
Айка Алеми - о Лувре в Абу-Даби и о том, почему Димашу не надо было петь с Крутым
Айка АЛЕМИ стала первым спикером из СНГ, приглашенным на закрытую конференцию CROSSROADS издания The Business of Fashion (BOF) в Дубае. На конференции собираются ведущие представители мира высокой моды, Айка была одним из двух спикеров в формате TED, выступавшая 12 минут. “Экстремистка”, которая накануне поездки умудрилась схлопотать административное наказание в виде предупреждения от управления по противодействию экстремизму ДП города Алматы "по факту проведения религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний вне культового сооружения", довела шейхов до слез, а основатель The Business of Fashion лез целоваться в щечку.
Напомним, на нее настучала умненькая студентка Нархоза, которой не понравилось, что, выступая перед ними бесплатно с гостевой лекцией о том, как выстраивать личный бренд, в конце Айка предложила помедитировать. Перед тем, как уйти в мир моды и других креативных индустрий, она была первым в Центральной Азии корпоративным секретарем и выводила на Лондонскую биржу АО "Разведка добыча КазМунайГаз", а еще главным советником в Кашаганском проекте.
В отличие от умненькой студентки Нархоза, представители мира высокой моды пригласили Айку с ее “экстремистской” медитацией, а заодно и стартапами в Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Индию, Малайзию, Индонезию, Катар, на Филиппины, в Эмираты, причём и в Дубай, и Абу-Даби, Саудовскую Аравию, Марокко, и в Алжир. И куча народа из мира высокой моды сказала: “Мы хотим к вам приехать”.
- Что вы им там наговорили про нашу Центральную Азию? - спросила я.
- Я сказала: “Знали ли вы, что рынок моды в пяти странах Центральной Азии - 10,7 миллиарда долларов и он растёт в каких-то странах на 6 процентов, а в каких-то на 10?” Если сравнить с Францией, то он там растёт на два-три процента. Сказала, что не хочу много говорить про цифры, а хочу рассказать про то, кто мы, про наш дух, наш характер, про наши ценности. Что мы, во первых, кочевническая цивилизация, а кочевники - это люди момента. Потому что настолько климат суровый, что мы не знали, когда мы можем уйти, были с природой, партнёрами, друзьями, и всегда очень тонко чувствовали.
Кочевники привыкли к люксу, говорили: я куплю сейчас, потому что я вот сейчас здесь живу. Если они что-то потеряли, то говорили: ничего, куплю ещё. Рассказала, что у нас есть такое понятие - көрген, значит - много видевший, и есть оскорбление көргенсiз, то есть тот, кто ничего не видел, невоспитанный. Так мы говорим, когда человек ведет себя по-хамски. Что в нашем народе всегда ценили не того, кто обладает властью и деньгами, а людей, кто много видел. Что у нас даже аксакал мог прийти, если какой-то ребёнок вернулся из большого путешествия, потому что хотел услышать, что в мире происходит. Мы всегда хотели слышать истории про мир, потому что на отшибе сидели. И всегда были очень хорошими рассказчиками. И потом я сказала, что в нашем ДНК древние города, которые расцвели в Центральной Азии в средневековье и имеют возраст Афин или Рима. У нас и персидский язык был слышен, и арабский, и тюркский, и ханьский, и китайский, и урду, и славянские языки, и всякие другие. Плюс разные религии: и зороастрийская, и иудейская, и христианская, и мусульманская и тенгрианская.
- Мне как-то одна школьная учительница казахской истории, преподающая не по нашим сухим учебникам, рассказывала, что найманы приняли Чингисхана, потому что он сказал, что не тронет их религию.
- Абсолютно верно. Мы видели и Александра Македонского, и Тамерлана, и Чингисхана, такой вот плавильный котёл. И ещё я сказала, что для моды наш Шёлковый путь был интернетом того времени. Базар любого города, например, Тараза или Самарканда, или Отрара, был тем самым Net-a-Porter - онлайн магазином, куда ты мог прийти и сразу понять, что происходит в мире. И кочевник, которого некоторые считают и хотят преподнести как человека, который просто баранов пасёт, приезжал и сразу получал горностай и шёлк из Китая, кораллы из Океании, баргузинского и красноярского соболя, муранское стекло из Венеции, специи из Индии, хлопок из Египта и т.д. и т.п. Короче, он сразу мог переодеться, и ему было индифферентно, кем там его считают. Это, кстати, видно и по нашему национальному костюму, что все отовсюду - там и белка, и куница, и чего только нет. И поэтому базар, допустим, Тараза, в древних источниках называли зеркалом мира. Мода, конечно, отображает идентичность. Около четырехсот лет мы были колонией, но до этого мы были и метрополией. И поэтому мы можем быть и учениками, и господами, можем и служить и управлять. Поэтому у нас есть вот эта гибкость, и когда надо, мы знаем, какую сторону показать.
Ну и вот, на этом месте я сказала о том, что эту нашу идентичность подавляли. Я вот, например, принадлежу к числу казахов, которые не говорили на казахском. На казахском у нас 50 процентов казахов не говорит. Я выучила язык сама, как полиглот, как иностранный, но не все могут выучить. А язык для номада это и есть наш монумент, это и есть наши памятники, наши акведуки, мосты, храмы и дворцы. Потому что мы не строили объектов материальной культуры, мы же кочевники, и для нас потеря языка равна потере всего. И на этом месте я заплакала, и шейхи тоже прослезились. Мы уважаем русских, мы всех уважаем, сказала я. Мы можем сосуществовать мирно, потому что у нас огромный опыт и больше ста национальностей. Корейцы, чеченцы, немцы, поляки, болгары, турки, месхетинцы и так далее, которых к нам выслал СТАЛИН, называют нашу страну домом.
У нас, сказала я, есть, возможности. Это переработка сырья, хлопка, шерсти, как верблюжьей, так и овечьей, потому что в девяностые годы Казахская Советская Социалистическая Республика была на третьем месте после Австралии и Китая по поголовью овец. Мы это растеряли, но сейчас, кстати, это все возрождается. У нас есть шёлк и новые волокна, такие как лен и конопля, у нас что угодно может расти на самом деле. У нас есть возможности средних сегментов ценовых, которые ещё не заполнены. У нас до сих пор нет мирового вуза по дизайну, искусству, моде, современному искусству мирового уровня. Поэтому, если вы такой университет, пожалуйста, приезжайте. У нас, сказала я, ещё есть много других возможностей в креативных индустриях, стартапах, инновациях, это та страна, в которой была приручена лошадь, из которой яблоки и тюльпаны, из которой в 1961 году улетел в космос первый космонавт. И в итоге я пригласила всех инвестировать в Центральную Азию.
- Наше министерство туризма, пока вы ездили, тоже зря на месте не сидело. Оно для узнаваемости страны пригласило к нам Дженифер ЛОПЕС. А вот вы не особо оценили этот успех, правда, слегка омраченный историей с масштабным сбоем при продаже билетов на Ticketon.
- Насчет концерта Jlo. Это поддержка импортного музыкального продукта. Для туризма и общей узнаваемости страны это хорошо. Это также хорошо для развлечения людей и отвлечения их от их проблем. Это классная учеба для наших постановщиков шоу, если они смогут туда попасть. Но это не развитие наших культурно-креативных индустрий (ККИ) и привлечение мейджоров в страну. Это иллюзия и незнание индустрии музыки и в целом ККИ. Для развития наших ККИ нужны инвестиции в развитие наших брендов, продукта, экспорта, в электронную коммерцию, стартапы, в наш креатив. А не в импорт. Пока очень мало проинвестировано, совсем мало. Но много, и никак не остановятся, инвестируют в бесполезные форумы и разговоры.
- А что надо конкретно делать?
- Надо начинать с образования. Чтобы развивать оригинальность мышления, а не копировать кого-то, нужно хорошо знать старое, а у нас музыканты плохо разбираются даже в современной музыке.
- У нас же есть Иманбек.
- Иманбек просто случайно выстрелил, он считал вайб, то есть он самородок, как КАСТЕЕВ, он же не учился нигде. У нас тогда вопрос стоит: нам надо рассчитывать на самородков или нужно системно взращивать таланты, учить их современной культуре? Потому что если взращивать, тогда будет больше вероятность, что появится не один Иманбек.
- У нас Димаш!
- Димаш это талант. Но я считаю, что его команда сделала ошибку, что он пел с Игорем КРУТЫМ и Ларой ФАБИАН, вместо того, чтобы петь с Мадонной или Бейонсе, или Арианой ГРАНДЕ. ХВОРОСТОВСКИЙ пел с Крутым, потому что это патриотизм. Хворостовский уже был мировой звездой и вытаскивал Крутого. А зачем это было Димашу? Димаш, пока звезда, которая популярна в Китае. Ему надо было в международный лэйбл идти, когда он был совсем молоденьким, ему нужно было в Sony подписаться, либо в Universal, либо в Warner. Идти и добиваться, чтобы тобой заинтересовались, потому что эти исполнители в этих лейблах. Вот, например, когда я работала в Universal, а Энрике ИГЛЕСИАС был молодым певцом, мы сделали ему коллаборацию с Уитни ХЬЮСТОН и Тиной ТЕРНЕР, то есть мы таким образом поднимали Энрике.
- Что такое коллаборация певцов?
- Один начинает песню, второй продолжает. Или вдвоем поют. И у Димаша была такая возможность, но надо было Universal добиваться. Нельзя петь с Крутым. Поешь с Крутым, значит, ты хочешь на российский рынок. Точка. На мировой рынок Крутой тебя не подведёт, и Лара Фабиан никто на мировом рынке. У Димаша такой голос, который встречается раз в сто лет, а может, и реже. Брать столько октав! Причём у него он и звучит в любой октаве естественно, красиво. Потрясающий артист, просто жалко его карьеру. Но ему и сейчас не поздно все исправить, я надеюсь.
- В Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии было чему поучиться в плане развития ККИ?
- В Дубае уже 25 лет вкладывают в развитие креативных индустрий. Сейчас это начали делать саудиты. Причём саудиты не просто привозят зарубежные бренды, как мы, они открывают вот эти хабы, музеи. Например, взять Лувр в Абу-Даби. Музей продал лицензию, и в Эмиратах теперь уже несколько лет существует его филиал. Это как музей Гуггенхайма в Бильбао, известный кейс. Бильбао в Стране Басков в Испании был загнивающим городом, там была страшная депрессия. И вот открыли этот Гуггенхайм, и стало там все развиваться. Это вообще пример, как надо развивать креативную индустрию и повышать инвестиционную привлекательность страны. Шейхи, члены королевских семей отучились в гарвардах и все делают правильно, идут институциональным путём. То есть они из каждого музея, библиотеки, туристического объекта делают институцию.
- Что такое институция?
- Она отличается от наших дотационных учреждений культуры, которые мы просто как ключники открываем по утрам, а вечером закрываем, и там ничего не происходит с культурной политикой. Что такое культурная политика? Это визави населения, народа, способность услышать его чаяния и делать какие-то вещи на эту тему. То есть как-то цеплять людей, чтобы они чувствовали, что государство вместе с ними, что есть страна, есть наследие.
Во вторых, должна быть контентная политика. Что это значит? В музеях должны постоянно проходить выставки, лекции, показы, дискуссии, демонстрации шоу и так далее. Должен быть календарь мероприятий, программинг это называется. Потому что если нет программинга, то зачем я пойду в музей? Экспонаты я один раз посмотрела и все, больше мне там неинтересно, ничего меня там не трогает. Сейчас пойдите в любой музей, библиотеку. Там все это просто для галочки, потому что они дотационные, берут деньги у государства, осваивают эти деньги и все. И еще у институции обязательно есть попечительский совет: олигархат или просто люди, которые хотят жертвовать в музеи, люди, которые могут продвинуть стратегические идеи, допустим, экономисты, которые говорят - как можно зарабатывать, какую выставку привезти.
- Ну вот летом картину Леонардо да Винчи же привозили.
- Ну это же кто сделал? Итальянское посольство, а не наши. Опять же в попечительском совете должны сидеть люди, которые могут, как дестинацию, делать продвижение объекту за рубежом. Чтобы поставить эти наши музеи, библиотеки как точку на карту мира, но прежде чем ее поставить, их наполнить. И, в четвёртых, конечно, любой музей, библиотека, театр должны уметь зарабатывать ещё обучением. Я недавно была на митапе с независимыми театрами в Алматы, они обучают актёрскому мастерству, но это частные театры, они все зарабатывают. Они вот правильно делают. Если б я была директором музея, да уже сто раз построила бы там институцию, но меня же туда никто не приглашал.
- У нас в Туркестане Венецию построили.
- Вы один раз ее увидите и вернетесь туда еще раз? Нет, конечно.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!