В документальной программе кинофестиваля Clique были Северная Корея и Украина девяностых против Великобритании десятых и Аральск, в котором все еще есть жизнь
* Деспот тоже человек
* Недолго музыка играла
* Прощай, Херсон!
* Море приспособилось
Завершившийся в Алматы третий кинофестиваль Clique представил документальную программу из четырех картин.
Каждая из них обещала рассказать историю о людях, на деле рассказывала историю о среде.
Clique дал срез эпохи и обозначил громадные сходства в развитии вроде бы сильно отличающихся друг от друга стран и даже в разные десятилетия.
Документальное кино, в котором позиция автора порой сильнее, чем в игровом, имеет важную особенность: ему сложно не быть честным, и зритель всегда имеет возможность смотреть его «между кадров».
Деспот тоже человек
Британский фильм «Любовь и диктатура» (в оригинале – The Lovers and the Despot) посвящен истории, которая могла бы стать основой для детектива, триллера, мистического романа или чуть ли не фантастики.
Южнокорейский режиссер СИН Сан Ок и его жена, известная актриса ЧХВЕ Ын Хи, пропали в 1978 году во время поездки в Гонконг. Пять лет спустя о них снова услышал мир. Син и Чхве начали работу в Северной Корее.
С 1983 по 1986 год они сняли более двух десятков пропагандистских фильмов по заказу КИМ Чен Ира.
Как рассказывает в интервью создателям фильма «Любовь и диктатура» Чхве Ын Хи (Син Сан Ок умер в 2004 году в 79-летнем возрасте от болезни печени), северокорейский диктатор похитил их с мужем, пока они находились в Китае, затем в течение пяти лет идеологически «обрабатывал», чтобы с помощью самого успешного режиссера из Сеула поднять на новый уровень кино КНДР.
Три года супруги создавали фильмы о победе коммунизма над капитализмом, но, оказавшись по делам, связанным с кинопрокатом, в Австрии, при первой возможности запросили убежища.
Интересно, что в фильме, посвященном судьбе режиссера и актрисы, самым живым персонажем оказывается тот, кого в оригинальном названии указали как «деспота».
Ким Чен Ир в трактовке режиссеров картины – тонкий художник, человек творческого склада, Питер Пэн, у которого не было детства. Син и Чхве для него были как новая игрушка для ребенка: он, похоже, искренне полюбил своих невольников.
Впрочем, в кадрах, снятых уже ближе к современности, от хрупкости и тонкости северокорейского лидера уже практически ничего не остается: народную любовь к себе он культивирует совершенно диктаторскими способами.
Недолго музыка играла
В фильме «Любовь и диктатура» в эпизодах, которые разворачиваются в начале восьмидесятых, упоминается: Ким Чен Ир предоставил Син Сан Оку самое современное, мощное и дорогое кинооборудование.
В другой ленте о Северной Корее в программе Clique тоже речь заходит о технологиях, и ситуация выглядит совершенно иначе.
«День освобождения» называется норвежско-литовский фильм о концерте словенской индастриал-рок-группы Laibach – первого западного музыкального коллектива, приглашенного в КНДР.
Концерт Laibach в Пхеньяне состоялся в августе прошлого года и был приурочен к 70-летию освобождения Серверной Кореи от японского влияния. Европейские музыканты с опытом, именем и статусом отправились на гастроли в одну из самых закрытых стран мира и на себе ощутили все прелести северокорейского диктата.
Оборудование, которому полвека, нехватка шнуров и стоек для микрофонов, цензура, регулярное наблюдение – вот современные реалии столицы КНДР. Фотографироваться только под определенным углом. Петь только с определенным акцентом.
Вообще текущая бытовая ситуация в Северной Корее породила всплеск активности среди кинодокументалистов. Вот и российский режиссер Виталий МАНСКИЙ снял там фильм «В лучах солнца»: он сделан в стилистике «фильма о фильме» - северокорейцы предложили режиссеру экранизировать историю девочки-пионерки, но в кадр попало то, что должно было остаться за кадром.
Прощай, Херсон!
В «Танцовщике» - ленте о звезде современного балета Сергее ПОЛУНИНЕ – есть кадры, которые удивительно резонируют фильмами о КНДР. Полунин провел детство в украинском Херсоне: это было в девяностых, провинциальные постсоветские города были все на одно лицо – мрачные, нищие, дикие.
В финале картины Полунин, уже легенда мирового искусства, приехал обратно в родной город. Выступил в местном музыкальном театре, встретился с первым учителем танцев. Херсон в десятые недалеко ушел от Херсона девяностых: он только стал чуть светлее и чище.
«Танцовщик», когда речь идет об окружении главного героя, строится на противопоставлении: вот совсем юный Полунин в скромном танцевальном классе в Украине – а вот он уже взрослый на сцене роскошного Королевского театра в Лондоне. Вот он идет по неасфальтированной тропинке к железнодорожным путям, пробираясь через грязь, в Херсоне – а вот сидит под солнцем на морском побережье где-то в США.
Восток и Запад как второстепенные, но важные, персонажи проявляются во всех уже упомянутых фильмах, а их противопоставление играет большую роль в конфликте внутри картин. И кинематографисты, которые сами – британцы, норвежцы, литовцы, американцы – придерживаются стороны Запада.
Море приспособилось
Казахстанский режиссер Катя СУВОРОВА в документальном фильме «Завтра море» тоже говорит о западе – точнее о Юго-Западе Казахстана, об Аральском море. И в отличие от своих коллег-кинодокументалистов, чьи фильмы попали в программу Clique, она рассказывает не о людях через эпоху, а об эпохе через людей.
Аральск в этом фильме немногим отличается от Херсона в «Танцовщике», а рыбаки или сборщики металла – от рабочих из КНДР. Одна из героинь в «Завтра море», отвечая на вопрос, что стало с Аральским морем, отвечает: «Оно приспособилось». Как приспособились и люди жить в той обстановке, которая их окружила.
В объективе оператора – только Аральск и поселки рядом – а кажется, что вся страна. За пределами областных центров и столиц весь Казахстан, похоже, выглядит так: люди работают от рассвета до заката, после работы выпивают, по выходным собираются с родственниками, а по государственным праздникам приходят на площадь, чтобы под бумажными голубыми флажками вместе с навестившими их чиновниками прочувствовать торжественность момента.
Море приспособилось – а чем мы хуже? Мир вокруг нас – немного Северная Корея, немного лондонский Королевский театр, чуть-чуть Херсон и побольше - Аральск. Чтобы получилось кино, нужно-то всего ничего: просто взять камеру, смотреть, ощущать и снимать.