Несколько бортов не получили необходимого ремонта в 2022 и 2023 году
4 мая 2020 года в Казахстане произошло авиационное происшествие с военно-транспортным самолетом С-295 Военно-воздушных сил Казахстана. Борт, летевший из Астаны в Актобе, обнаружил неполадку - не раскрылось переднее шасси. Было принято решение перенаправить транспортник на военном аэродром Жетыгена Алматинской области, где он благополучно приземлился на брюхо на заранее обработанную пеной взлетно-посадочную полосу.
"В ходе выполнения планового задания на самолете произошла техническая неисправность в передней стойке шасси. Командир экипажа майор Женис ЗАЙНУЛДИНОВ – летчик 1-го класса с общим налетом более 1700 часов, помощник командира – капитан Абылай ИБРАЕВ, а также борт-инженер – майор Карим ПАХИРДИНОВ предприняли все необходимые действия по устранению неисправности. Экипаж самолета действовал грамотно в сложившейся нештатной ситуации. Летчикам удалось посадить самолет без передней стойки шасси. Кроме членов экипажа пассажиров на борту не было", - отрапортовала после посадки пресс-служба министерства обороны.
Первые два борта военно-транспортных самолета C-295 компании Airbus поступили в ВВС Казахстана в январе 2013. Контракт на поставку восьми новых транспортников в рамках государственного оборонного заказа, которые должны были заменить устаревшие АН-26, был подписан в феврале 2012 года. В среднем стоимость одного C-295 на мировом рынке на момент заключения контракта, по данным Airbus, составляла около 40 миллионов долларов. Казахстан стал 19-й страной-эксплуатантом C-295 и первым на территории бывшего Советского Союза.
Общая стоимость работ по договору составила чуть больше 3 млрд тенге. Срок действия договора – до 31 декабря 2021 года. Однако дополнительным соглашением от 20 декабря 2021 года на основании обстоятельств непреодолимой силы срок действия договора был продлён до 31 декабря 2022 года, а в части гарантийных обязательств - до их полного исполнения.
Собственно говоря, тонкости государственного оборонного заказа – это не публичная информация, и на сайте госзакупок информации вы не найдёте. Но в декабре 2022 годы ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" обратилось в суд с иском к РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан". В иске компания попросила внести изменения срока действия договора до 31 декабря 2023 года.
В ходе судебного разбирательства суд неоднократно привлекал профильных специалистов, а 14 марта 2023 годы было вынесено решение. Из него можно узнать множество интересных подробностей обслуживания военно-транспортных самолетов С-295 ВВС Казахстана.
"Требования ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" мотивированы тем, что до передачи самолета в ремонтную организацию и проведения полной дефектации, отсутствуют данные о наименованиях и количестве ремонтных операций. Дефектация же происходит в несколько этапов в зависимости от глубины ремонта и в некоторых случаях требует полной разборки самолета. Договором предусмотрено, что часть ремонтных работ и замена деталей узлов и агрегатов самолета выполняется по заявкам получателя. Со стороны получателя услуг неоднократно нарушались обязательства по срокам предоставления заявок на выполнение дополнительных работ. В некоторых случаях просрочка исполнения данного обязательства составляет более одного года. Нарушение данных обязательств по договору делает невозможным встречное исполнение обязательств ТОО "Казахстанская авиационная индустрия. Также на территории Казахстана не производится запасные части на самолет С-295М, а сроки поставки отдельных деталей, узлов, агрегатов из-за рубежа длительные", - указано в судебном акте.
До подачи иска, 23 декабря 2022 года, ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" обратилось к Комитет государственного оборонного заказа с предложением заключить дополнительное соглашение к договору в части увеличения срока выполнения работ по второму этапу - до 30 ноября 2023 года, и срока действия договора - до 31 декабря 2023 года. Сделано было это, "исходя из сложившейся обстановки в мире, а также учитывая сложившуюся ситуацию по согласованию дополнительных работ". "Однако обращение было оставлено без ответа", - говорится в материалах гражданского дела.
Комитет государственного оборонного заказа с иском не согласился и предоставил письменный отзыв, в котором указал, что ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" не приняло соответствующие меры по надлежащему выполнению обязательств в установленные договором сроки. В Комитете сослались на то, что в законе отсутствуют основания, предусматривающие внесение изменений в договор в связи с изменением сроков исполнения договорных обязательств, а также, что ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" не предоставило подтверждающих наступление форс-мажорных обстоятельств документов.
РГУ "Войсковая часть 53975" министерства обороны Республики Казахстан", которое выступало по иску соответчиком, предоставило отзыв, в котором указало, что первый этап оказания услуг осуществлен в полном объеме. По второму этапу ни одна услуга, предусмотренная договором, не была оказана. По состоянию на 31 декабря 2022 года - срок окончания договора - услуги оказаны не в полном объеме, а именно: на самолете С-295М (01) на - 12%; а на самолете С-295М (02) - на 30%. РГУ "Войсковая часть 53975" отметила в суде, что услуга по выполнению регламентированного ремонта самолетов им необходима, но решение вопроса о продлении срока договора не входит в их компетенцию, поскольку они являются только получателем услуг.
Кстати, представитель Комитета государственного оборонного заказа в суде также подтвердил, что услуга по выполнению регламентированного ремонта самолетов им необходима, но отсутствуют законные основания для внесения изменений в договор.
Позиция прокурора была на стороне госорганов – он сообщил, что в иске следует отказать.
"По делу установлено, что невозможность выполнения истцом работ в установленный срок была связана с деятельностью ряда поставщиков оборудования и запасных частей, без получения которых выполнение работ является невозможным. Данные обстоятельства подтверждаются представленными материалами, в том числе имеющимися письмами указанных поставщиков. Так, в рамках исполнения принятых на себя обязательств по договору истец заключил несколько внешнеэкономических сделок. Например, на поставку, обмен и ремонт запасных частей для самолета и сопутствующий материал истцом были заключены соглашения от 25 сентября 2020 года c "Ingenieria Semasa" LLP – Испания, и 28 января 2021года с "Jet Maintenance Solutions" – Литва", - говорится в решении суда от 14 марта 2023 года.
Из письма поставщика "Ingenieria Semasa" от 23 сентября 2022 года следует, что задержки в работах по продлению календарного срока службы грузовых лебедок P/NBL-5100-23,S/N890 и 751 связаны с проблемами поставок запасных частей из-за ограничений, введенных различными странами в связи с пандемией COVID-19 (форс-мажор в соответствии с Рекомендацией Совета ЕС 2020/1475 от 13 октября 2020 года по скоординированному подходу к ограничению свободы передвижения в связи с пандемией COVID-19), а также проблем, связанных с мировой логистикой при транспортировке товаров.
"Jet Maintenance Solutions" письмом от 4 октября 2022 года сообщило, что с 24 февраля 2022 года их компания приостановила работу со всеми клиентами на пять месяцев, ссылаясь на Регламент совета (ЕС) 2022/328 от 25 февраля 2022 года и Регламент (ЕС) №833/2014 "Об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации на Украине".
"В судебном заседании установлено и не отрицается представителями получателя, что вопрос о дополнительных работах рассматривался длительное время, в некоторых случаях даже более года. При этом сторона получателя объяснила причину задержки подачи заявки необходимостью согласования необходимости проведения дополнительных работ. Однако для проведения дополнительных работ в некоторых случаях надо закупать запасные части, доставка которых занимает определенное время, так как всё закупается за рубежом, в связи с отсутствием такого товара на внутреннем рынке. В свою очередь, выполнение большей части работ, а также необходимость их завершения силами истца подтверждается доказательствами, представленными как стороной истца, так и ответчиками. Из пояснений представителей ответчика следует, что данная услуга по выполнению регламентированного ремонта самолетов С-295М (01) и (02) им необходима. Данный факт также подтверждается, что и по настоящее время со стороны получателя в адрес исполнителя направляются заявки на выполнение работ по данному договору. Так, заявки поступали от 19 января 2023 года, 31 января 2023 года, 6 февраля 2023 года", - говорится в решении.
Ссылается суд и на то, что ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" в рамках государственного оборонного заказа выполняет услуги по ремонту и обслуживанию летательных аппаратов государственной авиации, а также осуществляет поставку оборудования и запасных частей, используемого войсковыми частями сил Воздушной обороны ВС РК.
"Суд считает, что действия ответчика (РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития РК" - С.П.) нарушают основную задачу, стоящую перед сторонами договора – это укрепление обороноспособности государства и основной принцип законодательства о государственных закупках – оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок, поскольку необходимость выполнения данных работ подтверждена материалами дела", - пришёл к выводу суд.
В итоге было вынесено решение: "Внести изменения в договор №485 -СВО от 21 октября 2020 года, заключенный между РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан" и ТОО "Казахстанская авиационная индустрия": срок выполнения работ по второму этапу до 30 ноября 2023 года (пункт 2.2.2. договора); срок действия договора – до 31 декабря 2023 года (пункт 9.1. договора)".
Решение суда пока не вступило в законную силу.
К счастью, после мая 2020 года происшествий с военно-транспортными самолетами С-295 ВВС Казахстана зафиксировано не было. Но если такое случится, теперь будет понятно, где стоит искать виновных. Особенно это касается бортов С-295М (01) и С-295М (02).
Фото: airbusmilitary.com / Григорий Беденко.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!