В 2016 году в Казахстане было продано аж 35 электромобилей
Недавно на почту пришел пресс-релиз от Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром». Товарищи аналитики проинформировали нас, автомобильных журналистов, о том, что в 2016 году в Казахстане было продано…35 электромобилей! Цифра настолько хороша, что сразу захотелось о ней порассуждать.
Этот национальный бред бренд
Наверное, эта новость должна была нас умилить, удивить и даже «местами» оправдать всю заварушку с ЭКСПО – вот какая мы прогрессивная страна, на электромобилях ездим. Пресс-служба даже статистику подробную предоставила: 25 из 35 электромобилей «живут» в Алматы, 8 – в Астане (их же там все время депутатам показывают как доказательство полезности и надежности) и 2 – где-то в Восточном Казахстане (видимо, на заводе «Азия Авто», где их уже долгое время пытаются собирать и, как следствие, продавать).
Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ, президент автомобильного холдинга Allur Group, уже несколько лет пытается «вживить» в умы алматинцев, астанчан и прочих жителей нашей большой страны, что электромобиль должен стать нашим национальным брендом. Этакий электро-тулпар в бескрайних степях. Он даже придумал какую-то очень «интересную» идею о синтезе собственных (?!) технологий и какого-то китайского бренда(JAC, видимо) и хотел всенародный конкурс запустить по придумыванию названия, но не вышло.
Сначала электромобили, потом – инфраструктура?
Но – возвращаясь к моим рассуждениям. Я вот о чем: что нас, казахстанцев, удерживает от приобретения электромобиля (при условии, что у вас есть на него деньги, конечно)? Начну с себя.
Итак, первое и основное – это инфраструктура.Сторонники идеи электромобилей в один голос твердят, что будут электромобили – будет и инфраструктура. (Правда, пока непонятно – как, потому что - опять же пока - акиматы активно поддерживают строительство платных парковок, но не зарядных станций). Но это, простите, как запускать железнодорожную дорогу без рельсов. Или троллейбусную линию – без проводов в расчете на то, что когда-нибудь они сами появятся.
Как покупать электромобиль, не имея возможности нормально его заряжать?
Я не хочу искать розетку, например, у сторожа на стоянке по 1000 тг. за 1 раз (просто так, без пересчета на киловатты, тариф – 1000 тг., и я знаю, о чем говорю, такие прецеденты были – тестовых электромобилей в Алматы несколько, и два из них уже побывали у меня на тест-драйве).
Я не хочу заряжать свой электромобиль от удлинителя через окно (первое – это вообще не очень-то полезно для электромобиля, а то и вовсе противопоказано, второе – а если у меня не первый этаж?).
Я хочу заряжать свой электромобиль на нормальной зарядной станции. При этом не искать ее по всему городу с риском встать где-то с разряженной батареей: по идее, такие станции должны быть пусть не так часто, как АЗС, но по всему городу. Впрочем, почему только по городу? Я хочу уехать на своем электромобиле и дальше, например, на горячие источники в Чунджу или еще куда-нибудь, и не бояться, что мне придется вызывать эвакуатор или искать у местных, где подзарядиться за бешеные деньги…
Налоги, льготы, пошлины... не мотивируйте меня так беспощадно!
Второе: всевозможные скидки и льготы для владельцев электромобилей. Да, с сентября 2016-го по август 2017 года у нас в стране (плюс, конечно же, Россия и Беларусь) действует нулевая пошлина на ввоз электромобилей, вполовину «сброшен» утильсбор со сбором за первичную постановку на учет. И даже налог платить не надо!
Но что-то не видно огромного потока всевозможных Nissan Leaf, Renault ZOE, Mitsubishi i-Miev и прочих представителей этого вида, хлынувшего в нашу страну. Потому что все не так просто. В Европе, например, владельцы электромобилей имеют не только налоговые привилегии, кроме этого, они освобождены от платы за парковку (понятно, что там это куда ощутимее сказывается на наполнении кошелька, чем у нас, но все же).
А кроме этого, покупать электромобили народ стимулируют даже банки – различные финансовые инструменты, субсидии, возврат определенного процента от стоимости электромобиля... Там все это работает и уже давно. Например, Германия возвращает покупателю 4 тысячи евро при приобретении электромобиля и 3 – за гибрид, а Франция дает бонусы до 6 300 евро.
То есть ввезти беспошлинно – это мало. Нужно еще «ввезти» (воспитать) народ, который привык доверять двигателям внутреннего сгорания, мотивировать и стимулировать на приобретение электромобиля. И просто слова в этом деле никак не помогут, нужны реальные действия.
Поэтому и покупают электромобили у нас в основном эстеты. И это не вышеперечисленные скромные «козявочки», а Tesla (и седаны, и кроссоверы), это BMW i3 и i8 (пусть это и гибрид)… Даже Mitsubishi PHEV – plug-in гибрид – и то не входит в эту когорту люксовых электрокаров (хотя цена у него не низкая, он просто не столь привлекателен). Эти люди вместе с автомобилями приобретают зарядные станции и проблем с зарядкой не имеют.
Но, наверное, не стоит говорить, что покупка зарядной станции на порядок увеличивает стоимость электромобиля – и без того немаленькую. Очень и очень приблизительные цены (без учета доставки): за новую TeslaModelS- от $70 000, от $35 000 - за б/у. Около $45 000 за BMWi3 и около $50 000 за OutlanderPHEV.
За те же деньги можно купить, к примеру, обычный Mitsu Outlander GT (около $43 000) и не париться с поиском зарядки.
Потому что мой личный опыт поездки по трассе Алматы-Астана на Tesla Model S весьма показателен: подзарядиться негде. И отсюда вытекает третий пункт.
И вновь про инфраструктуру
Территория. Наша страна огромна: европейцев просто пугают расстояния от Алматы до Астаны или от Алматы до Актау. Пугают они и электромобили, несмотря на все мечты о национальном бренде (помните? электро-тулпар в бескрайних степях).
Средний километраж на одной зарядке – идеальный максимум 400 км у Tesla, минимум – километров 40-50 у iMiev и иже с ними. Ну и плюс климатические условия севера и центра нашей страны… Делайте выводы сами.
И кстати, наверное, единственный пункт, в котором я могу согласиться с «КазАвтоПромом» и его председателем Олегом АЛФЕРОВЫМ, вот этот: «электромобили останутся транспортом, предназначенным для крупных мегаполисов с высокой плотностью населения». Это – истина.
И даже если электромобили станут доступнее, появятся различные преференции, нам все равно нужна будет инфраструктура. А это возвращает нас к пункту первому... Замкнутый круг!
А на каких условиях вы бы купили электромобиль в нашей стране?
Фото автора.