Сварщика, который по вине предприятия стал инвалидом, сделали в этом виноватым
15 апреля прошлого года жизнь сварщика Жанибека КУДАЙБЕРГЕНОВА (на снимке) изменилась. Глава семейства, кормилец семьи, отец 4 детей стал инвалидом II-й группы. В тот день Кудайбергенов, работник ТОО "Соллерс", вместе с бригадой работал на территории Актюбинского завода хромовых соединений (АЗХС). Бригада Кудайбергенова демонтировала старый цех. В тот день они должны были убрать железную балку, для этого нужно было подцепить её тросами к погрузчику. Когда Кудайбергенов был на балке на высоте 3-х метров от земли, водитель погрузчика принял знак "Стой", поданный Кудайбергеновым, за знак "Поднимай". Он подцепил балку и стал её поднимать, Кудайбергенов упал на строительный мусор, не удержав равновесие, и получил перелом позвоночника.
- Я орал от боли, просил мне помочь. А меня стали уговаривать, чтобы я сказал в больнице, будто на балку залез сам, и никто в моём падении не виноват, - рассказывает Кудайбергенов. Врачи дали ему II группу инвалидности с утратой профессиональной работоспособности на 70 процентов. Областное управление по инспекции труда провело расследование этого несчастного случая.
В своём заключении инспектор по труду написал, что помимо вины ТОО "Соллерс" вина Кудайбергенова в случившемся тоже есть. Он якобы по своей инициативе полез убирать балку, не удержался и упал.
- Я был электросварщиком, а выполнял работу монтажника и стропальщика, так их не было. Но инспектор по труду счёл, что я это делал по своей воле, - рассказывает Кудайбергенов. Устав доказывать чиновникам, что в том, что с ним произошло - 100 процентная вина ТОО, в котором он работал, Кудайбергенов подал в суд.
Там и было установлено всё то, на что инспекция по труду почему-то внимания не обратила, проводя своё расследование. Как установил суд, перед выполнением работ, которые относятся к категории повышенной опасности, Кудайбергенов должен был обязательного пройти инструктаж. Чего не было сделано. В суде так же было установлено, что в тот день бригада вообще не должна была работать на территории завода. Допуск был просрочен. Да и оформлен он был с нарушениями. А водитель погрузчика, по вине которого и произошёл несчастный случай, был рабочим другой фирмы. У него не было допуска к работе на территории завода.
- Как оказалось, наряд-допуск на меня оформили как на бетонщика, а не как на сварщика. На деле же в момент несчастного случая я выполнял работу стропальщика. Как признала инспекция по труду, это грубое нарушение. Мало того, должности стропальщика и сигнальщика не были предусмотрены, - говорит Кудайбергенов.
Как выяснилось в суде, действительно, стропальщики при разборе злополучного цеха вообще не были предусмотрены. Это при том, что без них вообще по правилам невозможен подобный демонтаж
Кроме этого, оказалось, работников бригады должны были перед началом демонтажа цеха ознакомить с проектом разбора цеха, но и этого не было. По правилам, ещё до начала работ должна была быть разработана документация на снос здания. Именно по ней ТОО "Соллерс" и должно было работать на объекте. Но эту документацию Кудайбергенов смог увидеть только на втором заседании в суде.
- Может, этого документа вообще не было, и его "нарисовали" уже после случившегося для суда? - недоумевает Кудайбергенов.
Почему инспекция, увидев эти нарушения, не обратила на них внимания, Кудайбергенову непонятно. Как и то, почему инспектор, проводивший расследование, не истребовал у ТОО "Соллерс" первичные инструктажи. Тогда бы он сразу увидел и понял, что Кудайбергенов выполнял не свою работу, работая стропальщиком. Водителя погрузчика вообще не привлекли к ответственности.
В итоге после долгих разбирательств суд встал на сторону инвалида и признал, что именно работодатель - ТОО "Соллерс" - на 100 процентов виноват в несчастном случае. Суд отменил акт расследования, где было указано, что Кудайбергенов тоже виноват в несчастном случае. Горсуд обязал "Соллерс" составить новый акт. Кроме того, суд взыскал и с инспектора, проводившего расследование, и Управления по инспекции труда часть расходов, которые понес Кудайбергенов, отстаивая свои права в суде.
С новым актом теперь у инвалида ежемесячная сумма, которую он будет получать по страховке от несчастного случая, и пенсия по инвалидности будут больше.
Это уже не первый случай, когда инспекторы по труду защищают больше не работников, а работодателей. Ratel.kz писал о дежурной по станции Шалкар Гульжанат БУКАРБАЕВОЙ. В прошлом году женщина попала под пассажирский поезд "Алматы-Актобе". Гульжанат ампутировали обе ноги. В одночасье жизнь матери троих несовершеннолетних детей перевернулась.
Гульжанат утверждала, что она, потеряв сознание, упала под поезд, когда возвращалась с работы. Женщина целую неделю дежурила в ночь. Для расследования несчастного случая была создана специальная комиссия, которая после всех разбирательств пришла к выводу, что этот несчастный случай не связан с производством, и Букарбаева в том, что осталась без ног, виновата сама. А причиной трагедии "явилось выполнение пострадавшей по собственной инициативе работ или иных действий, не входящих в функциональные обязанности работника и не связанных с интересом работодателя". Также комиссия постановила, что Гульжанат нарушила инструкцию по безопасности и охраны труда для дежурного по станции, где указано, что по территории станции и к месту работы и с работы необходимо проходить только по специальному установленному маршруту служебного прохода. Это значило, что оставшись инвалидом, мать троих детей Гульжанат Букарбаева теряла право на компенсационные выплаты. После такого заключения комиссии ей была положена лишь стандартная инвалидная пенсия.
За защитой своих прав женщина обратилась в госинспекцию по труду Актюбинской области. Но и там инвалида не защитили. Госинспектор Саламат АМАНБАЕВ признал акт комиссии обоснованным. Главный госинспектор труда Казахстана Толеген ОСПАНКУЛОВ тоже не встал на сторону одинокой женщины-инвалида. Тогда Гульжанат обратилась в суд. Нарушений, которые допустил работодатель и которые не заметили инспекторы по труду, набралось на несколько листов. Экспертиза, которую назначил суд, установила, что сверхурочная работа Букарбаевой, ночные смены, повлияли на состояние ее здоровья, произошло переутомление. У Гульжанат нарушилась оперативная память и внимание, слух, координация движений и равновесие тела, активность, появилась сонливость. Это всё и привело к тому, что измученная незаконными ночными дежурствами женщина просто потеряла сознание на железнодорожных путях, ожидая отъезда пассажирского поезда, и упала под поезд, который переехал её.
Инвалиду удалось добиться справедливости в суде, она теперь сможет получать положенные ей компенсации от железной дороги. Но чиновники, из-за которых мать троих детей, ставшая инвалидом по вине работодателя, вынуждена была обивать пороги судов, наказания не понесли.