Ремонт небольшого участка дороги стоимостью в 12 миллиардов тенге не завершат и в этом году
Конкурс на реконструкцию автомобильной дороги республиканского значения "Усть-Каменогорск – Зыряновск – Большенарымское – Катон-Карагай – Рахмановские ключи" участок км 56-72", объявленный акционерным обществом "Национальная компания "Казавтожол", завершился. Победителем признано товарищество с ограниченной ответственностью "Kurylys Group RK". В прошлом году эта фирма заплатила почти миллиард тенге налогов, это больше, чем за пять предыдущих лет вместе взятых. Стоимость выполнения работ по выигрышному лоту – 12 миллиардов тенге без учёта налога на добавленную стоимость. Цена на 16 километров дороги была определена после корректировки сметной документации. При этом реализация самого проекта длится без малого шесть лет, ведь началась она в 2017 году. Тогда обещали сделать всё быстро, но, как водится в Восточном Казахстане, работы затянулись, и, соответственно, выросла стоимость самого проекта.
Речь идёт о 32 километрах объездной трассы, которая должна пройти мимо горных серпантинов и значительно обезопасить сам путь. Аким Восточного Казахстана Даниал АХМЕТОВ с завидной периодичностью и уверенностью заявляет о том, что вот-вот она будет завершена, но его слова не совпадают с делом. Например, в 2020 году он обещал, что дорогу достроят в том же году. А в следующем году пообещал, что объект сдадут в 2022. На дворе уже 2023, а работы, остановившиеся несколько лет назад, всё никак не начнутся. За это время стоимость работ и материалов значительно выросла, и её пересчитывали. Как мы видим, теперь всё это удовольствие только на 16 километрах будет стоить уже 12 миллиардов тенге без НДС. Сами работы очень сложные и денег таких стоят, но, если бы их завершили в проектные сроки, то и цена была бы гораздо меньше.
По официальной версии, строительство автодороги в объезд Осиновского перевала было остановлено, потому что совершенно неожиданно для властей и строителей выяснилось, что трасса проходит по землям государственного лесного фонда. Пока их переводили в другую юрисдикцию, подрядчик отказался от реализации. Пару лет назад всё тот же АО "НК "Казавтожол" искал нового, но так и не нашёл.
В пояснительной записке к ведомости объёмов работ говорится, что корректировка проектно-сметной документации произведена в 2022 году (в ценах 4 квартала, версия 22.4.1). В документах уже разыгранного лота написано, что на первый год реализации проекта выделен всего один миллион тенге. И по шесть миллиардов на каждый из двух последующих лет. То есть закончат в лучшем случае дорогу в 2025 году.
Ситуация сильно напоминает реконструкцию моста через реку Иртыш в Усть-Каменогорске. Трёхсотметровую переправу ремонтировали целых семь лет. В 2014 году из бюджета выделили около двух с половиной миллиардов тенге и обещали закончить ремонт за два года. Но не вышло. Проект постоянно модернизировался, а сметы увеличивались, как это случается практически со всеми крупными стройками в регионе. В итоге сумма потраченных государством средств перевалила за десять миллиардов тенге, к которым затем пришлось "докинуть" ещё 150 миллионов, сама реконструкция затянулась на долгие годы, а сам мост и любая с ним связанная ситуация превратились в мем. К тому же в 2016 году рухнул один из пролётов моста. Тогда чудом обошлось без жертв. Пользователи социальных сетей регулярно сравнивали сроки сдачу в эксплуатацию переправы через реку Иртыш и, к примеру, Даньян-Куньшаньского виадука в Китае. Его протяжённость почти 165 километров, а срок строительства с нуля два года.
Фото: из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!