Где в искусстве находится грань между дозволенным и запретным?
Из культурных новостей прошлой недели:
...Скульптуру девушки в Астане, о формах которой ожесточенно спорила вся страна, официально «оправдали», признав достаточно целомудренной.
...В шорт-лист престижной премии Тернера попали пятиметровые мужские ягодицы – работа художника Антеа ХЭМИЛТОНА.
Между этими сообщениями – пара дней и целая пропасть.
О том, будет ли она все увеличиваться или есть надежда на другое развитие событий; смогут ли когда-нибудь примириться противоположные стороны; и где находится грань между дозволенным и запретным в искусстве, размышляют известные деятели культуры Казахстана.
Олег Борецкий: Нужно делать поправку на ментальность
По словам кинокритика Олега БОРЕЦКОГО, сегодня казахстанская кинокартина, в которой будет интимная сцена или эпизод с героиней с обнаженным «верхом», скорее всего, вызовет осуждение.
- И ссылки на то, что такие фильмы выходили даже в прошлом веке, не будут работать. Нужно делать поправку на ментальность, - подчеркивает Борецкий. – А она в последнее время становится все более традиционной, более... «задрапированной».
Сегодня сложно представить какой-то эротический фильм, который воспримут нейтрально. Скорее всего, он вызовет массу протестов, желание запретить и наложить штраф. В 1983 году талантливый японский режиссер Сехэй ИМАМУРА снял «Легенду о Нараяме». Зрители специально ходили на ночные сеансы. Если же сегодня наш казахстанский режиссер снимет аналогичный фильм, большинство начнет возмущаться, говоря о том, что этот автор позорит Казахстан, - предполагает Борецкий.
При этом кинокритик не склонен обвинять казахстанцев в дикости и отсталости от современных взглядов. На его взгляд, традиционная ментальность, культура всегда имела какие-то плюсы, сохраняла элементарные основы нравственности. Другое дело, что сегодня нередко люди спекулируют на традиционных ценностях, стремясь получить славу или даже политический капитал.
Кстати, 16 лет назад именно Олег Борецкий разработал для Министерства юстиции РК специальную методику, касающуюся разграничений между эротикой и порнографией. Когда он работал над созданием методики, не было никакой законодательной базы, которая бы регулировала эти вопросы, поэтому человека, привозившего, к примеру, журналы с несколько «непонятным», скажем так, содержанием, легко можно было обвинить по 273 статье УК РК – «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов». Он получал либо штрафные санкции, либо срок…
Екатерина Резникова: История с обнажёнкой высосана из пальца
– Скульптура, вокруг которой подняли такой шум, современна весьма условно, - отмечает искусствовед Екатерина РЕЗНИКОВА. – Она решена в академических и классических традициях. Более того, идея автора – «плакатная» и лежит на поверхности. Сексуального и эротического подтекста я в ней не вижу. И кстати, почему-то во время обсуждения никто не сказал о том, что у этой скульптуры есть международные награды.
На взгляд искусствоведа Резниковой, вся история абсолютно высосана из пальца. Тем не менее, скандал имел место, поэтому возникает вопрос: насколько сложно сегодня художникам выражать свои взгляды и мысли через искусство? И есть ли сегодня у творцов понятие самоцензуры?
– Для истинно творческого человека очень важно быть принципиальным в своих убеждениях, преданным своим внутренним идеалам, установкам, - отвечает Резникова. – Художник состоится только в том случае, если он не будет подвергаться конъюнктурным явлениям, а его творческое начало будет побеждать коммерческое...
Вероника Насальская: Искусство - это увеличительное стекло
– Искусство, как сказал Шекспир, является зеркалом, которое художник держит перед природой. Не нужно это зеркало прятать, если оно отражает какие-то нелицеприятные или, как может кому-то показаться, слишком откровенные вещи, - считает актриса и основатель алматинского театра «АРТиШОК» Вероника НАСАЛЬСКАЯ. – Когда человек болеет, многие пытаются убрать симптоматику, а саму болезнь не лечат. Запрещая искусству отражать какие-то вещи, мы не убираем действительные проблемы.
Насальская отмечает, что театр должен и имеет право рассказывать не только легкие и приятные истории. Театр и вообще искусство - это увеличительное стекло, четко отражающее проблемы общества. Если мы хотим что-то изменить, нужно лечить проблемы общества, а не запрещать спектакль или скульптуру. Запрет никогда не являлся решением вопросов. А художник? Художнику очень важно оставаться верным собственной идее. И опираться только на самоцензуру.
***
...В последнее время наше общество все чаще делится на два противоборствующих лагеря. И все чаще предметом обсуждения (и осуждения!) становится искусство. Наверное, это даже могло бы стать поводом для радости и гордости: вот как наш народ интересуется культурой и искусством! Но... почитайте внимательно комментарии. Они не культурные - совсем наоборот. Едва ли не каждое третье замечание говорит о полном отсутствии культуры, элементарных знаний в области искусства и простой начитанности. Как сказал один из наших собеседников, «сегодня в государстве никто по-настоящему не занимается формированием эстетического вкуса юного гражданина страны». А нужно ли это государству вообще? Ведь людьми, у которых осуждение вызывают самые безобидные и естественные вещи, легче манипулировать…