А всё потому, что ФОМС задолжал медучреждению уже за три месяца
Из-за отсутствия оплаты своих услуг поставщик питания предупреждает о возможных сбоях в работе.
Долг платежом красен
Фонд социального медицинского страхования – единственный источник финансирования Костанайской детской областной больницы. Кредиторская задолженность медучреждения уже перевалила за отметку в 600 миллионов тенге: 154,8 миллиона тенге – налоги, 221 миллион – задолженность за лекарственные средства и изделия медицинского назначения, 80,6 миллиона тенге – коммунальные услуги.
Так получилось из-за того, что с начала этого года Фонд перешел на новую систему оплаты оказываемых медучреждениями услуг. Теперь казахстанские больницы вынуждены ждать положенные им суммы месяцами.
- Сейчас идёт работа по приёму документов за май, - пояснила на заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при областной палате предпринимателей “Атамекен” представитель ФОМС Айсулу АБИШЕВА. - Проблем с финансированием нет, дело в электронной системе. За май мы почти со всеми рассчитались. Не закрыт месяц лишь у немногих, в том числе у областной детской больницы. Как закроем май, пойдём дальше. Система новая, есть ошибки, но Минздрав устраняет их.
Ответ за ситуацию сотруднице Фонда пришлось держать потому, что в региональную палату предпринимателей обратился поставщик питания, работающий с детской областной больницей — ТОО “СтройСервисЭксперт”. Они обеспечивают полноценное питание около трёх сотен маленьких пациентов. Задолженность же перед предприятием – около 50 миллионов тенге. В августе ТОО дважды заплатили по пять миллионов тенге.
- Поставка питания – услуга бесперебойная, мы не можем от неё отказаться, оставить детей без завтраков и обедов, - взял слово на заседании совета замдиректора Мейрам КУДАЙБЕРГЕНОВ. - Нам нужна оплата, потому что мы покупаем продукты. У нас растут долги перед нашими поставщиками, уже возникли серьёзные сложности с оплатой налогов. Если поставщики сорвут поставку продуктов нам, а они имеют на это право, что будет? Тогда мы нарушим договор о госзакупках. Мы уже обращались в антикоррупционную службу, прокуратуру, областной акимат и областное управление здравоохранения, фонд медстрахования и его областной филиал. Но везде одни отписки. Реальной помощи никто так и не оказал.
От ФОМС тут же “ответочка”: мол, такие проблемы возникли во всех регионах Казахстана. Но Кудайбергенов не согласен. Говорит, ТОО “СтройСервисЭксперт” работает также с больницами в Акмолинской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областях. Там таких проблем нет.
Заложники ситуации
Что же касается самой больницы, то главврач только разводит руками: медучреждение стало заложником ситуации.
- Общий долг ФОМС, включая август, – 550 миллионов тенге. Если мы получим деньги, то сразу закроем все долги, - говорит Нурлан ЕРЖАНОВ. - У нас самих на начало года кредиторская задолженность составила 600 миллионов тенге. Стараемся не наращивать общий объём. Уже оптимизировали штат, отменили некоторые доплаты работникам. Но денег, что перечисляет ФОМС, нам всё равно хватает только на оплату заработной платы. У нас долги по налогам, в том числе в тот же ФОМС и пенсионный фонд. Нашим работникам уже отказывают в приёме в поликлиниках, а молодые сотрудники, которых привлекаем с большим трудом, не могут оформить ипотеку.
При этом Ержанов озвучивает сумму, которую больнице должен ФОМС: май-июль – 370 миллионов тенге, август – ещё 180. Если эти деньги поступят, основные проблемы больница решит, но кредиторскую задолженность полностью не закроет. Ни в этом году точно.
На заседании совета заинтересованные ведомства, бизнес и представители “Атамекена” пытались разобраться, как сложившуюся ситуацию исправить. Точного ответа никто не получил. Виновата новая электронная система, её внедрили повсеместно, и она даёт сбои. Но работать вне этой системы возможности нет. Такое решение может принять только головной офис Фонда. Запасных вариантов никто не предусмотрел.
Первый заместитель руководителя антикоррупционной службы Рустем ТОКБЕРГЕНОВ в ходе заседания совета уточнил: можно ли отработать вопрос в ручном режиме, по старинке — в бумажном варианте? Ответ от ФОМСа тот же: нужно решение головного офиса. А сделали ли соответствующий запрос костанайские представители Фонда? Чёткого ответа не последовало.
Что в итоге? По сути, пока ничего нового. Бизнесменов просят немного потерпеть. А если всё же обратятся в суд, то юридическую помощь им окажет палата предпринимателей.
Фото: © Ratel.kz / Ярослава Богатырева.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!