Сегодня, 11 октября, в музее искусств им.А. Кастеева открывается персональная выставка бурятского художника Зорикто Доржиева
* Эскизы к «сотрясателю Вселенной»
* Место силы
* Одиночество как новая социальная реальность
* Не хочется складывать золотые слитки под кровать
* В искусстве сегодня властвует закон круговой поруки
* Когда холста с красками недостаточно
* Алма-Ата и абрикосы
Наш автор Ирина Буреева записала секреты успеха молодого художника, чьи картины хранятся во многих музеях и частных собраниях по всему миру.
Эскизы к «сотрясателю Вселенной»
В 2004 году мою первую персональную выставку в Улан-Удэ посмотрели галерист Константин Ханхалаев и скульптор Даши Намдаков. Они пригласили меня поработать в совместном проекте «Монгол» (Россия, Германия, Казахстан), который был выдвинут на «Оскар» в 2007 году и собрал множество других наград. Я отрисовал тогда кучу всякого материала: от костюмов и доспехов разных племен до бытовых предметов и антуража. Что вошло в фильм, а что нет, сейчас мне трудно сказать. Когда смотришь фильм, то узнаёшь что-то из своих эскизов.
Место силы
У каждого человека есть место, где ему комфортно. Для меня это мой дом в Улан-Удэ. Там моя семья, супруга и дети. Город, где я вырос, и хорошо его знаю. Люди, с которыми мне интересно общаться, и они меня знают. И есть другая сторона этого же вопроса: нужно ли ощущение полного комфорта для творческого процесса? Иногда дискомфорт заставляет думать тоньше и острее. Есть же множество людей, для которых совсем неважно, где они родились или выросли. Они не привязаны к таким понятиям и мыслят другими категориями. Мне приходилось работать в совершенно разных условиях. Многие произведения делались в чужих мастерских и гостиничных номерах. Когда охвачен идеей – неважно, где ты и как.
Одиночество как новая социальная реальность
В моих картинах много одиноких фигур. Один ребенок. Одна девушка. Один воин. Один странник. Можно, конечно, покопаться в причинах этого «тотального одиночества». Это может быть генетически заложенное восприятие мира: степной человек большую часть времени, думаю, находился один. Или это отражение творческого уединения – когда собраться с мыслями можно только вдали от шума и суеты. А может, это проекция сегодняшнего ощущения времени, когда, несмотря, или благодаря всем коммуникациям, люди еще больше отдаляются друг от друга.
Не хочется складывать золотые слитки под кровать
Когда художник находит свой цвет, музыкант - свою ноту, поэт – свое слово, достигается определенная цель. Это как алхимик, который упорными поисками находит формулу сотворения золота из свинца. Что делать дальше? Можно начать складывать золотые слитки под кровать, а можно попробовать искать дальше: священный грааль, к примеру, или там изобретать вечный двигатель. То есть появляется другая цель. Дальше каждый, конечно, решает для себя сам.
Работа бурятского художника Зорикто Доржиева "Девочка с персиками"
В искусстве сегодня властвует закон круговой поруки
Можно оставаться свободным художником. Свободным от всех обязательств. Свободным от выставок и вернисажей. Но художнику нужен зритель. Иначе художник зачахнет. Мне кажется, невозможно все время писать «в стол». Вот Пол Маккартни в 57 лет впервые выставил свои картины, которые он никогда не считал достоянием общественности. Он их не продает, но зритель все-таки ему нужен. Искусство сегодня - область, где властвует закон круговой поруки: светские связи, взаимные договоренности, полезные знакомства, общие друзья. Я сам по себе не «тусовочный» человек. Поэтому всем занимается галерея «Ханхалаев». Я, за исключением открытий своих персональных выставок, появляюсь достаточно редко на каких-то мероприятиях. Даже у себя в Улан-Удэ. Мне это не интересно.
Когда холста с красками недостаточно
Мне всегда интересно, что происходит в мире искусства. Наверное, в определенной степени важно знать - чем дышит современное искусство. Я люблю смотреть contemporary, даже больше, чем традиционное реалистическое изобразительство. Мне интересны совмещения. Я стараюсь больше экспериментировать. Иногда привычного холста с красками бывает недостаточно. Тогда начинаешь изобретать. То же и с выставками. Хочется, чтоб зритель задействовал не только свои глаза, придя на выставку. Так появились и видео, и музыкальные проекты для презентаций. Еще я занимаюсь книжной иллюстрацией. Мои родители - художники, и в детстве я рос не только среди красок и холстов, но и среди очень интересных книг и альбомов. Я много рисовал, что-то повторял за отцом, что–то за картинками из книг. В студенчестве книжная иллюстрация была весьма ощутимым заработком. Уже работая с галерей «Ханхалаев», мы издали книгу «Zorikbook» - это своего рода книга художника, в которой небольшими рассказами повествуется история сюжетов для некоторых картин. И еще недавно вышло издание «Жестокий век» Исая Калашникова с моими иллюстрациями.
Алма-Ата и абрикосы
У папы есть хороший друг, художник, еще со студенческих лет репинской академии, - Жумакын Кайрамбаев, к которому мы летали в гости в Алма-Ату. Именно в Алма-Ату, потому, что это было в далеком 1988 году.
Я был тогда пятиклассником и помню только стадион «Медео» и абрикосы, растущие на улицах. С удовольствием приеду снова.