По итогам 2017 года СПК совокупно сгенерировали убытков в размере 2,3 млрд, по итогам 2018 года – 15,6 млрд
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам ЖУРСУНОВ отправил обращение на имя первого заместителя премьер-министра Казахстана Алихан СМАИЛОВА, в котором подробно изложил, почему социально-предпринимательские корпорации (далее – СПК) так и не стали точками роста для бизнеса в стране.
Признаемся, изложенное в документе ничуть не удивило нас, тем более, что Ratel.kz неоднократно делал материалы и расследования по деятельности СПК в разных регионах страны. И каждый раз мы рассказывали, насколько неэффективно эти структуры расходуют бюджетные средства.
Отрицательный вклад в экономику
Идея создания СПК впервые была озвучена Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ в 2006 году в Послании народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира». СПК должны были стать региональными институтами развития, эффективно управляющими активами, стимулирующими экономическую активность в точках роста региона, в том числе через привлечение инвестиций. Одним словом, СПК должны были выступить катализатором формирования конкурентоспособных устойчивых производств в регионах. Эти задачи были обозначены в концепции развития СПК до 2020 год, утвержденной постановлением правительства от 31 октября 2012 года. На основании этого документа в регионах было создано 17 СПК.
«Однако следует отметить, что итоги проведенного анализа деятельности СПК показали, что озвученные в 2012 году проблемы остались не решенными и по настоящее время, а также добавились новые», - констатирует в обращении Журсунов.
Для повышения эффективности деятельности СПК и реализации задач, заложенных при их создании, необходимо было разрешить десяток важных проблемы, среди которых: недостаточно активное взаимодействие акиматов и СПК, СПК и бизнеса, СПК и финансовых и нефинансовых институтов развития, недостаточная активность СПК в поиске инвестиционных возможностей; отсутствие четких критериев оценки результативности компании и эффективной системы мотивации персонала; низкий уровень корпоративного управления; смешение коммерческих и некоммерческих задач, что не позволяет поставить приоритет перед СПК и ряд других. Но, похоже, с этими задачами справится не удалось.
Анализ консолидированных аудиторских отчетов СПК за 2018 год показал, как указывает Журсунов в обращении, что 11 из 17 действующих в стране СПК оставались убыточными. Лишь СПК «Тараз», «Shymkent», «Алматы», «Павлодар», «Тобол» и «Astana» удалось получить чистую прибыль после вычета издержек.
Показатели финансового результата деятельности так называемых институтов развития в период 2017-2018 годов свидетельствуют, что образование прибыли крайне нестабильно. Коэффициенты текущей ликвидности, оборачиваемости, рентабельности большинства СПК не достигают нормативных значений.
В целом совокупный вклад всех 17 СПК в экономику за 2017-2018 годы можно охарактеризовать как отрицательным. По итогам 2017 года СПК совокупно сгенерировали убытков в размере 2 348 048 тысяч тенге, по итогам 2018 года – 15 609 260 тысяч тенге.
Стабфонды – это закапывание денег в песок
Одним из направлений, которые вызывают резкую критику Журсунова, является деятельность стабилизационных фондов при СПК, задача которых - интервенция продуктов питания на рынки в периоды роста цен на социально-значимые продукты питания в целях сдерживания и стабилизации цен.
«Деятельность стабилизационных фондов в принципе не приносит положительного эффекта, учитывая объемы рынка и объемы интервенции на них продуктов питания из заготавливаемых резервов стабилизационных фондов.Фактически вся интервенция продуктов питания заключается в рапорте о наличии отдельных точек в регионах, на которых присутствуют отдельные продукты из перечня социально-значимых по ценам ниже рыночных.Работа СПК в этом направлении сводится к банальному «закапыванию денег в песок», так как для поддержания деятельности стабилизационных фондов ежегодно тратится большие средства», - пишет Рустам Журсунов в обращении.
Дело в том, что закуп продуктов в осенний период по низким ценам, затраты на хранение до периода роста цен и реализации продуктов без ценовой надбавки и зачастую по отрицательной стоимости для компаний.
«Необходимо пересмотреть в принципе подход государства по ежегодным попыткам государства сдерживать рост цен на социально-значимые продукты питания, основой которого должно стать стимулирование производителей продуктов питания непосредственно реализовывать свою продукцию конечному покупателю, что исключит цепочку непродуктивных перекупщиков», - считает Журсунов на основе проделанного анализа работы СПК по стабфондам.
Вызывают нарекания, по словам уполномоченного по правам предпринимателей, и деятельность дочерних организации СПК по управлению специальными экономическими зонами, которые фактически только собирают денежные средства за предоставление коммунальных услуг с участников специальных экономических зон с включением своей маржи.
В связи с внесением изменений в законодательные акты, деятельность СПК дублирует функции других госорганов и приводит в целом к смещению первоначальных задач. Как констатирует Журсунов, деятельность СПК в настоящее время сводится в хозяйственное управление местных исполнительных органов, занимающихся решением краткосрочных социально-экономических проблем регионов, а не развитием регионов путем создания новых производств и развитием конкуренции.
Ограничивают конкуренцию и приводят к удорожанию бюджетных расходов
«Кроме того, сегодня деятельность СПК не направлена на развитие региональной конкуренции, а зачастую приводит к ее ограничению путем необоснованного своего участия на отдельных товарных рынках с развитой конкуренцией. Так, в ведении СПК «Astana» находится порядка 10 субъектов рынка, большая часть которых осуществляет свою деятельность на таких товарных рынках, как благоустройство и пейзажное планирование, строительство зданий и сооружений, услуги уборки с большим участием субъектов частного бизнеса», - пишет Журсунов.
К примеру, с 2016 по 2019 годы СПК «Astana» подписало договоры путем прямого заключения из одного источника с местными исполнительными органами на сумму более 2 млрд тенге на оказание услуг по содержанию спортивных здании и сооружении, проведению форумов.Аналогичные договоры заключены между и СПК «Павлодар» в период 2018-2019 годов на сумму более 1 млрд тенге.
«Вместе с этим, ограничение конкуренции на товарных рынках, связанных благоустройством, озеленением, содержанием спортивных объектов, в первую очередь, приводит к удорожанию бюджетных расходов. Потому как частный бизнес в процессе конкуренции осуществляет их по более низкой цене с лучшим качеством по сравнению с квазигосударственным сектором», - приводит аналитику уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Кроме того, большинство СПК и их дочерние организации осуществляют свою деятельность в нарушение постановления Правительства от 28 декабря 2015 года за №1095 «Об утверждении перечня видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами».
К примеру, дочерние предприятия СПК «Astana» осуществляют свою деятельность в разрез перечня видов деятельности.Так, в ведении СПК свою деятельность осуществляет ТОО "Оркен кала", занимающаяся строительством зданий и сооружений, ТОО "Астана-Тазалык" - санитарной очисткой города и благоустройство, ТОО "Астана-Зеленстрой" - озеленением города Нур-Султан и прилегающих территорий.
СПК – механизм манипуляций с землёй
«Имеют место факты предоставления привилегий госорганами отдельным предприятиям в процессе предоставления земельных участков, в которых в качестве инструмента используются СПК.Механизм заключается в предоставлении СПК земельных участков в обход конкурсных процедур согласно Земельному кодексу, которые в последующем передаются в качестве уставного капитала в совместно создаваемом предприятии. В последующем указанная доля СПК выкупается частным сособственником, что фактически позволяет приобретать вне конкурса земельные участки по ценам, сложившимся в нерыночных условиях», - указывает Журсунов.
К примеру, со стороны АО «СПК «Тараз» были внесены в уставный капитал ТОО «SPK-Qyzylsha» земельные участки на праве временного возмездного землепользования общей площадью 2000 га в количестве 27 штук. 22 ноября 2019 года был осуществлен выкуп доли АО «СПК «Тараз», стоимость доли составила 6 225 924 тенге.
Другим примером является реализация программы «100 мест – уличная торговля», согласно которой местный исполнительный органы предоставляет СПК земельные участки для установки временных торговых павильонов. Затем СПК после получения земельных участков проводит аукцион по продаже права аренды земельных участков субъектам предпринимательства. Аналогичные обстоятельства предоставления МИО привилегий и преимуществ отдельным предприятиям с помощью СПК имеются и в иных региональных отраслях экономики - кредитование, закуп продтоваров, ЖКХ.
Нет контроля – нет эффективности
«Фактически в настоящее время функцией СПК является решение текущих краткосрочных региональных проблем местной исполнительной власти - сдерживание роста цен на продтовары, модернизация ЖКХ, благоустройство, содержание объектов. Указанное обстоятельство подтверждается «раздутостью» количества дочерних организации СПК, где более трети предприятий являются бездействующими, поскольку большое количество проектов акиматов не были до конца реализованы», - сообщает Журсунов.
Согласно данным налогового органа, из 235 дочерних организаций СПК 80 являются не активными и не делают налоговых отчислении. Можно сделать вывод, что СПК в настоящее время не имеют единого направления и специализации деятельности, то есть СПК пытаются реализоваться на рынке строительства, стабилизации цен на социально-значимые продукты питания, управление спортивными объектами.
«Итогом такого распыления сил является совокупный отрицательный показатель вклада в экономику страны.Все указанные недочеты в деятельности СПК являются результатом отсутствия четкого контроля со стороны исполнительных органов и единой политики», - пишет Журсунов.
Более того, ни одним центральным государственным органом на систематической и постоянной основе не проводится работа по анализу деятельности СПК. Как считает Журсунов, независимый анализ деятельности и возможно ведение рейтинга СПК способствовало бы развитию и достижению заложенных целей при создании.
«Учитывая указанное, полагаю целесообразным в рамках указанной работы министерству национальной экономики совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» провести следующую работу по СПК, которая должна позволить перезагрузить деятельность последних: провести детальный анализ деятельности каждого в отдельности СПК и дать соответствующую оценку их деятельности; на основании проведенного анализа деятельности сформировать и утвердить новую концепцию деятельности и развития СПК на 2021-2025 годы; определить центральный государственный орган ответственного в целом за деятельность СПК согласно утвержденной концепции деятельности и развития СПК; на основании новой концепции избавиться от непрофильных активов включив их перечень приватизируемых объектов», - резюмирует в своём обращении уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Сергей Перхальский.