Общественные автобусы Уральска: взгляд изнутри

6796 просмотров
0
Акмарал ШАЯХМЕТОВА
Пятница, 14 Июл 2023, 10:00

Как устроена работа в сфере пассажирских перевозок

Каждый день мы пользуемся общественным транспортом, порой критикуем его, и часто - за дело. Но мы редко задумываемся о том, как устроена система общественных перевозок изнутри и каково приходится тем, кто задействован в ней. В сегодняшнем материале Ratel.kz мы расскажем, как проходит один рабочий день водителя автобуса и кондуктора. 

Пассажирские перевозки в Уральске представлены шестью основными автопарками, город обслуживают 26 городских маршрутов, а также 10 дачных и 6 пригородных на 381 автобусе. Герои нашего материала - водитель Назарбек УТАРОВ и кондуктор Жанна НУРГАЛИЕВА работают на маршруте № 20 предприятия ТОО "Урал Тех Сервис", в одном из самых старых автобусных парков Уральска . 

Читайте также
Сколько лет нужно копить жителю Западного Казахстана, чтобы купить свою квартиру

В советские годы это было единственное государственное пассажирское предприятие, которое обслуживало все городские маршруты и маршруты от отдаленных сел и до города. После развала СССР автопарк приватизировали, и теперь это частное предприятие, одно из шести городских перевозчиков. В этом году по тендеру у них только два маршрута - № 20 и № 13, до этого были еще маршруты № 2 и 30Д. 

Утро 

Рабочий день водителя автобуса и его кондуктора начинается в 05-30 утра, когда большинство жителей города все еще спят. 

- Я привыкла вставать рано. Человек ко всему привыкает. Встаю за час до выхода, завтракаю, собираюсь, потом приезжает "обслужка" и довозит меня до парка. Я работала в нескольких автопарках и могу сказать, что именно здесь мне нравится отношение к коллективу. Есть "обслужка", а в других местах водители и кондуктора едут на такси, сейчас это очень дорого. А еще здесь все четко и строго, алкотест даже кондуктора проходят, с перегаром не допускают до работы. Также у нас в почете чистота - и людям приятно, и нам самим приятно работать в чистом автобусе, - рассказывает кондуктор Жанна Нургалиева.

Утром, до выхода на маршрут, кондуктора получают у диспетчера валидатор и кассу, а водитель получает путевой лист. Потом они оба проходят проверку у медика - давление и алкотест. После - приводят в порядок свои машины: кондуктор натирает поручни и стекла автобуса изнутри, а водитель - снаружи. Ночью автобусы уже проверил дежурный механик, чтобы избежать неожиданных поломок на линии. Любая поломка - это простой и убытки для хозяев автопарка. Сейчас маршрут № 20 обслуживается на "Векторах" средней вместимости, особых проблем с ними нет - это новые автобусы. 

- В этом автопарке работал мой покойный отец, он был водителем на автобусе "Уральск-Шалкар", когда я был маленький, с ним приезжал на базу. И теперь здесь все так же, как и в моих детских воспоминаниях. В 1998 году, когда я переехал с Шалкара в Уральск, работал в этом автопарке с двоюродным братом - он водитель, а я - кондуктор. Потом решил отучиться на водителя, купил автобус, работал на своем автобусе.

Раньше было много привлеченных частных автобусов, сейчас в основном все автобусы принадлежат автопарку, а водители - наемные рабочие. На своем автобусе было прибыльно работать, но и ответственности больше: например, сейчас у меня график 2/2, а на своем автобусе был график 5/1. Какое-то время я не работал в автопарке, около пяти лет был слесарем в локомотивном депо, потом вернулся, - рассказывает Назарбек Утаров.

Автобус № 20 ездит по маршруту "Автовокзал - улица Сырыма Датова - проспект "Абулхаирхана" (один из трех крупных проспектов города) - и до центрального рынка". Это популярный маршрут, но не самый длинный, другие автобусы, скажем, №2, 22, 5, преодолевают маршруты в 2-2,5 раза больше, заезжая на городские окраины.

- У нас 15 автобусов на линии ежедневно, соответственно 15 графиков с интервалом 7 минут. Сегодня мы начинаем с центрального рынка, до него едем без пассажиров. До 7 утра уже есть первые пассажиры, в основном рабочие рынка или те, у кого работа пораньше начинается. Если начинаем с автовокзала, то среди пассажиров те, кто приехал из поселка Подстепное в город на работу. Утром мы покупаем чай на рынке и пьем его со сладостями, потом стартуем. Вообще, питание у нас не самое правильное - обед хороший, мы его из дома приносим, а вот на перекус что-то мучное или сладкое, - говорит Назарбек Утаров. 

На линии

Утром в Уральске хорошо - город только просыпается, машин мало, и нет назойливого шума, воздух свежий. Район центрального рынка, кажется, просыпается гораздо раньше остальных - здесь с самодельных прилавков или прямо с фур торгуют оптовые продавцы, у которых берут товар владельцы магазинов у дома или мелких лавочек, чтобы перепродать дороже на местах, грузчики снуют туда-сюда с тележками, подметает и выкидывает коробки дворник. Пассажиров, действительно, хватает, несмотря на ранний час. Загружаемся и едем. 

- В районе рынка мешают проезду тележки, а вообще по городу мешают машины, припаркованные как попало. Когда давно работаешь за рулем, интересно замечать, как меняется город. Раньше автомобилей было мало, где-то в 2003 году в Уральск стали заезжать первые иномарки из Германии, дальше концентрация машин только росла, сейчас, как мне кажется, самое большое количество машин. Дороги, конечно, узкие у нас, нужно их расширять в соответствии с ростом населения города. 

В целом, культура вождения хромает у нас. В особенности у молодых людей, неопытных, нет водительской солидарности - каждый так и норовит подрезать, почему-то они хотят с нами соревноваться. Сейчас сделали автобусные полосы - правильное решение, на наш взгляд. С ними у нас получается не выбиваться из графика, - говорит Назарбек Утаров. 

Кондуктор Жанна Нургалиева говорит, что пассажиры в Уральске в общей массе - приятные люди: пользуются услугами, платят за проезд и ведут себя прилично, хотя и бывают исключения.

- С утра все бодрые, ни у кого еще не испорчено настроение рабочими моментами. К вечеру люди устают, мы тоже устаем. Самое сложное - работать в жару, до этого несколько недель в городе стояла аномальная жара, духота. В хорошую погоду и настроение хорошее. У нас главное требование в автопарке - не ругаться с пассажирами, мы и стараемся. Но порой бывают такие люди, которые будто бы специально ищут повод поругаться, я стараюсь просто молчать в таком случае. Я когда сильно обижусь, могу и заплакать. Мне один коллега говорит - тебе надо на 7-й маршрут, через полгода себя не узнаешь, характер жесткий станет, там такие склочные пассажиры попадаются.

Один раз случай был - хотела помочь дедушке, который хромал. А он мне нагрубил, сказал, что сам справится. Тогда за меня другой пассажир заступился, говорит ему: "Не нужно скидывать на девушку все свои нервы, вы доедете до нужного места, а ей еще весь день с людьми работать". Мне так радостно стало, что люди понимают меня. Разные случаи бывают у нас на работе, бывают и наглые пассажиры, и нетрезвые. Я уже психологом стала, вычисляю по виду человека, какой у него характер, какое настроение, - рассказывает Жанна Нургалиева.

По словам кондуктора, введение электронной оплаты за проезд в Уральске было быстрым - "удар по карману" работает наиболее эффективно. Сейчас в день на маршруте наличными набирается не больше 2000 тенге. Автоматизация ставит под угрозу существование профессии кондуктора. Об этом говорили еще 1,5 года назад, в самом начале внедрения валидаторов. 

В течение года в Уральске хотят перенять опыт Алматы или Астаны, то есть водитель водит, он же - следит за тем, чтобы не было "зайцев". Будут стоять камеры, и водитель будет говорить: "Не тронемся с места, пока еще двое не оплатят". Также пассажиров будут встречать контролеры на выходе - и от Smart Qala (оператор электронной оплаты), и от автопарка. Из-за этого нововведения водителям обещают повысить зарплату - добавить то, что получает сейчас кондуктор. Сейчас, по словам героев нашей статьи, водитель получает от 300 до 350 тысяч тенге со всеми надбавками за 15 дней работы, а кондуктор 150-180 тысяч тенге. Если перерабатывают - зарабатывают больше. 

- Наша работа меняется, сейчас у нас есть GPS-маячок, по которому диспетчер отслеживает наше передвижение, чтобы шли строго по маршруту. Оплата за проезд тоже автоматическая. В основном, люди все платят за проезд, "зайцем" ездят те, кто принципиально не хочет платить. Если у человека реально нет денег на проезд, он спрашивает разрешения проехать бесплатно. Если автобус пустой, пускаем, нам не жалко - все равно топливо жжем.

В больших автобусах, где я работала, там "зайцем" часто ездили студенты. В целом, там сложней работать, народу набивается много, за всеми надо уследить. Я обычно выходила на улицу и с трех дверей у людей оплату принимала: все торопятся куда-то, адреналин такой получаешь. На "двадцатке" спокойней, некоторых пассажиров запоминаешь, да и едут они не потоком с одной точки в другую, а постоянно меняются, - говорит Жанна Нургалиева.

Спустя полтора "круга" в автобусе становится скучно - один и тот же маршрут перестает быть интересным, а пассажиры начинают казаться однотипными: подростки, уткнувшиеся в смартфон, деятельные молодые люди за "горячими звонками", девушки с цветными волосами и пирсингом, девушки в хиджабах, уставшие мамы с младенцами, добрые разговорчивые апашки, угрюмые и молчаливые апашки, пенсионеры с авоськами... и так по кругу. 

На снимке: водители "дружат" на конечных маршрута.

Водителю и кондуктору автобуса же - никогда не скучно, хотя они делают в день 8-9 таких "кругов" от одной конечной остановки к другой и пропускают поток в 700-900 пассажиров в сутки. На конечных остановках они общаются с коллегами, посреди маршрута в автобусе в качестве пассажиров бывает кто-то из коллег, у которых нерабочий день, и они начинают обмениваться новостями.

- Нам не до скуки. Я слежу за дорогой, в перерывах с людьми разговариваю, слушаю музыку и новости по радио, главное - не громко, чтобы пассажиры не возмущались. Еще у нас есть группа, где водители предупреждают друг-друга о пробках или аварийных ситуациях на дорогах. Пробки - отдельная тема, и дело не столько в интенсивном движении. Есть у нас неграмотные решения в дорожной сфере. 

На некоторых отрезках дороги ставят пешеходные переходы один за другим, каждый раз приходится останавливаться. Есть светофоры с большим таймером, в котором нет необходимости, это тоже приводит к скоплению машин. В основном мы знаем все эти места в городе и уже спокойно относимся, что именно там бывают пробки. Сами дороги по качеству приемлемые, летом все хорошо, но зимой, бывает, коммунальщики не успевают за снегом, - говорит Назарбек Утаров.

Вечер

Вечером, в 20.50, автобус завершает смену откуда и начинали - с центрального рынка - и уже без пассажиров едет на заправку, по дороге кондуктор снова моет поручни и окна изнутри. На дорогах в такое время тоже меньше машин, шум постепенно уменьшается, а жаркое солнце садится. 

Заправляются водители автобусов по талону всегда в одном и том же месте, где автопарк оптом закупает дизтопливо. На сутки хватает 50 литров. Потом автобус возвращается в автопарк: кондуктор сдает кассу и валидатор, водитель же едет на мойку. На мойке рабочие быстро моют автобус изнутри и снаружи, а потом он проезжает сквозь большие губки, которые вытирают его досуха.

На территории автопарка все постройки типовые, еще с советских времен. С одной стороны - такой вот "филиал СССР", с другой стороны - все работает четко и отлажено, будто бы и не в Казахстане: парковка чисто выметена, сами автобусы все ухоженные, в пределах базы работает все, что нужно для обслуживания транспорта - ремонтный цех, мойка, цех для зимней парковки. 

Работники, опять же, официально трудоустроены. Все работают быстро и слаженно, отношения между собой в коллективе, судя по всему, хорошие. В планах у владельцев базы - возобновить работу автозаправочной станции своей территории, чтобы экономить на топливе. 

Начальник колоны пассажирского предприятия "Урал Тех Сервис" Эльмира ТАУПОВА говорит, что, автопарк у них большой, а маршрутов всего два, хотя они могут потянуть четыре маршрута.

- По субсидированию, которое нам сейчас выдается от государства по электронному билетированию, мы особо разогнаться не можем, чтобы обновить свой автопарк. Мы хотим, чтобы государство заметило наш транспортный бизнес и развивало. Неплохо было бы получить лизинги для покупки нового автобуса. Государство просит у нас обновления парка, но чтобы купить хотя бы один автобус, нужно 60 миллионов, мы сейчас нуждаемся в 30 новых автобусах. Мы не оправдываем свое обновление, - говорит Эльмира Таупова.

И хотя конкретно на этом предприятии порядок, в целом в Уральске сфера общественных перевозок хромает.

- Во-первых, автобусов мало на такое количество населения, отсюда бывает перегруженность. Иногда бывает, что самих автобусов хватает, но нет водителей. Не всякий согласится работать по такому графику, несмотря на то, что зарплата неплохая. Молодежь неохотно идет на эту работу. Да и потом, не каждый водитель хорошо выполняет свою работу, сколько люди пишут в Инстаграме жалоб, что водители обгоняют друг-друга, правила нарушают.

Кондуктором тоже не каждый хочет работать: с людьми работать не всегда комфортно. Люди на нас срывают свой негатив, несут его из дома или с работы, а срывают на нас. Я привыкла к своей работе, иной раз даже в выходной день встаю рано, по привычке, часто прошусь на замену в выходные. После работы ничего не хочется - ужинаю и сразу спать. С родными тоже мало вижусь, внука своего три месяца уже не видела, - говорит Жанна. 

- На здоровье я не жалуюсь, хоть работа и сидячая, я уже привык - со спиной, зрением проблем никаких нет. В выходные дни я живу как все - помогаю маме, общаюсь с детьми, они уже взрослые. Сейчас вот племянница приехала, она замуж вышла в Актау: будет кудалык, надо ехать в поселок, барана резать, - резюмировал Назарбек. 

Четырнадцатичасовой рабочий день водителя и кондуктора заканчивается. "Обслужка" довезет Жанну до дома, Назарбек едет на своей машине. После ужина они сразу же ложатся спать, завтра их ждет еще одна смена, на которую нужно вставать в 4-30 утра.

Фото и видео: Ⓒ Ratel.kz / Акмарал Шаяхметова.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Жаслан деген Жасұлан емес пе? Жаслан деген Жасұланның орысша қате жазылған түрі ғой.
Почему женщину в Казахстане не считают человеком
Государство не станет цивилизованным никогда, если не прекратится насилие над гражданами женского пола
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Зачем Управлению делами президента поле для гольфа
Нацкомпания QazaqGaz избавилась, наконец, от навязанного ей убыточного актива
Если в авторитарной стране всё спокойно – не верьте этому
Португалия после "Революции гвоздик": между Сциллой и Харибдой
В США испытали истребитель, управляемый искусственным интеллектом
Новое поколение пилотов-испытателей обучает ИИ к ведению полётов в боевых условиях
Казахи 200 лет назад: смеялись над конокрадами, боялись башкирской судьбы, ограничивали ханскую власть
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Почему наш подполковник Мукашев круче Бишимбаева
Один день из жизни буйных начальников Северного отдела полиции Павлодара, душивших и швырявших подчинённых, включая беременную, а потом спрятавшихся
Кто лоббирует интересы АО "К-Дорстрой" при ремонте полосы международного аэропорта Астаны
И каким образом компания, признанная недобросовестным участником госзакупок, получила крупный госконтракт
Акима Усть-Каменогорска не будут привлекать к административной ответственности за состояние дорог
Взысканиям уже подверглись подрядные организации, а сами улицы начали ремонтировать
Актюбинца незаконно лишили свободы, водительских прав, поставили на учёт в наркодиспансер
Виною всему - непрофессионализм врача-нарколога и неисправный алкотестер
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.