В Караганде у ТОО «Автобусный парк №3» отсудили более 140 миллионов тенге за проездные билеты
В нынешнем году, словно по законам кармы, на главного монополиста пассажирских перевозок Караганды - ТОО «Автобусный парк №3» - неприятности валятся одна за другой. И не просто неприятности, а закреплённые решениями суда факты.
Как на автобусе уехать от налогов
Ratel.kz уже рассказывал о том, что прокуратура и инспекция по труду обнаружила нарушения трудового законодательства со стороны автопарка.
Как установлено во время проверки, в ТОО «Автобусный парк №3» по перевозке пассажиров работают согласно трудовым договорам в соответствии с требованиями законодательства всего лишь 26 водителей автобусов. При этом автопарк обслуживает 21 маршрут, на который ежедневно выезжает в среднем 171 автобус. Остальные 353 водителя автобусов работают по договорам на возмездное оказание услуг. Как установили прокуроры, они не имеют патентов индивидуальных предпринимателей и не платят никаких налогов в бюджет. Автопарк, разумеется, тоже не делает за них никаких отчислений в бюджет и пенсионный фонд.
Руководство автопарка №3 пыталось обжаловать проверку в суде. Но Фемида встала на сторону прокуроров и инспекторов. «Водитель, как исполнитель, оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа, что противоречит требованиям ст.683 ГК РК. Установленные проверкой обстоятельства подтверждают, что договоры на возмездное оказание услуг противоречат как трудовому законодательству, так и действующему гражданскому законодательству», - к такому выводу пришёл Казыбекбийский районный суд №2. И признал проверку и действия госинспекторов законными.
Решение пока не вступило в законную силу, однако тут трудно поспорить с прокурорами и судом, которые полностью опираются в своих выводах на нормы закона. К тому же не стоит забывать, что из-за таких махинаций со стороны руководства автопарка №3 бюджет города недополучил солидную сумму налоговых отчислений.
Все деньги – через кассу монополиста
Во вторник, 22 августа, в специализированном межрайонном экономическом суде по Карагандинской области завершилось не в пользу ТОО «Автобусный парк №3» ещё одно гражданское дело. На этот раз спор возник между перевозчиками: ТОО «Манас» и ТОО «Таксокомбинат» через суд оспорили суммы, которые получают из бюджета на перевозку льготных категорий граждан, и с продажи проездных билетов.
Когда в 2014 году проезд в пассажирском транспорте Караганды подорожал с 50 до 80 тенге, что вызвало волну недовольства среди населения, местные власти взялись за подсчёт пассажиропотока. Это было необходимо для определения в том числе и количества льготных категорий граждан, которые пользуются общественным транспортом. Потому как отчисления из бюджета на эти цели автопаркам достигали почти 1 миллиарда тенге в год. Солидный ломоть бюджетного пирога, который делился между всеми перевозчиками.
По заказу ГУ «Отдел коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Караганды» с октября по ноябрь 2014 года ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций» провело изучение пассажиропотока на внутригородских маршрутах Караганды. 27 марта 2015 года институт представил данные фактического пассажиропотока каждого автобусного маршрута по всем категориям пассажиров - по общим проездным билетам, по социальным проездным билетам, по льготным проездным билетам. Согласно этой аналитики, доля ТОО «Манас» и ТОО «Таксокомбинат» в объёме пассажирских перевозок оказалась значительно выше, чем считалось
Тем более что в Караганде существует один нюанс – согласно тому же соглашению за выпуск проездных билетов отвечает автопарк №3 как монополист, поэтому все деньги из казны поступают к нему на счёт, а затем перераспределяются между остальными участниками рынка.
Ничтожность соглашения
ТОО «Манас» и ТОО «Таксокомбинат», пересчитав согласно долям, полученным в по итогам исследования ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций», суммы, которые они должны получать из бюджета и от продажи проездных, пришли к выводу, что их надули.
Согласно расчётам ТОО «Таксокомбинат», с 1 апреля 2015 года им недополучено более 49 миллионов тенге, которые поступали на расчетные счета ТОО «Автобусный парк №3» и ТОО «Автобусный парк №5».
У ТОО «Манас» сумма недополученных средств ещё больше - от реализации проездных билетов и полученных сумм социальной помощи в размере 101 миллиона тенге, который упал на счёт ТОО «Автобусный парк №3», и 11,6 миллиона тенге, который поступил на счёт ТОО «Автобусный парк № 5».
Плюс оба истца подсчитали свои неустойки и пени от действий монополиста.
В суде представители ТОО «Автобусный парк №3» и ТОО «Автобусный парк №5» всячески пытались доказать, что истцы не правы. Однако суд пришёл к выводу, что само соглашение, заключённое между перевозчиками в 2014 году, является ничтожным.
«В судебном заседании установлено, что указанное соглашение, с момента его подписания, действует, соблюдается и исполняется всеми участниками соглашения.
Однако указанное соглашение противоречит действующему законодательству, поскольку с момента его заключения является ничтожным, так как денежные средства, распределяемые между перевозчиками, являются бюджетными, а законных оснований для заключения указанного соглашения, а также для распределения денежных средств между сторонами суду не представлено», - указано в решении суда.
Более того, ссылаясь на статью 13 Закона «О транспорте в Республике Казахстан» от 21 сентября 1994 года №156, суд пришёл к выводу, что такой договор должен быть заключен между исполнительным органом и перевозчиками, а не между самими перевозчиками и по своему усмотрению.
Исходя из представленного суду расчета, произведенного на основании результатов изучения пассажиропотока ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций», средний процент доли перевозчика ТОО «Таксокомбинат» составил: по общим проездным билетам - 9,75 %; по социальным проездным билетам - 7,264 %.
Таким образом, ТОО «Таксокомбинат» в период с 1 апреля 2015 года по 1 июня 2017 года недополучил доход в размере 49 355 626 тенге.
Доля ТОО «Манас»: по общим проездным билетам - 9,237%; по социальным проездным билетам - 7,654%. Таким образом, ТОО «Манас» в период с 1 апреля 2015 года по 31 декабря 2016 года недополучил доход в размере 112 743 740 тенге.
Патовая ситуация
В итоге суд частично удовлетворил исковые требования обоих истцов, снизив лишь суммы неустоек и пени.
«Взыскать с ТОО «Автобусный парк №3» в пользу ТОО «Таксокомбинат» сумму в размере 40 901 045 тенге, неустойку в размере 500 000 тенге, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 242 031 тенге.
Взыскать с ТОО «Автобусный парк №3» в пользу ТОО «Манас» сумму в размере 101 071 029 тенге, неустойку в сумме 400 000 тенге, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 044 131 тенге.
Взыскать с ТОО «Автобусный парк № 5» в пользу ТОО «Манас» сумму в размере 11 672 711 тенге и пеню в сумме 100 000 тенге, расходы по оплате государственной пошлины в размере 353 181 тенге», - огласила решение судья Айнур АРАПОВА.
Решение суда пока не вступило в законную силу. Но руководству автопарка №3 придётся сильно постараться, чтобы добиться снижения сумм в апелляционной инстанции. В противном случае придётся срочно искать 147 миллионов тенге.
Но ситуация осложняется ещё и тем, что, если автопарк №3 всё же одолеет оппонентов в апелляционной инстанции и не будет выплачивать присужденные суммы, ТОО «Манас» и ТОО «Таксокомбинат» могут отказаться возить пассажиров с льготными проездными. И, похоже, от этого они только выиграют. Ведь всё равно львиная доля бюджетных средств за это оседает в карманах владельцев автопарка №3.
А вот головной боли у карагандинских чиновников прибавится.
Фото автора.