Региональные департаменты по защите прав потребителей сбились с ног, отстаивая права граждан
Семейная пара Андрей и Елена из посёлка Белоусовка, что в Восточном Казахстане, приехали в Усть-Каменогорск после того, как на мобильный мужчины, который не так давно побывал в аварии, позвонил неизвестный, представился консультантом и пригласил на презентацию чудо-накидки на кресло, благодаря которой можно быстро нейтрализовать различные проблемы с позвоночником. В полумраке гостиницы их огорошили чередой непонятных цифр, засыпали подарками и дали на себе испытать действие рекламируемого товара. При этом телефонами пользоваться запретили, перед этим заботливо переписав контакты супругов, которым в теории могла бы пригодиться такая вещица. Два часа пару обрабатывали, и, выйдя на улицу, они оказались счастливыми обладателями совершенно ненужных им приспособлений в виде массажной накидки, озонатора, одеяла и подушки за 917 тысяч 700 тенге. Это ещё с учётом 30-процентной скидки, первоначально им озвучивали сумму в 1 миллион 311 тысяч. Фамилии свои супруги просят не называть, перед знакомыми неудобно. Впрочем, с таким расчётом и действуют "массажисты".
- Когда позвонили, я даже не задумался, откуда у них мой номер, откуда они знают, что у меня проблемы со спиной. На месте вообще ни минуты не было, чтобы подумать, всё, как во сне, прошло. Уже приехав домой, мы поняли, что у нас рассрочка почти на миллион и что нам ничего не нужно из взятого. Полезли смотреть в Интернет цены на товары и в шоке некоторое время пребывали, как на такое вообще можно попасться. Сразу же обратились в департамент по защите прав потребителей, с их помощью удалось вернуть деньги, хотя нас пытались задурить, потянуть время. А ведь 14 дней пройдёт и всё, взятки - гладки, - рассказывает Андрей.
Руководитель департамента по ВКО Канат Жеңісбекұлы говорит, что с каждым годом количество пострадавших от деятельности таких консультантов растёт, как и суммы, которые теряют люди. Только в августе этого года в его ведомство обратилось трое пострадавших, а сколько не решились признать свою ошибку или постыдились обращаться за помощью, трудно посчитать.
- Люди приходят сюда, плачут. Особенно жалко стариков и тех, у кого проблемы со здоровьем. Пользуются их положением, невнимательностью, надеждами и забирают последнее. По последним обращениям удалось вернуть все деньги. Несколько ещё в работе, но фирма, от которой оформлялись договоры, уже съехала со своего юридического адреса, могут быть проблемы. Я уже даже знаю, в какой месяц они сюда приедут, у них цикличность три раза в год. И ведь спят спокойно, удивляюсь им. Не волнует их, как пенсионеры будут миллионные кредиты гасить. Смотрел документы курьера, который приезжал забирать накидки и прочее и возвращал деньги, украинец с российским паспортом, не местный. Я ему говорю – нельзя так делать, у нас так не принято. Он отвечает, это моя работа. Я сам пытался попасть на презентацию, но меня как-то они вычисляли и сворачивали всё ещё до того, как я приходил. Хотелось бы людей призвать быть более внимательными, не поддаваться на удочку такую, ведь не всегда можно избежать последствий потом, не всегда можно вернуть, сроки быстро проходят по закону, - заметил он.
У Ирины из Акмолинской области похожая ситуация. Её мать сама не помнит, как оформила кредит на 834 тысячи тенге, за который вместе с процентами пришлось бы отдать1 миллион 500 тысяч тенге, а когда спохватилась, организаторы сеанса бесплатного массажа наотрез отказывались принимать назад проданные втридорога вещи. Ей тоже расторгнуть договор удалось лишь после обращения в региональный департамент по защите прав потребителей. Руководитель ведомства Светлана ЗАНЕГИНА говорит, что таких случаев масса. И назвать мошенниками организаторов таких презентаций по закону нельзя.
- С апреля к нам обратилось уже 17 человек по этой проблеме. 15 людям 11 с половиной миллионов мы вернули, одно в стадии разрешения и одно обращение пришлось подавать в суд. А в прошлом году было всего четыре обращения к нам таких, - поведала она.
Эльмира КИМАТОВА, которая занимает аналогичную должность в Западно-Казахстанской области, говорит, что и там процент обращений существенно вырос. При этом фирм, которые проводят презентации, несколько, но все они зарегистрированы в Алматы по одному адресу. Впрочем, в других регионах ситуация та же.
- К нам уже обратилось 88 человек. 70 из них мы вернули уже 46 миллионов тенге. Сейчас два коллективных заявления в производстве суда по поводу возврата средств. Я обращалась в полицию, департаменты госдоходов и юстиции Алматы с призывом проверить фирмы, прекратить их деятельность. Но результата нет. С юридической точки зрения там подкопаться не к чему. Людей же не заставляют принудительно брать кредиты, они добровольно их подписывают. Хотя все и понимают, как это происходит. Хочу обратиться в Генеральную прокуратуру по этим моментам, может быть, они помогут людям избежать этих проблем, - рассказала руководитель регионального департамента по защите прав потребителей.
При всём этом суды не готовы рассматривать иски в части соглашений таких введённых в заблуждение потребителей с банками. По их версии, тот же департамент не может обращаться с подобным иском, так работа банковского сектора регулируется не законом о правах потребителей. Поэтому, как подчёркивают сами защитники, единственный стопроцентный способ избежать приобретения ненужных товаров по баснословным ценам – это не ходить на такие презентации, как бы ни уговаривали.
Год назад корреспондент Ratel.kz Ольга ВОРОНЬКО в Павлодаре разогнала манипуляторов, раскручивающих стариков на кредиты в два миллиона тенге за массажную накидку. Тогда организаторы сеанса "бесплатного массажа", организованного в павлодарской гостинице с говорящим названием "Пирамида", пытались отводить вызванных полицейских в сторону. Зухриддин Кокреманович ОРИФОВ (гражданин Узбекистана) в присутствии начальника Южного отдела полиции сообщил ей с ухмылкой, что у них в Павлодаре в тот момент обрабатывается еще 250 клиентов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!