Известный казахстанский скрипач-виртуоз и дирижер Марат Бисенгалиев – о том, почему его оркестр «растворился в Бисенгалиеве»
Эта весна проходит у Марата БИСЕНГАЛИЕВА под знаком цифры 5: во-первых, музыкант отметил свое 55-летие, и, во-вторых – 5-летие своего симфонического оркестра Алматы. Именно с ним знаменитый скрипач дал недавно концерт в Уральске.
Возвращение не навсегда
Как известно, прежде Бисенгалиев был частым гостем в этом городе: он руководил симфоническим оркестром Западно-Казахстанской области. Правда, только до конца 2007 года. Тогда-то и случился конфликт музыканта с местной администрацией. Скрипач и художественный руководитель оркестра покинул город и не возвращался в него девять лет. И только в ноябре 2016 года ситуация изменилась: именно тогда музыкант, впервые после продолжительного отсутствия, дал концерт в холле казахского уральского драмтеатра с солистами симфонического оркестра Алматы. И вот – новое выступление.
– Наконец-то двери открылись, - прокомментировал ситуацию Марат. – Четыре месяца назад мы вновь выступили в Уральске в рамках коммерческого турне по Западному Казахстану.
– Значит ли это, что вы думаете возобновить работу с оркестром Уральска?
– Это уже пройденный этап для меня. Он был очень интересным, но в настоящее время работа с симфоническим оркестром Алматы для меня - основное и главное дело. На него затрачиваю очень много сил и времени. А концерты в Уральске – это такие душевные подарки как для нас, музыкантов, так и для слушателей.
Было невероятно приятно увидеть знакомые лица. И я думаю, что настоящий праздник музыки состоялся вновь благодаря «армии» зрителей, сформировавшейся за годы моей работы с оркестром Западно-Казахстанской области. Я выбрал самое большое пространство для выступлений - фойе казахского уральского драмтеатра, кроме всего прочего, отличается хорошей акустикой. В городе концертные залы рассчитаны на 300-500 мест, мне же было необходимо пригласить как можно больше любителей классической музыки...
Открытия за ширмой
- И какими были отзывы после вашего выступления?
– Один из поклонников написал на самом деле очень интересный отзыв. Он сравнил два оркестра – некогда действовавший уральский и нынешний алматинский. Уральский отметил как «очень энергичный и интенсивный», а про алматинский сказал так: «этот оркестр, в хорошем смысле, как будто растворился в теле Марата Бисенгалиева» (смеется). Эти слова вызвали у меня улыбку, но в чем-то он, действительно, прав. Симфонический оркестр Алматы – коллектив, который по своему составу самый лучший из всех моих предыдущих в плане ансамблевого звучания.
Музыканты настолько хорошо и гармонично взаимодействуют друг с другом, что порой отмечаю про себя один факт: это именно то, к чему я стремился и всегда хотел прийти. Формула работы оркестра имеет схожую формулу работы любого государства. Оркестр может быть демократичным, авторитарным, организовывать войны между отдельными участниками. В моем коллективе царит дружелюбная атмосфера со спортивным конкурирующим духом. Здесь я вспоминаю слова российского дирижера, педагога, профессора Юрия СИМОНОВА, который приезжал дирижировать моим оркестром в Мумбае. Он дал мне очень много ценных советов, которые я стараюсь воплощать в своей работе. Симонов сказал: «В оркестр важнее брать хорошего Человека, нежели хорошего Музыканта, профессионализм которого затмевает лучшие человеческие качества».
– То есть, по его мнению, хороший человек – это профессия?
– Можно сказать и так. Симонов прошел интересную школу жизни и имеет колоссальный житейский опыт. Я разделяю его точку зрения. В свое время я намеренно отказался от некоторых сильных музыкантов, которые могли бы испортить атмосферу в оркестре. Это решение отнюдь непростое, но, на мой взгляд, верное. На сегодняшний день могу сказать, что у нас морально здоровый коллектив, в котором играют лучшие музыканты Казахстана. Участники оркестра воспринимают репетиции и концерты не в качестве какой-то «халтуры», а как приятную работу, приносящую им душевную радость и интерес. Надеюсь, мой коллектив со мной «на одной волне»...
– С учетом того, что в этом году оркестру исполнилось пять лет…
– Для многих «пятерки» ассоциируются с отличниками (улыбается). И оркестр можно назвать отличником. Эти пять лет для всех музыкантов прошли очень ярко. Даже не верится, что уже столько времени пролетело! Вроде совсем недавно я проводил прослушивания за ширмой. Так называемые «слепые прослушивания». Мне часто говорят: «Марат, у вас все музыканты как на подбор! Девушки – настоящие модели!».
Прекрасная половина Симфонического оркестра Алматы.
И не верят, что при отборе участников своего коллектива я обращал внимание исключительно на их профессиональный уровень. Так вышло, что я смог доказать всем, что некоторым людям свойственно быть красивыми не только внешне, но и внутренне. Кстати, Международный конкурс скрипачей в Уральске тоже отчасти проходил по принципу «слепых» прослушиваний. Там не было той самой ширмы, но он имел много общего с моими правилами определения лучших.
– «Слепые» прослушивания широко известны в мире эстрады, всяческих песенных конкурсов, но - в классической музыке? Вы здесь «первопроходец»?
– Насколько мне известно, такого рода конкурс проходит в канадском Монреале. Мне он очень импонировал. Правда, в советское время на него было трудно попасть, практически невозможно. Пройти всесоюзный отбор – дело нешуточное! Сейчас стать его участником, пожалуй, гораздо легче, были бы финансовые средства.
Музыканты в поисках денег
– Кстати, о финансах: не раз приходилось читать, что ваш оркестр находится под эгидой акимата города Алматы. Насколько ощутима поддержка городских властей?
– Да, как ни странно, создание этого оркестра было не моей инициативой. С этой идеей ко мне обратилось предыдущее руководство города. Нынешнее тоже поддерживает меня. Аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК - прекрасный пианист, и мне жаль, что он не выступает как музыкант. Я не раз слышал, как педагоги Республиканской музыкальной школы имени К.Байсеитовой отзывались о нем как о прекрасном пианисте…
Говоря же в целом о заработках музыкантов в нашей стране, к сожалению, надо признать, что представители классической музыки сталкиваются с постоянными ограничениями и не имеют нормальную финансовую базу. Как правило, музыкантам, которые работают в оркестрах, необходимо искать дополнительные источники дохода в других коллективах для того, чтобы заработать себе на жизнь. Идея организации моего оркестра как раз заключалась в том, чтобы его участники могли иметь достойное вознаграждение за свой труд и, соответственно, свободное время. Поэтому мы сочли необходимым организовать наш коллектив как ТОО. В этом случае мы имеем поддержку акимата, но в то же время не обременены какими-то ограничениями. Как известно, в госсструктурах молодые специалисты по закону не могут требовать повышения зарплаты - потому, что не имеют стажа работы. А музыканты со стажем нередко находятся уже не в той профессиональной форме, что молодые. Есть правила, которые изменить невозможно, но можно искать альтернативы, что мы и делаем.
EXPO-2017 с британским акцентом
– С какими оркестрами вы сегодня сотрудничаете за рубежом?
– В основном езжу за рубеж в качестве солиста - по приглашению. Недавно играл с Берлинским и Лондонским симфоническими оркестрами, давал концерты с оркестрами Италии. В основном выступаю в Европе. Правда, сольная деятельность занимает меньшую часть моей жизни. В 90-е годы я давал огромное количество концертов, но могу сказать, что мне намного больше нравится моя сегодняшняя жизнь, когда я могу работать с моими оркестрами, добиваться поставленных целей вместе с ними. Борюсь не за количество концертов, а за их качество - вместе с этим улучшается и качество жизни. В моем возрасте это важно.
– А как часто вы возвращаетесь в Индию, чтобы работать с оркестром Мумбая?
– Этот оркестр имеет мощную базу. В Мумбае есть целый ряд залов мирового класса, налаженная инфраструктура для музыкантов. У оркестра - офис, пиар-поддержка и пр. Другими словами, о таком я могу только мечтать, возглавляя симфонический оркестр в Казахстане. Но, возвращаясь к вашему вопросу: в Мумбае работаю достаточно много, бываю три-четыре месяца в году. Совсем скоро вновь улетаю туда. В мое отсутствие оркестром в Индии руководит мой ассистент – российский дирижер Евгений БУШКОВ, потрясающий музыкант. Я учился с ним когда-то у Валерия КЛИМОВА в Московской консерватории. Бушков мог стать величайшим скрипачом, но по стечению обстоятельств обратился к дирижерскому искусству. Когда работаю в Алматы, абсолютно не волнуюсь за коллектив Индии. Он находится в умелых руках настоящего Мастера!
– Вы уже довольно давно сотрудничаете с британским композитором Карлом ДЖЕНКИНСОМ. Казахстанский слушатель слышал его сюиты на казахские темы - «Абай», «Шакарим», «Тлеп»... Будет ли продолжение?
Марат Бисенгалиев, Карл Дженкинс и Юлия Миленькая.
– Карл Дженкинс недавно написал новое произведение. Оно очень удачное и не проигрывает, как мне кажется, его легендарному проекту Adiemus. Продолжительность нового сочинения - один час двадцать минут. Симфонический оркестр Алматы исполнит его несколько раз на предстоящей выставке EXPO-2017 в Астане. Новое произведение также предполагает звучание хора, струнной группы и большой группы ударных инструментов. Надеюсь, мне удастся привести эту концертную шоу-постановку и в Алматы. В мае мы сделаем запись - здесь, в южной столице, с приглашением британских специалистов по звукозаписи. А в дальнейшем, надеемся, его услышат разные страны мира - в исполнении Симфонического оркестра Алматы.
Фото из архива Марата Бисенгалиева.