Петропавловску три года не светят обустройство и развитие
Такого мнения придерживается депутат Петропавловского городского маслихата, юрист Павел АФАНАСЬЕВ (на снимке), благодаря которому горожане и смогли узнать об особенностях проекта бюджета города на 2018-2020 годы.
Публичных слушаний по этому поводу устраивать не стали, ограничившись вынесением вопроса на заседание Общественного совета города. Однако представителей СМИ на мероприятие почему-то не пригласили.
Проект пока не утвержден, это будет сделано на сессии городского маслихата в самые ближайшие дни. Тем временем у народного избранника сложилось впечатление, что документ не предполагает какого-либо развития производственной базы города.
- Предварительный анализ доходной части бюджета на 2018 год показывает, что новых значительных источников повышения доходов в Петропавловске не предвидится, - сказал Афанасьев. – Основная доля доходов бюджета приходится на налоговые поступления – 11,9 миллиарда тенге из 16,2 миллиарда, или 73,5 процента от общей суммы доходов. Надо отметить, что аналогичная сумма закладывалась и в бюджете на текущий год! Что касается неналоговых поступлений, то, согласно проекту, они составляют всего 72,3 миллиона тенге (0,45 процента), что в пять раз меньше показателя…. 2017 года. А поступления от продажи основного капитала, кроме доходов от продажи ипотечного жилья, предусмотрены в 2018 году только на уровне 201,5 миллиона тенге, что в 10 раз меньше показателя нынешнего года. Таким образом, мы видим, что доходы формируются только за счет обложения налогами того, что уже есть и работает в нашем городе, или будет работать без усилий местной исполнительной власти. Налоги - социальный, транспортный, на имущество, акцизы, разные сборы - и так бы взимались… Но где же развитие, движение вперед, где инициатива чиновников? Где приватизация, расширение конкурентной среды, создание новых предприятий и рабочих мест? Где доходы от деятельности государственных предприятий и поступления от перехода в коммунальную собственность бесхозяйного имущества?
Вопросов у депутата много, например, он никак не может взять в толк, почему в неналоговые поступления не зачисляют, не отражая в бюджете, спонсорскую и благотворительную помощь? Они текут мимо общего баланса и сметы, представляя, по сути, «черную кассу», сплошную «неучтенку», отмечает народный избранник.
Он также обратил внимание на такой факт: городской отдел экономики и бюджетного планирования и отдел финансов, забирая на свое собственное содержание из казны около 53 миллионов тенге, отвечают при этом лишь за мизерную часть доходов местного бюджета.
Если сложить неналоговые поступления и продажу основного капитала, то получается всего-то около 274 миллионов тенге.
- К сожалению, мы не видим со стороны ГУ «Отдел экономики и бюджетного планирования» радикальных, конкретных предложений по отходу от дотационной зависимости городского бюджета и изменению ситуации, когда 50 % дохода бюджета составляют трансферты из вышестоящих бюджетов, - говорит Афанасьев. – Отдел работает по принципу «всем сестрам – по серьгам», банально распределяя деньги, а не изыскивая их, не определяя приоритеты в развитии. Все выглядит так, что сегодня в городе нет ни бюджетного планирования, ни развития экономики, но есть только сбор дани в виде налогов.
Немало замечаний и по проектируемым расходам, которые предлагают снизить с 14, 8 миллиарда тенге в 2017 году до 12, 3 миллиарда в 2018 году. Хотят сократить траты на сферу занятости (с 837,5 миллионов до 785 миллионов тенге), на ЖКХ (с 4,6 миллиарда до 1,9 миллиарда тенге), строительство (с 47 миллионов до 20 миллионов). При этом в проекте бюджета есть загадочная статья «прочие расходы», где 49 миллионов тенге, по словам депутата, остались не расшифрованными.
- В сфере ЖКХ на 2019 и 2020 годы вообще не предусматривается финансирование обеспечения жильем отдельных категорий граждан, что недопустимо, поскольку не все льготники воспользовались таким правом, в частности, выпускники детских домов, - сказал депутат. – Не заложены средства на развитие коммунального хозяйства, а также систем водоснабжения и водоотведения. Видимо, считается, что в этой сфере мы модернизацию уже провели и у нас все сети в идеальном порядке… Не закладываются на 2019-2020 годы и расходы по капитальному и среднему ремонту автомобильных дорог и улиц города. В графах о развитии транспортной инфраструктуры в проекте бюджета наблюдаем прочерки. Мне могут возразить, что в этих программах мы ждем областных трансфертов, которыми и заткнем все дыры. На мой взгляд, неразумно отдавать на откуп вышестоящего бюджета целые сегменты и направления городского хозяйства. Ведь трансферты не являются гарантированным и постоянным источником дохода, сегодня он есть, а завтра может и не быть. Да и каким должен быть его размер, чтобы удовлетворить нужды города? В 2017 году сумма трансфертов составила 14 миллиардов тенге, то есть половину всей доходной части бюджета! Исходя из этой логики, в 2018 году их объем должен быть 16 миллиардов. А если столько не дадут, то, получается, вышеназванные сферы городского хозяйства вообще финансироваться не будут?
По словам Афанасьева, бюджетная политика города должна быть сосредоточена на решении задач по увеличению собственной доходной базы, для чего необходимо обеспечить условия для устойчивого экономического развития. Депутат составил ряд предложений и по повышению эффективности расходов. В их числе - пересмотр перечня государственных предприятий и учреждений, не приносящих доходов в казну, но без конца ее «доящих».
Например, было бы разумно изучить деятельность городской ветеринарной станции, которая регулярно возмущает население дикими отстрелами животных, при этом до сих пор не может построить даже элементарного приюта.
По подсчетам депутата, закрыв станцию и распустив ее штат, можно сэкономить в бюджете 12 миллионов тенге.
А все виды деятельности, которыми она занимается, передать в конкурентную среду с помощью тендера на госзаказ, желающих принять участие в котором будет достаточно.
- Результатом реализации бюджетной политики до 2020 года должны стать обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, а также открытости деятельности местных государственных органов, их подотчетности, полной прозрачности расходов, - отметил Павел Афанасьев. – Среди приоритетов - реализация эффективной системы общественного контроля. Одной из его форм являются общественные слушания, проведению которых, кстати, так усиленно в этом году сопротивлялся отдел экономики и бюджетного планирования акимата Петропавловска и даже некоторые члены Общественного совета.
Фото из архива Павла Афанасьева и открытых источников.