По данным ассоциации предприятий перевозчиков, на данный момент пассажиропоток в южной столице не достиг и половины от докарантинного уровня
В общей сложности с момента введения ЧП перевозчики Алматы, за исключением метрополитена, потеряли порядка трех миллиардов тенге в виде чистой прибыли. Если до карантина пассажиропоток в среднем достигал миллиона в день, то с введением ограничительных мер этот показатель снизился в десять раз. То есть, до ста тысяч поездок.
"После отмены чрезвычайного положения пассажиропоток вырос, но до сих пор не составляет и 50 процентов от объемов, которые были в обычное время. В среднем до карантина все автобусные парки перевозили около миллиона человек в день. С учетом стоимости проезда в 80 тенге, ежедневный доход составлял 80 миллионов тенге, 2,4 миллиарда тенге в месяц. Сумма кажется внушительной, но вместе с тем расходная часть парков превышает 4 миллиарда тенге", - говорит президент ассоциации предприятий перевозчиков Сабит АМАНБАЕВ.
Помимо выплаты зарплат, перевозчики несут нагрузки в виде выплаты кредитов, взятых на покупку новых автобусов. 600 новых автобусов обошлись в 60 миллионов долларов. Транспортники признают, что убытки, связанные с карантином, уже привели к задержкам зарплат для инженерно-технических работников.
За время карантина акимат города оказал транспортным предприятиям, обслуживающим социально-значимые маршруты, помощь в виде предоставления бесплатного ГСМ. Выделенного объема хватило на 20 дней.
Стоит отметить, что существующий в Алматы тариф на проезд в общественном транспорте был установлен в 2012-м году в размере 80 тенге. Перевозчики сетуют на то, что за это время горючее, запчасти и комплектующие подорожали как минимум в три раза. На данный момент себестоимость одного проезда в среднем составляет 173 тенге. Начиная с этого года акимат начал субсидировать 136 маршрутов. Однако падение пассажиропотока не позволяет восстановить рентабельность.
В Ассоциации предприятий перевозчиков говорят, что во избежание массового банкротства, объем субсидий на всю отрасль должен составлять не меньше миллиарда тенге в месяц. При этом введение карантина и резко упавшие доходы не позволяют перевозчикам начать подготовку к зимнему периоду – закупу необходимых расходных материалов. Соответственно, к зиме алматинцы могут и вовсе остаться без общественного транспорта. Если этого не произойдет раньше, когда кредиторы начнут блокировать счета компаний за необслуживаемые кредиты.
Фото: пресс-служба акимата Алматы.