
Южноафриканская Республика усиливает меры против китайских маркетплейсов
Temu - часть группы PDD Holdings, которая также управляет китайской платформой Pinduoduo - с каждым месяцем увеличивает свою аудиторию в Южной Африке. Ключевая причина успешного выхода на рынок заключается в агрессивной ценовой политике и моделях бизнеса, ориентированных на массового потребителя. Платформа предлагает товары с очень низкими ценами, которые значительно ниже цен местных ритейлеров. Согласно исследованию компании Statista, на середину 2024 года доля китайских маркетплейсов, таких как Temu и Shein, на африканском рынке электронной торговли достигла 12%, что является внушительным показателем в условиях растущей конкуренции и слабой инфраструктуры.
Сравнительно с другими странами региона, ЮАР оказалась в числе лидеров, где бизнес испытывает наибольшее давление из-за китайских платформ. По данным отчета Южноафриканской торгово-промышленной палаты, в 2023 году импорт китайских товаров в ЮАР вырос на 11,5%. Это почти в два раза больше, чем общий рост импорта товаров из других стран.Китай является основным импортером текстиля в ЮАР, с среднемесячной стоимостью импорта около 4,2 млн рандов (примерно $237 тыс.).
Местные компании, такие как Mr Price, Pep, Cotton On и Woolworths, выразили обеспокоенность ростом влияния Temu и Shein. Они опасаются, что китайские платформы могут не только снизить рыночную долю, но и привести к массовым сокращениям рабочих мест. Согласно отчету ЮАР по занятости, примерно 20% всех рабочих мест в стране находятся в сфере розничной торговли и текстильной промышленности. Резкое снижение объемов продаж местных ритейлеров может привести к потере рабочих мест в этих секторах. Так в 2023 году в стране было зарегистрировано сокращение на 5% в секторе малых и средних предприятий (МСП). По данным Южноафриканской ассоциации электронной торговли, с июля по сентябрь 2024 года три крупных интернет-магазина в ЮАР были закрыты или проданы, что является, по мнению аналитиков, явным признаком того, что иностранные маркетплейсы ослабляют позиции местных игроков.
Глава Комиссии по конкуренции ЮАР Дорис ТСЕПЕ подчеркнула необходимость создания равных условий в секторе электронной коммерции и заявила о готовности правительства использовать все доступные инструменты для достижения этой цели.
Так, до 1 сентября 2024 года в ЮАР существовала налоговая льгота, позволяющая импортировать товары стоимостью менее 500 рандов (около $28) без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с минимальной пошлиной в 20%. Это позволяло Temu и другим китайским платформам разделять заказы на мелкие посылки, избегая уплаты полной пошлины и НДС, что тоже давало им конкурентное преимущество перед местными продавцами.
Однако с 1 сентября 2024 года Южноафриканская налоговая служба (SARS) внесла изменения в налоговое законодательство. Теперь все импортируемые товары стоимостью менее 500 рандов обязываются уплачивать 45%-ую пошлину и НДС, что привело к значительному увеличению стоимости товаров, поступающих через платформы вроде Temu. Таким образом власти страны ловят сразу трех зайцев: защищают южноафриканских производителей, занятых в текстильной и электронной промышленности, выравнивают условия для местных ритейлеров и маркетплейсов, которые ранее не могли конкурировать с такими ценами, и увеличивают поступления в бюджет страны.
Кроме того, помимо налоговых изменений, в ЮАР обратили внимание на качество товаров, поступающих через международные маркетплейсы. Уже в 2025 году планируется внедрение дополнительных регламентов, которые будут требовать от иностранных компаний регистрации и соблюдения местных стандартов качества продукции.
Тем не менее на фоне этих шагов в ЮАР стоит отметить, что Temu активно расширяется по всему африканскому континенту. Примером является недавний запуск Temu в Нигерии, где платформа предсказывает рост объемов продаж в 2025 году на 15%. Ожидается, что к 2026 году Temu может занять до 25% рынка электронной торговли в регионе, что усилит его влияние на местных производителей.
Таким образом, китайские платформы продолжают свой путь к доминированию на африканском континенте, а правительства стран региона ищут новые способы регулирования электронной торговли и защиты интересов местных производителей.
Фото: shutterstock.com.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!