Энергетика за 30 лет перестроилась на удовлетворение частных интересов
Утром 25 января в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане произошли аварийные отключения электричества. Со времён СССР три страны объединены в "Единую энергетическую систему". В Кыргызстане без электричества оказались больницы, в том числе оснащенные аппаратами ИВЛ, и Минздрав искал резервные генераторы. Бишкек остался без водоснабжения из-за отключения насосов. Аэропорты Узбекистана и Кыргызстана не смогли принимать пассажиров и самолёты. В Алматы тем временем не работали светофоры, без электроэнергии оказались и другие южные регионы. В целом электроснабжения не было около двух часов.
"25 января 2022 года ввиду значительного аварийного дисбаланса, созданного энергосистемой Центральной Азии (Узбекистан, Кыргызстан), произошел наброс мощности на транзит электроэнергии 500 кВт "Север – Восток – Юг Казахстана", - сообщили в KEGOC. Из–за этого для аварийного разведения транзита энергии пришлось "отключить" энергопотребителей на юге страны. Кроме того, в KEGOC сообщили, что отключили криптомайнеров с 24 по 31 января.
По мнению экспертов, все проблемы в сфере энергетики были предсказуемыми, только никто их предсказывать не брался. Вместо этого система сосредоточилась на прибыли и обслуживании корпоративных интересов.
- Здесь сработали два катализатора. Первый, это следствие старения, любое энергетическое оборудование имеет обязательные сроки ремонта, а здесь участились внеплановые аварийные остановки. А второй катализатор, это майнинг. Майнинг добавил роста примерно в два раза больше, чем средний годовой рост. Существует порядок разрешения на подключение к электросетям, он расписан в инструкциях. Если это серьезные мощности, то этим занимается KEGOC. А плюс ещё KEGOC - это системный оператор, которому полагается знать не только нынешний баланс, но и на годы вперёд, - говорит эксперт в сфере энергетики Пётр СВОИК.
По словам Перта Своика за 30 лет, пока не было дефицита, отмерли функции прогнозирования и развития энергосистемы. Из-за этого проблемы в сфере энергоснабжения стали неожиданностью. Кроме того, у специалистов KEGOC просто нет общей картины происходящего.
- Раньше в системе энергетики были организации, которые занимались прогнозированием по всей цепочке. Были проектные институты, кроме всего прочего, они делали схемы перспективного развития. Сейчас KEGOC и Минэнерго пытаются возродить этот функционал, они нанимают отдельные творческие группы, созывая старых специалистов. Но постоянных служб, которые бы занимались анализом, сейчас нет. По заданию ТОКАЕВА разработан документ под названием "Энергетические балансы до 2035 года", специалистов собрали лучших в своём роде. Они досконально собирали по годам все нагрузки. В кулуарных разговорах они жалуются, что статистика от акиматов не всегда достоверная, - поясняет Своик. То есть, даже в регионах не всегда понимают, какая у них нехватка, сколько понадобится энергии в будущем, каков износ сетей. Обычные потребители - это не основные покупатели электроэнергии в Казахстане. На долю домохозяйств приходится около 15-20 процентов от общей выработки электричества. С точки зрения нагрузки на все системы – это очень мало. Кроме того, здесь присутствует вся статистика, хотя бы потому что тарификация находится в открытом доступе.
- В Казахстане где-то больше 40 процентов всего потребления приходится примерно на 20 крупных предприятий. В этом и вся соль. Чемпионы по потреблению - ферросплавные заводы, потом металлургия. И ещё примерно пара сотен объектов потребляет большую часть оставшейся половины. И, конечно, энергетику надо выстраивать, чтобы эти объекты работали бесперебойно, чтобы тарифы на них были справедливыми. Но там тарифы в разы меньше, чем у рядовых потребителей. Хорошо это или плохо, вопрос спорный, потому что энергоёмкие предприятия должны получать электричество дешевле. Но зато бесспорно другое: очень плохо, что все эти тарифы секретные. То есть, какой тариф для населения в разных городах, вы узнаете. А если захотите узнать, почём тариф для Евразийской группы, "Казахмыс" или нефтяников, то вы не сможете, это тайна.
Энергетика за 30 лет перестроилась на удовлетворение частных корпоративных интересов. Вся сфера разобрана между нескольким крупными группировками. Туда входят свои электростанции и свои электросети, свои бытовые организации и свои аффилированные потребители. В пределах каждой такой группировки происходит распределение самых больших и самых дешёвых объёмов электроэнергии. Это распределение не может быть прозрачным. А на общий рынок, там, где мы с вами и совсем маленькие объёмы, туда выбрасываются только то, что подороже. Энергетика вся закрыта, потому что она источник частных корпоративных интересов, и это самый главный барьер для её развития, - полагает Своик. Фактически никаких конкретных решений сейчас со стороны правительства не звучит. Очевидно, что эту сферу ждут некоторые потрясения.
Эксперт Асет НАУРЫЗБАЕВ тоже полагает, что рост проблем был спровоцирован, в том числе, майнерами. Безнадзорная выдача техусловий для подключения ферм привела не только к дефициту, но и аварийным отключениям.
- Заделы, которые были, быстро кончились. Вторая история - то, что у нас система была не готова к этим изменениям. Там даже вопрос не в объёме электроэнергии, сколько в мощности. И это не решалось с советских времён. У нас есть заделы по регулированию мощности, но они нереализованные. Поскольку очень быстро росло подключение майнеров, при выдаче техусловий на подключение KEGOC должен считать свои режимы, не повлияет ли это на устойчивость энергосистемы. То же самое сделали региональные сетевые компании, потому что там тоже достаточно крупные майнинговые фермы. Они могли бы выдавать эти техусловия более ответственно. Тогда мы бы не пришли к режиму, когда нужно отключать потребителя. Условно говоря, энергосистема должна была смотреть, хватит ли им проводов, чтобы передать столько энергии. Вот задача техусловий. Если нет, то они говорят, проложите ещё столько проводов, или вместо 40 мегаватт дают только 20, - пояснил эксперт. Впрочем, ситуация с майнерами понятна. Кто будет считать возможные убытки, если на горизонте маячит такая прибыль.
- У нас рынок превратился в административно назначаемые цены. То есть в одной непрозрачной непубличной процедуре министр энергетики утверждает цены на рынке объёмом триллион тенге. Один министр управляет ценами на таком рынке. Это самое коррупциогенное кресло в стране. Никакой антимонопольный комитет, никакая общественность не участвуют в этом процессе. В антимонопольном есть хотя бы публичные слушания, на которых у населения тоже мало инструментов, но, по крайней мере, это публично. А министр делает это всё за закрытыми дверями, одному ему известным способом, по одному ему известным причинам. И потом мы получаем новые тарифы. И так за последние два года эти тарифы выросли на 20 процентов, - говорит Наурызбаев. Он полагает, что эту сферу необходимо вернуть на рынок. Только так появятся взвешенные тарифы, а также финансирование для обновления оборудования и сетей. 19 января мажилис одобрил проект закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза". Это значит, что Казахстан, Россия, Армения, Беларусь и Кыргызстан к 2025 году обязуются интегрировать свои отдельные рынки в общую структуру. Возможно, это станет выходом из всё более осложняющейся ситуации.
Фото: ehonews.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!