Об этом рассказали в городском акимате
В последние годы в Уральске последствия массовой урбанизации, хаотичной застройки и устаревших способов организации городского пространства стали создавать большие проблемы и неудобства для жителей. Настроение у людей падает: с автобусами проблемы, жилья на всех не хватает, порой приходится сидеть без света или воды, сходить отдохнуть некуда, в общем - куда ни кинь, везде клин. Тем не менее медленные изменения в жизни города, в его удобстве и комфорте все же происходят. О них и о планах на будущее Ratel.kz поговорил с заместителем акима Уральска Асхатом КУЛЬБАЕВЫМ.
- Первое, что интересует людей - что у нас в Уральске со строительством нового жилья? Есть ли надежда, что жилье станет доступней и качественней? Будут ли у нас квартиры для очередников и пользователей госпрограмм?
- Темпы строительства и коммерческого, и государственного жилья в принципе не снижаются и даже показывают некоторый рост, что говорит о растущем спросе на жильё. Что касается жилья для очередников, то с 2021 года для них не было введено в эксплуатацию ни одного дома. Все дома, где заказчиком выступает государство - это кредитное жилье. Его строительство финансируется из бюджета, а после конкурса "Отбасы банк" возвращает эти средства.
В чем проблема с таким подходом? Финансирование этого строительства идет на 80% из республиканского бюджета, на 20% из местного. Плюс - не учитывается, что на местный бюджет ложится нагрузка по подведению инженерных сетей и благоустройству прилегающих территорий. Если говорить в цифрах, кредитное жилье продается за 200 тысяч тенге за кв.метр, а его строительство обходится за 270 тысяч тенге за кв.метр. А де факто, учитывая еще и сети и благоустройство - 340-360 тысяч за кв.метр. Получается, что местный бюджет дотирует квартиры, если вглядеться прямо в суть - одним налогоплательщикам покупаются квартиры за счет других.
В правительстве рассматривается вопрос о выкупе готового жилья у частных застройщиков. В этом году уже выделен бюджет, и ведется работа с частными застройщиками по вопросу приобретения жилья для очередников у них. Мы надеемся, что это снимет бесконечные претензии к акимату по поводу качества построенных домов. Бизнес, конечно, не в восторге, но, учитывая, что у них сейчас сильно упали продажи, это поддержит отрасль.
- А что скажете относительно качества жилья и неконтролируемой застройки, которая несет за собой огромное количество проблем? Взять, к примеру, дома в районе завода "Кублей" или "дома для полицейских" близ ЖД-ветки. Почему акимат за этим не следил и планирует ли начать следить?
- Это не проблема Уральска, а проблема законодательной базы страны. В 2015 году упростили процедуру ввода объектов в эксплуатацию. Раньше была госкомиссия, которая принимала дома, в ее составе были представители СЭС, ГАСК, ЧС и других инстанций. Сегодня же приемка домов осуществляется в цепочке "заказчик-подрядчик-авторский-технический надзор", то есть все частные фирмы, у госструктур нет никаких рычагов контроля.
Именно это привело к неконтролируемому строительству в Уральске и других городах. Сейчас государство намерено пересмотреть эту процедуру, вновь в приемке будут участвовать контролирующие органы. Это замедлит темпы строительства и должно решить множество проблем, связанных с качеством строительства. Так, например, может быть решена проблемы точечной застройки, улучшится качество самого строительства, фасады проектируемых домов должны будут проходить согласование градостроительного совета (такая практика уже работает в Алматы и Астане), и таким образом нам удастся упорядочить процесс уплотняющей точечной застройки.
- Если уйдет эта безобразная уплотнительная и точечная застройка, то в каком направлении будет развиваться город?
- Сейчас упор делается на развитие микрорайона Акжайык. По вопросу его строительства в адрес акимата несется большой поток критики, но город растет, и ежегодный прирост населения в Уральске от 5 до 7 тысяч человек, и через 5-7 лет население достигнет 400-420 тысяч человек (сейчас - около 365 тысяч - А.Ш.), и куда-то нужно будет расселять всех людей. Правильно, когда город растет ввысь, а не вширь, то есть микрорайонами. Когда в Уральске строили микрорайоны Зачаганск, Северо-Восток, люди тоже сомневались и критиковали, но со временем обжили эти новостройки.
Что касается Акжайыка, то там сейчас строятся 8 многоквартирных домов, возведение которых планируется завершить к концу текущего года. В этом году там будет вода, в первом квартале 2024 года завершат подведение канализации и благоустройство прилегающих территорий. В планах начать заселение в третьем квартале 2024 года. Акжайык рассчитан на 75 многоквартирных жилых домов (МЖД), микрорайон поделен на кварталы, и по мере завершения строительства квартала со всей инфраструктурой он будет заселяться.
- Значит, город будет обрастать микрорайонами, а что же делать с уже имеющимися огромными частными "шанхаями", которые выросли на огромных территориях?
- Развитие частной застройки в городе - это большие и неоправданные затраты для города. Подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры, строительство дорог и тротуаров, чистка этих же самых дорог зимой, вывоз мусора. Политика выдачи 10 соток под индивидуальное жилищное строительство продолжается, но нужно понимать, что в городе это делать фактически нереально. Элементарно, сейчас в очереди за участками стоит свыше 110 тысяч человек, и нужно около 10 700 гектаров площади, чтобы обеспечить их землей. Столько же сейчас занимает современный Уральск. То есть нужно вырастить новый город, чтобы всех расселить в частные дома. На мой взгляд, индивидуальное частное строительство надо развивать в районах, для того чтобы удержать население и дать рабочие места.
- Кроме частного сектора, есть еще проблема заселения дачных массивов в городской черте. Как акимат будет работать с людьми, которые круглогодично проживают на дачах?
- В пределах Уральска есть 165 дачных кооперативов, более 20 тысяч человек проживают на дачах круглогодично. Люди переезжают в город из области, и самый дешёвый способ для них обосноваться на земле - приобрести дачный участок. Люди живут и строят без правоустанавливающих документов, жалуются на высокие тарифы на воду, электроэнергию и вывоз мусора, на отсутствие общественного транспорта и состояние автодорог.
Надо отметить что на дачах проживают не только из-за низких доходов, напротив, дачные массивы вдоль реки Чаган от Мичурина и вплоть до Жангирхана - это большие благоустроенные коттеджи, они расположены вблизи рек, ближе к природе, а недвижимость во всем мире с видом на воду ценилась. Тем не менее проблема одна и та же - люди проживают там, где не положено. С этим невозможно бороться, игнорировать тоже не получится, единственный выход - упорядочить это все.
- Есть ли конкретные даты, когда дачи войдут в состав городских территорий?
- Акимат проводит работу по установлению границ садовых товариществ. Это шаг к вхождению территорий садоводческих товариществ в состав городских территорий, но заявлять об этом как о факте - пока преждевременно. В течение последних двух лет мы ведем подготовительную работу: установили границы 25 дачных товариществ, выявили бесхозяйные участки, провели координацию, будем браться за вопрос дорог. Самое главное для нас сейчас - упорядочить хаотичный рост дачных массивов и поставить ограничения, чтобы дальше этих границ они уже не росли.
Сейчас внутри самих дачных сообществ много бесхозяйных участков, мы их берем на учет, объявляем их как бесхозяйные и затем будем переводить в земли запаса. После окончания моратория на предоставление дачных участков, либо внесения изменений в земельное законодательство, может быть рассмотрен вопрос о предоставлении их людям в пользование. Эти участки будут иметь целевое назначение "под садоводство и дачное строительство", это будут не совсем жилые дома, но вполне узаконенные постройки, частная собственность, которой будут пользоваться без опасения насчет ее законности.
- Помимо жилья, насущного вопроса, уральцев интересует и вопросы удобства городской среды. Нынешний Уральск - не самый комфортный в плане передвижения город. Как намерены власти улучшать обстановку в этом плане?
- Нужно улучшать качество общественного транспорта. В статье на Ratel.kz про устройство общественных автобусов в Уральске хорошо показана общая картина. Работа общественного транспорта уже модернизируется в городе. В течение последних лет мы ввели дифференцированный тариф, электронную оплату за проезд, обновили автобусы. В этом году еще закупятся 55 новых автобусов взамен старых. Проблема не только в автобусах, но и в нехватке водителей. В этом году будет квота на привлечение иностранной рабочей силы, чтобы перевозчики смогли вовлекать недостающих водителей из других стран.
Это только часть работы по модернизации общественного транспорта в Уральске. В планах акимата на следующий год стоит корректировка маршрутной сети в городе. Ее суть в том, чтобы выполнить исследование пассажиропотока: из какого района, в каком количестве и в каком направлении движется пассажиропоток. После получения данных должна быть разработана математическая модель с рекомендациями маршрутов, сведениями о вместимости транспортного средства и интервале движения. Это требует значительных затрат, порядка 100 миллионов тенге. Эффект будет в том, что сократятся издержки перевозчиков, повысятся их доходы, и, что главное - снизятся затраты государства на выплату субсидий.
Главная наша цель - повысить качество обслуживание пассажиров, то есть обновить автопарк, сократить интервал движения и увеличить охват районов города общественным транспортом.
- Помимо развития общественного транспорта, что еще будет приниматься для того, чтобы улучшить обстановку на дорогах?
- В целом работаем еще по двум направлениям - строительство дорог и строительство паркингов. Городу нужна еще одна дорога - с юго-запада, района Зачаганска, на северо-восток (10 микрорайон), которая генпланом запланирована через Переволочную рощу (несколько лет назад идея строительства дороги через рощу уже поднималась, однако общественность выступила против вырубки леса под дорогу - А.Ш.). Люди сами придут к этому решению, поскольку неудобство и дискомфорт передвижения будут подталкивать к поиску решений. Кроме того, в городе запланировано строительство еще как минимум одного путепровода через железную дорогу, потому что Уральск посередине разделяет железная дорога с большим количеством тупиков к промзонам.
Что касается парковок, то, во-первых, теперь при проектировании домов выше семи этажей мы предъявляем к застройщикам требование о наличии обязательной подземной парковки. До этого еще ни один застройщик в Уральске не делал их, за исключением проектирования гаражей на первых этажах в многоквартирных домах. Кроме того, акимат будет помогать тем предпринимателям, которые будут организовывать многоуровневые частные парковки в уже сформированных жилых массивах - предоставлять участки.
- Будут ли в Уральске улучшаться условия для пешеходов и велосипедистов? Есть ли в планах полностью пешеходные улицы?
- У нас в планах масштабный проект по полной реконструкции проспекта Назарбаева от Куреней вплоть до площади Маншук Маметовой, всего 5,4 километра. Техспецификация уже готова, надеемся что на следующий год нам удастся начать разработку ПСД. Реконструкция проспекта будет включать замену сетей, ливневой канализации и арычной системы, обустройство пешеходных и велодорожек, сужение дороги. Навскидку вся эта работа обойдется в 20-25 миллиардов тенге и превратит проспект почти в пешеходную зону, за исключением общественного транспорта.
Самое сложное - сделать подземную часть. Наша задача не только сделать пешеходную зону, но и в целом спасти исторический Уральск. Большая Михайловская - так назывался проспект до революции, и здесь расположено 55 исторически значимых домов Уральска.
- Но это ведь очень сложно и дорого. В силах ли государство спасти эту часть города, которая действительно всем дорога?
- Да, это масштабно, поэтому модернизация будет поделена на две части - до улицы Сарайшык, где имеется сосредоточение исторических зданий, и после нее. Государство возьмет на себя полную замену всех, а что касается фасадов зданий - мы надеемся, что собственники пойдут на встречу и будут ремонтировать их постепенно. Хотелось бы, чтобы появилась и госпрограмма по поддержке бизнеса в исторической части Уральска, чтобы людям было интересно развивать там гостиницы, рестораны, мастерские, магазины. Это могло бы дать серьезный толчок для роста туристического потока в город.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!