирает. Но дед все-таки принимает очень тяжелое решение - ехать дальше. Из-за опасений, что могут снять всю делегацию с поезда, и они не смогут выступить. Вот так еще трое суток на свой страх и риск они ехали с мертвым ребенком. Этот эпизод так потряс Джефа, что он решил обязательно включить его в сценарий».
Второго американского Абылайхана не надо
Казахстанские киношники также долго проводили и кастинг на главную роль фильма. Памятуя опыт фильма «Кочевник», когда на создателей картины обрушилась лавина критики за то, что казахского хана сыграл зарубежный актер Куно БЕККЕР, создатели фильма «Амре» решили, что на главную роль будут рассматриваться только отечественные артисты. В итоге после нескольких кастингов, фото- и видеопроб американский режиссер утвердил Санжара МАДИЕВА, который к тому же свободно говорит на английском. Специально для роли актер брал уроки вокала и игры на добре. Петь в фильме Амре будет голосом известно народника Сержана МУСАИНА, у которого так же, как и легендарного Кашаубаева, диапазон голоса - три октавы.
«К этой роли я шел большую часть своей жизни, - отметил Санжар, - поэтому постарался использовать весь свой актерский опыт. Роль очень сложная, каждая сцена, даже если она и с юмором, пропитана болью. К сожалению, до начала съемок я очень мало что знал об Амре, но когда в процессе работы узнал его биографию, что ему пришлось пережить, я понял, что меня с ним многое связывает. Когда ты хочешь чего-то добиться, а тебя все время тянут назад. Я почувствовал всю безысходность жизни и всю беспомощность человека, и понимаю, что он пережил. Конечно, я чувствую большую ответственность за то, как передал его образ в фильме, переживаю, как воспримет зритель Амре в моем исполнении. Возможно, кто-то останется недоволен, кто-то оценит. Но в любом случае, я сделал все, что смог, и выложился на 100%».
Париж операторы снимали в Риге
Международная съемочная команда фильма «Амре», в которую вошли специалисты из Казахстана, США, России, Латвии и Литвы, приступила к съемкам 25 июля. «Парижские» сцены снимали в Риге, в любимом городе режиссеров, который считается идеальным местом для съемок «европейских» сцен начала прошлого века.
Столь сжатый график съемок объясняется жестким дедлайном – в конце года американские продюсеры должны завершить постпродакш фильма и представить его в казахстанское министерство культуры и спорта.
Продюсеры надеются, что у картины будет удачная судьба и она сможет попасть в программу Берлинского кинофестиваля, который пройдет в феврале 2017 года. Ожидается, что в широкий прокат, как казахстанский, так и международный, фильм выйдет накануне открытия ЭКСПО-2017 в Астане.