![](https://imagesratel.kz/cdn/innermain/i/2025/February/08/864e5f2a771e17015a9a53d6f6b008cb30a6e7bd.jpg)
О старом кладбище Кызылорды
На фото: Хон Бом До во время конференции в Москве, 1922, архив "Корея таймс"
Попала на днях в здание, где сейчас располагается Республиканский государственный корейский театр музыкальной комедии. Не на спектакль, нет. В этом здании на спектаклях корейского театра я еще не бывала. Да, этот факт совершенно не красит меня, но что есть, то есть.
А вот на других алматинских площадках корейского театра была. Не на всех, на некоторых.
Ведь за свою долгую (с 1932 года!) историю корейский театр сменил не только множество адресов, но и несколько городов.
Владивосток – Кызылорда – Уштобе – Кызылорда – Алматы. Вот такой длинный путь прошел театр - и в годах, и в километрах на карте.
В Алма-Ате (дело было в 1968 году, и тогда город назывался именно Алма-Ата) он поначалу даже делил театральные подмостки с другим театром – Уйгурским…
С 1999 года располагался в здании бывшего кинотеатра "Жалын". Обустроился там, и за годы, проведенные в здании по адресу ул. Папанина 70/1, сотрудниками театра были поставлены десятки новых спектаклей и концертных программ.
На фото: Корейский театр
А в 2018 году в Алматы состоялась торжественная церемония передачи Государственному республиканскому академическому корейскому театру музыкальной комедии здания, где ранее размещался Казахский Государственный академический оркестр народных инструментов им. С. Курмангазы. Адрес - улица Богенбай батыра, 158.
И я была в этом здании давным-давно – на концертах именно этого оркестра.
И мне очень хотелось увидеть – а как это здание выглядит сейчас внутри? Снаружи совсем неплохо, надо сказать. Красивое, теплое…
О нем, о здании, кстати, не так много информации. Даже дата постройки неизвестна толком – в каких-то источниках это 1948 год, в других – 1952. Архитектор - Т.Б. БРЕННЕР… Об архитекторе тоже информации не нашла, если кто знает – напишите, пожалуйста.
Так вот – в здании мне-таки удалось побывать, и выглядит здание хорошо – и снаружи, и внутри. Сцена и зал небольшие, но такие уютные, родные. Вспомнила рассказ знакомой – она училась в мединституте лет 25 назад, и в этом здании тогда был актовый зал института, тут проходили собрания и прочие студенческие мероприятия.
Прогуливаясь по театру, я попала в музей. Да. Самый настоящий музей, хотя небольшой и скромный. Открыт он был в 2012 году, к 80-летнему юбилею театра. Сам театр тогда располагался в другом здании – на улице Папанина. Ну, а когда театр переехал, музей переехал вместе с ним.
Архивные документы, фотографии, семейные реликвии артистов, костюмы, предметы быта… Разглядывать экспозицию можно часами, вникая в каждую строчку документа, вглядываясь в лица на старых фото. Деятельность театра же не ограничивается только театральными постановками, по сути, это очаг корейской культуры в Казахстане, центр корейской культуры в нашей стране. И истории известных представителей корейской диаспоры, которых мы видим на фото в музее, вплетены и в историю корейского народа, и в историю Казахстана. Вот такое отражение эпохи.
И вот на одной из музейных фотографий я вижу человека в военной форме. И подпись под фото - генерал ХОН Бом До.
Тут же вспоминаю Кызылорду, одну из наших столиц, замечательный город, в котором была два месяца назад – вот тут.
Что вообще-то неудивительно. Этот город - что-то вроде негласной столицы казахстанских корейцев. И когда мы были в Кызылорде, мы это прочувствовали – корейского там много, начиная от самых простых корейских салатов в городских кафе до высокой корейской культуры и литературы. И историй про человеческие судьбы корейцев тоже услышали мы там немало.
Особенно потрясла история Хон Бом До, главнокомандующего Корейской армии независимости… Я читала про него когда-то – героического человека, поднявшего корейских крестьян на борьбу с японскими оккупантами. Но одно дело – читать. Другое – увидеть его могилу.
Точнее – кенотаф…
Но по порядку.
Наше путешествие в Кызылорду было невероятно насыщенным, хотелось увидеть как можно больше в этом наполненном историей городе. Плотный график экскурсий не вмещал всего желаемого. Приходилось вырывать время у сна.
В последний день путешествия мы встали в шесть утра, чтобы до завтрака успеть съездить на старое городское кладбище. Не все, конечно, встали и поехали. Только четверо смелых. То есть тех, кто смог проснуться.
Само кладбище увидели сразу – по метелкам камыша за забором. Это такой опознавательный кладбищенский знак Кызылорды. Такие же метелки видела я и за забором кладбища мусульманского. Подозреваю, бороться с камышом на этих землях почти невозможно…
Не сразу поняла, с какой стороны мы подъехали к кладбищу – плохо ориентируюсь в городах без гор. Но мы как-то интуитивно нашли в зарослях камыша – а он там выше человеческого роста! – едва различимые тропинки и смело отправились вглубь этого камышового "леса".
Зрелище апокалиптическое, можно сказать. Из зарослей неожиданно вырастали слева и справа невзрачные металлические кресты, покосившиеся надгробия со стертыми надписями, разрушающиеся оградки… И все это буквально утопает в зарослях камыша, колючего кустарника и высокой травы.
И сквозь камыши и кресты – восходящее солнце.
В таких местах – местах погребения – видно, как жили люди полстолетия лет назад. Какие у них были привычки, какой достаток в семьях.
Интересные детали погребения 60-70–х годов ХХ века - очень много могил, надгробия и памятники которых выполнены из металла, полностью обшиты железом.
И есть кирпичные надгробия. Не видела больше нигде таких…
Хотя чему я удивляюсь – как правило, делают памятники из тех материалов, которые распространены в местности. Или на которые денег хватает. А тут видно – не очень богато жили в 60-х, потому и надгробия такие – лаконичные, скромные… А потом стали жить лучше. И хоронить близких стали тоже лучше. В 80-х уже появились красивые каменные памятники, выполненные хорошими скульпторами. И много, много корейских фамилий, встречаются греческие, немецкие, польские… На кладбище в полной мере осознаешь масштаб переселения сюда, в Кызылорду. Переселения разных народов со всего Советского Союза.
В целом же кладбищенская картина здесь удручающая. Много заброшенных могил, мусора, сухостоя… Но проблема эта общая для многих городов мира - кладбища дичают, буквально превращаясь в джунгли. Правда, есть и другие города и страны, где-то не хватает места для погребений, и вот там-то как раз порядок, но сейчас мы не про них…
У нас в стране есть четко прописанные правила погребения и организации дела по уходу за могилами. И там указано, что содержание захоронений в надлежащем порядке обеспечивается близкими родственниками. Но не у всех, здесь захороненных, есть родня. Увы. Обстоятельства разные. Возможно, переехали в другой город. Возможно, уже сами где-то рядом покоятся…
Вот могилы и рушатся.
Но это могилы. А сама территория кладбища находится под присмотром местных исполнительных органов, они и обязаны содержать дорожки, клумбы, газоны, канализацию, электрическую и водопроводную сети в порядке. И делать это за счет местного бюджета. Это если следовать законодательству Республики Казахстан. Но, как мы видим, не всегда это получается у местных органов…
Правда, поблуждав по зарослям, мы все-таки вышли на относительно облагороженную территорию.
Сначала увидели мемориальный комплекс - братскую могилу советских воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны в Кызылорде. Комплекс небольшой, мы обошли его весь, каждое захоронение изучили. Не на всех могилах есть имена, увы. На некоторых печальная надпись – НЕИЗВЕСТНЫЙ… Но территория ухожена, надгробия свежеокрашены - ухаживают, это видно…
А почти напротив этого комплекса мы увидели еще один мемориал.
Бюст на постаменте - человек в буденовке, каменные надгробия с надписями.
"Хон Бом До. 1868-1947. Герой корейского освободительного движения".
Как же он оказался в Кызылорде?
Если очень кратко – он боролся против японской колонизации. Именно это (и только это) я и знала до некоторых пор.
А уже после посещения его могилы стала искать подробности, детали его биографии.
История его жизни поражает.
Родился в очень бедной крестьянской семье недалеко от города Пхеньян (сейчас это столица КНДР, страна, которую мы все называем "Северная Корея"). В восемь лет стал сиротой и до 15 лет жил у своего родного дяди. Потом отправился служить – был сигналистом в пехоте. Позже работал на бумажной фабрике.
Это было тяжелое время для Кореи – страна была под постоянным натиском Японии. Военные стычки, неравноправные экономические договоры с Японией нарушали привычный уклад жизни корейцев. В стране зрели революционные настроения.
В своей биографии позже Хон Бом До писал, что в 1894 году он лишил жизни трёх корейцев, которые были сторонниками японского господства. И потому ему пришлось бежать в горы, где он впервые организовал собственный отряд из 300 человек для борьбы с японскими "хищниками". Там, в горах, он вступил в общину профессиональных охотников – в горной местности именно охота, а не сельское хозяйство, давали местным жителям средства на жизнь.
Хон Бом До быстро завоевал признание среди охотников и был избран главой общины. На этой должности он даже добился снижения государственных налогов на охотничий промысел.
Однако, согласно договору 1907 года, японские империалисты начали осуществлять роспуск корейской армии и других организаций, в этот список попало общество профессиональных охотников – у них же было оружие...
Хон Бом До собрал отряд и около трех лет вел партизанскую войну против оккупантов. В его отряде было (по японским сведениям) 650 человек!
И хотя отряд иногда наносил чувствительные удары японской стороне, в целом силы были неравны. В августе 1910 года произошла окончательная колонизация Кореи, и в 1913 году Хон Бом До с частью партизанского отряда бежал от преследований на Дальний Восток. Он надеялся, что там сможет собрать больше людей и запастись военными припасами для дальнейшей борьбы с японскими захватчиками.
Но потом им пришлось бежать еще дальше – на российскую территорию, которая в то время уже стала советской.
А дальше словами самого героя (нашла на сайте "Коре ильбо"):
"В 1921 году, в январе месяце, терпя нужду в боевых припасах, преследуемый превосходящими в сотни раз численно и качественно полчищами японцев, я со своим отрядом бойцов в 700 человек из Маньчжурии перешел на советскую территорию в Иман, где я оставил часть бойцов в 380 человек под именем же моим, а с остальной частью в 220 человек партизан я поехал в г. Свободный по приказу командующего 2-й армией. В г. Свободном я с отрядом влился в отряд КАЛАНДАРИШВИЛИ и с последним прибыл в мае месяце в Иркутск, где я был тогда назначен командиром 1-го батальона Корбригады 5-й Армии. В 1921 году, в ноябре месяце, я поехал в Москву к ЛЕНИНУ в качестве делегата-представителя от корейских партотрядов с докладом о возникшем в 1921 г. в г. Свободном между корпартотрядами кровавом инциденте. Из Москвы вернулся в Иркутск в феврале 1922 г."
В Москве, кстати, его наградили именным оружием – от имени Реввоенсовета РСФСР…
А я, прочитав эти строки, немедленно открыла карту и стала смотреть, где ж находится город Свободный. Оказалось, в Амурском крае, и появился он в 1912 году благодаря строительству там Транссибирской железной дороги. В городе в то время было всего 10000 жителей.
И именно в этом городе произошло событие, которое вошло в историю как "Амурский инцидент", и которое Хон Бон До в своей биографии называет "кровавым инцидентом".
Здесь, в окрестностях города, в 20-е годы ХХ-го века стали собираться корейские партизанские отряды. Одни из них поддерживали правительство Кореи в эмиграции, находящееся в то время в Шанхае. Другие же корейские объединения имели руководство в Иркутске.
На фото: военный-парад и демонстрация трудящихся Владивостока, 1922
А дальше я не очень понимаю случившееся – ведь и те, и другие боролись против японской колонизации и, по моему разумению, должны были быть едины, но в июне 1921 года между ними начались бои. Да, "шанхайские" и "иркутские" отряды стали воевать друг с другом.
"Шанхайцы" в результате этих событий были совершенно разбиты - потеряли более 600 человек убитыми, 917 попали в плен. Часть пленных была казнена после боя – свои казнили своих, это вообще не укладывается в моей голове…
На фото: Нестор Каландаришвили
А про революционера-анархиста Нестора Александровича Каландаришвили, который тоже упомянут в автобиографии Хон Бом До, я немного читала. Но в связи с совершенно другими обстоятельствами: несколько лет назад я была в Иркутске в командировке, и местные встречающие устроили мне небольшую экскурсию по городу. В завершение которой мой коллега-журналист, а по совместительству гид завел меня на местное кладбище, а там могила Нестора Александровича. Вот такой памятник истории. И рассказал много историй про "Деда", так звали Каландаришвили товарищи по партии – у него была огромная борода лопатой. И человеком он был (и остается!) в регионе весьма известным.
И про то, как он воевал с атаманом СЕМЕНОВЫМ, и как пытался договориться с воровским миром о "дружбе", как устраивал еще в дореволюционные времена нападения на губернатора и местных купцов-богатеев… И как потом стал революционером и устанавливал советскую власть в регионе. Очень авантюрная и неоднозначная была личность этот самый Нестор. То ли бандит, то ли революционер-романтик… Историки местные не могут определиться в формулировках.
Под впечатлением этих рассказов я тогда даже фильм посмотрела "Сибирский дед", там как раз про революционера… Фильм 1976 года показался мне скучным и таким… эээ… идеологически выверенным. Так что настоящая жизнь Нестора оказалась интереснее кино.
И я только сейчас поняла, что все эти кровавые амурские события происходили при нем. С декабря 1920 года он был командующим войсками Якутской области и Северного края, а в марте 1921 года был создан Корейский революционный военный совет, который он возглавил…
И вот под его началом и оказался тогда отряд Хон Бом До.
"С 1923 по 1927 год занимался земледелием в Калининском районе, и там же в 1927 году вступил в партию, а с 1928 года по н/в работаю в Ханкайском районе в коммуне "Звезда Ханки", - пишет в своей биографии Хон Бом До.
Только добавлю – он и организовал эту коммуну, и это была первая коммуна на дальнем Востоке.
Но все вот эти заслуги - и боевые, и мирного времени, не спали его от депортации.
На фото: артисты корейского театра
До 1937 года в Приморье проживало 172 тысячи корейцев, было 2 национальных корейских района и 77 национальных корейских сельсоветов, около 400 корейских школ, корейский педагогический техникум, корейский пединститут, корейский театр, издавалось 6 журналов и 7 газет на корейском языке.
Но на основании постановления Совнаркома СССР они были депортированы. В основном, в Казахстан и в Узбекистан.
Предлог был совершенно нелепым для всех, кто мало-мальски был знаком с историей этого народа. Формулировка - для "пресечения проникновения ЯПОНСКОГО шпионажа в Дальневосточный край".
Вывозили их грузовыми поездами, в которых не было даже элементарных удобств.
11 тысяч человек умерли в пути… 11 тысяч!
В Кызылординской области депортированные корейцы стали заниматься тем, что умели – земледелием. А точнее – рисоводством. Об их трудолюбии в нашей стране всегда легенды ходили. Причем, подкрепленные фактами. И статистикой: в СССР советские корейцы занимали первое место по количеству Героев социалистического труда на 1000 человек. Звания "Герой социалистического труда СССР" были удостоены 206 корё-сарам.
Корейцы – великие труженики, пахари, земледельцы, у них это в крови. А эта земля стала родной для корейцев и других репрессированных народов. С их появлением в районе начало стремительно развиваться сельское хозяйство. К тому же опыт корейцев, признанных рисоводов, для Кызылординского региона был очень ценным, очень тут пригодился.
С Дальнего Востока сюда вынужденно переехали разные организации культуры и образования: Дальневосточный корейский институт (не весь, два факультета) и редакция корейской газеты "Ленин кичи"…
Перебралась в Кзыл-Орду и большая часть театрального коллектива.
Из этих артистов корейского театра было решено организовать разъездную театральную труппу, как было указано, "для обслуживания корейского населения". Коллектив назвали "Колхозно-совхозный гастрольный корейский театр".
В 1940 году он был преобразован в "Кзыл-Ординский областной корейский музыкально-драматический театр" 3-й категории.
И вот в этом театре Хон Бом До стал работать сторожем, истопником. Жил один, семья его погибла еще в Корее. И вот однажды один из актеров корейского театра узнал в театральном стороже героя Хон Бом До.
Возраст у него уже был почтенный – за 70 лет. Но когда началась Великая Отечественная война, Хон Бом До пришел в военкомат Кзыл-Орды – просился на фронт добровольцем. Ему отказали – 75 лет тогда было герою.
Скончался генерал в Кызылорде 25 октября 1943 года. Так и не дождавшись освобождения родины от оккупации.
В 1962 году ему посмертно присвоили "Орден основателей государства" 2-й степени, а в 2021 году – 1-й степени.
Удивительное дело – подвиги Хон Бом До почитают сразу в нескольких странах. В Северной Корее, в России, в Казахстане. И в Южной Корее – а ведь он был большевиком! Но роль его в формировании идентичности корё-сарам так велика, что политическая направленность уже не так важна. Герой.
Вся эта информация не новая, конечно. А в самой Кызылорде имя Хон Бом До известно всем - и школьникам, и пенсионерам.
Но я, когда стояла у места, где он когда-то был похоронен, открыла для себя Героя.
Почему "был", спросите. И где его могила, если здесь сейчас кенотаф?
В 2021 году в Кызылорде состоялась церемония передачи останков легендарного генерала Хон Бом До официальной делегации Кореи.
В составе иностранной делегации были министр по делам патриотов и ветеранов Республики Корея ХВАН Ги Чхоль, чрезвычайный и полномочный посол Республики Корея в Казахстане КУ Хонг СОК, председатель фонда "Мемориал генерала Хон Бом До" У Вон Шик, актёр ЧО Вон Джун.
Останки героя перезахоронили на национальном кладбище города Тэджон.
И сейчас он наконец-то на родине…
Небольшое отступление.
Пару лет назад я была в городе Уштобе. Там меня встречали местные корейцы, возили по городу, рассказывали его историю, показывали местные достопримечательности…
С особой гордостью подчеркнули - с 1942 по 1952 год в городе работал старейший в Казахстане национальный театр - Государственный Республиканский академический корейский театр музыкальной комедии.
Тот самый, с которого я и начала этот запутанный рассказ.
Но самым запоминающимся местом для меня в Уштобе стало местечко под названием Бастобе. Это небольшой населенный пункт на окраине города и его естественное продолжение.
Уштобе – это "три горы" с казахского, а Бастобе – это "главная гора". Именно у ее подножия сохранились воронки от старых землянок. Их вырыли корейцы, переселенцы с Дальнего Востока. В октябре 1937 корейцев привезли сюда в товарных вагонах и выгрузили на станции Уш-Тобе (тогда город так назывался). Часть людей расселилась в поселке, но не всем хватило места. И пришлось невольным переселенцам копать землянки. Выбрали подветренную сторону холма, чтобы не замерзать. И там поселились - в землянках. Зиму пережили. А весной ушли с этого места, но память о нем осталась.
И осталось кладбище. На могилах надписи на корейском – указано, когда человек родился, откуда сюда прибыл и когда покинул этот мир…
А в 2012 в память о тех безотрадных событиях рядом с тем кладбищем поставили мемориал в память о жертвах политических репрессий. Простой камень, белый цвет. У корейцев – цвет печали. Нам, современным людям, которые живут в комфорте, даже невозможно представить жизнь переселенцев в то суровое время. А надо бы представлять время от времени. Чтобы не допускать такого…
1 апреля 1993 года постановлением Верховного Совета Российской Федерации были признаны незаконными акты, принятые начиная с 1937 года в отношении советских корейцев, и, по сути, корейцы были реабилитированы как жертвы политических репрессий.
Фото: © Ratel.kz / Евгения Морозова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!