Главные проблемы региона перед стартом сезона – дороги, пограничники и мосты
На заседании Совета по туризму в Палате предпринимателей Восточного Казахстана было жарко. Не из-за выключенных кондиционеров, а от накала страстей при обсуждении некоторых злободневных вопросов грядущего сезона наплыва путешественников. Турфирмы традиционно озабочены организацией направлений, пересечением государственной границы, пребывания путешественников в пограничных зонах, доступности полюбившихся маршрутов. Головная боль предпринимателей, представляющих сферу походов к подножию горы Белуха или к её вершине – рухнувший в этом году из-за большого объёма снежной массы и ветхости деревянный мост через реку Белая Берель.
Установлена переправа была ещё в 1938 году. По нему проводили пешие переходы до базового лагеря Кок-коль у подножия горы Белухи и обратно, а груз с лошадьми переправлялся через реку вброд гидами или егерями. Теперь же после обрушения моста путь к Белухе, кроме как на вертолёте, закрыт. Генеральный директор Катон-Карагайского государственного национального природного парка, под чьим протекторатом находится мост Жанболат ТЫНЫБЕКОВ поведал, что вода спадет только к 15 июля, и лишь тогда будет проведено полное обследование:
"Только после этого можно будет говорить о составлении проектно-сметной документации, выделении средств и ремонта".
При этом нацпарк призвал турфирмы убедительнее доносить до своих клиентов нормы соблюдения экологичности. Сотрудники не всегда успевают вывозить мусор, который оставляют после себя туристы.
"Несмотря на экологическое просвещение и регулярную работу, надо, чтобы туристы добросовестно относились к сохранению природы", - резюмировал Тыныбеков.
Представитель пограничной службы КНБ РК Виктор ФИЛАТОВ напомнил представителям турагентств о том, что нужно своевременно предоставлять списки посетителей именно в направлении горы Белуха. Это нужно для согласования с российской стороной:
"Также требуется обратить внимание на безопасность туристических групп, чтобы не было нарушения режимов в области охраны как пограничного режима, так и государственной границы. С этого года в направлении горы Белуха будут выставлять дополнительные наряды для контроля туристических групп. По основному направлению туристов с Китайской Народной Республики - озеро Маркаколь, которое также входит в пограничную зону, получение пропусков необязательно, однако необходимо наличие документов с собой. Но если будут выезды в пограничную полосу, а ее протяженность достаточно большая, то пропуска необходимы".
Ratel.kz писал о том, что летом прошлого года было принято решение о том, что туристы в ВКО будут прогуливаться вдоль границы РФ с представителями КНБ РК. Поводом послужил инцидент, произошедший с группой туристов, которых местный туроператор проводил по маршруту в районе бывшей шахты “Кок-Коль”. Казахстанским пограничникам сообщили, что российским пограничным отрядом за нарушение режима государственной границы у подножья горы Белуха были задержаны шесть граждан. В том месте проходит граница между Казахстаном и Россией. Тогда удалось договориться с пограничной службой ФСБ и через четыре дня казахстанцев отпустили, но всё же оштрафовали. Как выяснилось, нарушители режима государственной границы совершали конный поход с целью посещения исторических мест, находящихся вдоль границы, и переход на территорию соседнего государства допустили не умышленно, а случайно.
“Мы шли по своей тропе и не знали, что нарушаем границу. На карте показали российским пограничникам, что мы в Казахстане. Но оказывается, у нас слишком мелкий масштаб, и мы не увидели границу. Такие крупномасштабные карты, как у погранслужб, нам недоступны, а погрешность здесь играет большую роль. Каким-то образом эта тропа на 60-70 метров в глубину на российскую территорию зашла. По ней тысячи туристов ходят, другой тропы там просто нет. Нас осудили за то, что мы нарушили границу, хотя мы не нарушали, мы шли с инспекторами нацпарка по промаркированной тропе, за которую я заплатил. Нам на пять лет сейчас въезд в Россию закрыли” - говорил тогда руководитель ИП “AltayPro” Вячеслав ОРЛОВ.
Присутствующие договорились, что для ускорения и улучшения работы, заявки будут принимать через WhatsApp. А в конце сезона нужно будет привезти оригиналы документов. Что касается самого больного вопроса – состояния дорог, то исполняющий обязанности руководителя отдела развития туризма управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Алимжан ДАИРБАЕВ заметил, что по направлению к туристическим объектам отремонтируют 121 километров трасс в этом году.