Казахстанско-российское угледобывающее предприятие не смогло свалить вину за крушение своего дряхлого локомотивосостава на машиниста и его помощника
В среду, 12 мая, суд отказал в удовлетворении иска промышленному гиганту - ТОО "Богатырь Комир", пытавшемуся взыскать с двух своих бывших работников 230 миллионов тенге за крушение состава, и удовлетворил их встречный иск.
Напомним, 14 ноября 2019 года ушел под откос состав с углем на разрезе Богатырь. Им управляли опытнейший, очень грамотный и ответсвенный машинист тягового агрегата с тридцатилетним стажем безупречной работы Олег КРЮЧКОВ и помощник машиниста с двадцатилетним стажем Андрей ПАНЮШКО. В ходе приемки смены Крючков обнаружил, что на этом локомотиве 1975 года выпуска, который уже однажды был разбит вдребезги и кое-как восстановлен, неисправен линейный контактор на подключение тягового электродвигателя (через него тяговый агрегат питается током и приводится в движение). Машинист доложил об этом старшему смены и запросил разрешение у диспетчера заехать в экипировочное депо, где проводятся ремонтные работы, но ему отказали, сообщив, что депо занято, и велели загружать уголь.
На расположенном на уклоне перегоне электротяга отключилась, экстренное торможение не помогло, и груженый состав покатился назад вниз, к станции Батыс, до которой было 2997 метров, набирая по пути бешенную скорость. Крючков несколько раз объявил по радиосвязи о том, что в сторону станции Батыс мчится неуправляемый локомотивосостав. Но на тот момент все приемочные пути на станции были заняты, а улавливающего тупика, съехав в который состав просто бы остановился, не причинив никому никакого ущерба, как выяснилось, вообще не существовало. Со станции срочно эвакуировали людей, неуправляемый груженый поезд въехал в состав, принадлежащий АО "Казтемiртранс".
Крючков получил закрытый оскольчатый перелом левого бедра со смещением и черепно-мозговую травму, Панюшко тоже пострадал. Когда они выздоровели, работодатель вместо того, чтобы перевести пострадавших сотрудников на более легкую работу, как это предписала медкомиссия, вышвырнул их на улицу. И не просто вышвырнул, а решил взыскать 230 миллионов тенге ущерба за два разбитых состава. И это при том, что комиссия управления труда установила 20 процентов вины работников и 80 – работодателя. Но даже эти 20 процентов, как выяснилось на суде, на работяг повесили при помощи обмана. Было заявлено, что машинист с помощником, мол, не провели сокращенное опробование автотормозов, и это показали приборы. От комиссии просто скрыли, что приборы эти, такие же дряхлые, как и состав, не работали, зато другие машинисты видели Панюшко в хвосте поезда, где он добросовестно проводил опробование. Эти свидетели были также уволены. Более того, как пояснили на суде специалисты, без опробования автотормозов состав просто бы элементарно не сдвинулся с места.
- Главной причиной крушения стало состояние самого состава, - сказал судья Рауан БЕЙЛГОЖИН после оглашения резолютивной части решения, в котором он в иске ТОО "Богатырь Комир" отказал, а иск работников удовлетворил почти полностью. – Локомотив 1975 года выпуска, а у нас уже 21 год XXI века. Даже человек с возрастом теряет некоторые свои качества, а тут машина. Подтверждения проведения техосмотра у вас нет, тем не менее вы продолжаете локомотив эксплуатировать. И комиссия управления труда все не полностью проверила, надо было объективно к рассмотрению подходить.
Акт комиссии управления труда о признании 20 процентов вины за работниками суд отменил, она должна будет рассмотреть несчастный случай на производстве повторно. Возможно, с учетом новых фактов, установленных в суде, теперь степень вины работодателя окажется 100 процентов. Кроме того, суд вынес решение о признании незаконным и отмене приказа ТОО "Богатырь Комир" №874 лс от 05.08.2020 года о расторжении трудового договора с Крючковым Олегом Борисовичем и о признании незаконным и отмене приказа ТОО "Богатырь Комир" №33 лс от 13 января 2020 года о расторжении трудового договора с Панюшко Андреем Валерьевичем.
К сожалению, в своем встречном иске Крючков и Панюшко не потребовали восстановить их на работе и выплатить заработную плату за год вынужденного прогула, а суд не может выходить за рамки исковых требований. Вероятно, они просто растерялись. Признаем честно, в начале этого долгого судебного процесса в Экибастузе мало кто верил, что двум простым работягам, выкинутым на улицу, удастся победить в суде одно из крупнейших предприятий в мире по добыче угля, которым управляют такие гиганты как казахстанское АО "Самрук-Энерго" и российская Объединенная компания "РУСАЛ". Стоит отдать должное принципиальности локального профсоюза ТОО "Батыр Комир". Его старший технический инспектор Владимир СКВОРЦОВ, несмотря на сложные взаимоотношения профсоюза с ТОО "Богатырь Комир" и оказываемым на него, судя по всему, давлением, продолжал защищать работников в суде.