17 мая в Алматы в Галерее Союза художников открылась выставка «20 лет спустя»
На снимке: художник Юрий Зобак.
Его называют «лучшим сюрреалистом Казахстана», но сам художник говорит, что сюрреализм в казахстанской живописи занимает следующее место после последнего.
Да и себя сюрреалистом не считает. «Я – добрый сказочник», - скромно признаётся Юрий ЗОБАК, и в этом месте надо бы заметить, что звучит это немножко приторно, немножко - как клише, но... почему-то не хочется.
Наверное, потому, что сказки Зобака неморалистичны.
Это вам не русские народные сказки о животных, но и не мрачные истории братьев ГРИММ.
Это полотна, где игрушечная, почти мультипликационная реальность пытается ненавязчиво комментировать реальность нашу, обыденную.
Получается у неё – не очень.
Как комментирует Юрий Зобак, «успехом среди покупателей в нашей стране традиционно пользуются работы этнические, но невозможно ведь всё время рисовать лошадей!!!».
Работы Зобака действительно предельно далеки от национального колорита и вообще не привязаны к локациям и культурам.
Греческие мифы («Зевс») тут соседствуют с библейскими героями («Ной»), зарисовки из реальной жизни («Иглотерапия или шахматный кот») со сновидческими образами и философскими концепциями («Двое»).
«Как вы представляете себе зрителя своих работ? Мне кажется, этот человек предельно космополитичен», – спрашиваю я художника.
«А никак не представляю. Рисую для себя», - отвечает он.
Еще одна банальная фраза, на которую хочется возразить: ну ведь не в вакууме существует искусство.
Но потом я пытаюсь посмотреть на работы, представленные на выставке, через эту призму.
Увидеть за закодированными посланиями живого человека - да, не с уникальными, но в меру глубокими и обаятельными эмоциями и впечатлениями, а также желанием и умением этим делиться.
Наш постколониальный мир так уж устроен: художник из большой страны может говорить о чем угодно, а художник из маленькой страны должен непременно говорить о своей стране. В этом смысле картины Зобака – маленький, спокойный бунт.
В конце концов Зевс, соседствующий с Ноем, в данном случае не постмодернистская игра, а наша алматинская реальность, где сплетаются культуры, и нам остаётся парить в воздухе, непривязанными к земле.
Да, зритель Зобака космополитичен и одновременно - это предельно местный человек.
Ну разве мы виноваты и разве плохо, если единственной точкой опоры для нас окажется не древняя культурная традиция, а какой-нибудь плюшевый шахматный кот, на которого можно опереться во время сеанса иглотерапии?..
Организаторы выставки - Галерея Союза художников и арт-агентство «Улар».
Фото предоставлено арт-агентством и галереей «Улар».