Статья без цифр
Для Казахстана кризис в ряде отраслей является привычным явлением или даже постоянным. В стране имеется как минимум две отрасли, которые находятся в кризисе неизменно. К первой отрасли мы относим банковский сектор. Банковский сектор получил за определенный период больше вливаний, чем любая другая отрасль. Ещё одной проблемной отраслью можно назвать сельское хозяйство, которое вкупе с профильной финансовой корпорацией постоянно просят помощи. Периодически проблемы сельского хозяйства переходят в разряд проблем банковского сектора, сообщает Telegram канал @RiskTakersKZ.
Если вернуться в один из первых серьезных кризисов после 2000-го года, то это кризис 2007-2009 года. Для реализации антикризисной политики был создан Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына".
Следующий крупный кризис настиг страну в 2015 году. В тот период главным ньюсмейкером был Национальный банк. Причиной столь пристального интереса стал переход к свободноплавающему курсу в рамках режима инфляционного таргетирования. Однако решение о переходе на новый режим денежно-кредитной политики было озвучено премьер-министром. В этом же году был принят конституционный закон "О международном финансовом центре "Астана". МФЦА был создан для дальнейшей диверсификации экономики и стимулировании экономического роста.
Помимо двух крупных кризисов был и ряд кризисов поменьше. Из-за них руководству страны приходилось принимать решения о выделении помощи банкам, пытаясь её завуалировать. Помимо прочего, пришлось выделять дополнительные средства для помощи и другим отраслям.
2020 год также стал кризисным. Проблемы, с которыми Казахстан столкнулся в 2007-2009, 2015 и другие годы остались прежними. Страна не смогла избавиться от нефтяной зависимости, банковский сектор остается неустойчивым, фондовый рынок не заработал и еще появился ряд новых проблем. К новым проблемам можно отнести повышенные иждивенческие настроения, снижающаяся устойчивость бюджета и повышение суверенного кредитного риска. По нашему мнению, последний пункт пока не воспринимается руководством страны серьезно и, возможно, ещё не стоит в повестке. Вероятно, что сейчас это оправданно, когда коронавирус является большей угрозой для экономики. После снятия карантина правительству стоит всерьез задуматься о кредитных рисках страны. Если у Казахстана кредитный рейтинг ("BBB-") снизится на один шаг (нотч), государственные облигации перейдут в категорию спекулятивных. Это станет серьезной проблемой для привлечения инвестиций и обменного курса.
Страна попробовала решать проблемы через экономические инструменты. Теперь пора готовиться к следующему кризису и решать политические проблемы. Исходя из опыта прошлых лет, считаем важным не создавать новые организации. Сейчас самое время для реформ, но не таких как прежде. Мы уже создали ряд холдингов и финансовых центров. Теперь Казахстану следует посмотреть, за что нам понижают различные рейтинги. Важные реформы, такие как реформа судебной системы, банковского сектора, монетарной политики невозможны без реформы парламента. Необходимо пересмотреть полномочия парламента и его качественный состав. По нашему мнению, в текущем виде парламент никак не сможет помочь экономике страны и её развитию. Чтобы перезапустить экономику необходимо перезапустить политику. Начало было положено в прошлом году. Теперь надо грамотно продолжить.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Сергей Перхальский.