Как министр культуры и спорта отчитывался перед населением
В понедельник, 23 мая, министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ устроил «отчетную встречу с населением» в Астане, в Центральном концертном зале «Казахстан». На самом же деле встречался он там со своими подчиненными, депутатами парламента, руководителями культурных, спортивных учреждений и их служащими, которые одновременно изображали и население.
Мухамедиулы не был бы самим собой, если бы для него не подготовили массовку – антураж предстоящего собрания, объясняющий случайно забежавшему (возможно, по ошибке) зрителю, кто здесь хозяин и кем он руководит.
Так, в фойе концертного зала простые служащие культурных учреждений расселись на стулья перед монитором, где крутили ролик о современном Казахстане. Эта часть «перфоманса», вероятно, олицетворяла фильмопроизводство, которым так гордится Мухамедиулы.
Рядом свою часть программы исполняли спортсмены на турниках. Когда министр вошел, они делали разные трюки, словно тренировки в концертном зале для них – обычное дело.
Клерки тоже выглядели максимально естественно. Не замечая никого, они демонстрировали безудержный интерес к зарисовкам столичных достопримечательностей.
Мухамедиулы быстро прошел в зал, в котором, естественно, был аншлаг и приступил к докладу об итогах работы его ведомства за 2015 год и грядущих перспективах.
Из его выступления благодарные слушатели узнали, что сферу культуры государство «всецело поддерживает» и жаждет признания заслуг «на мировой арене». Для этого создан даже Центр сближения культур ЮНЕСКО.
- Для нас очень важно, чтобы Казахстан был ярко представлен в международном сообществе. Это требование главы государства перед министерством, чтобы мы во всем прекрасном своем изобилии могли показать свои достижения, - объяснял министр.
В этом году Мухамедиулы планирует разработать концепцию развития киноиндустрии Казахстана. Картины, снятые киностудией «Казахфильм», еще не совсем популярны в мире, но министр считает, что это временное явление. Например, продолжение эпопеи «Путь лидера» - «Так сложились звезды» недавно показали в Москве, и россияне остались довольны.
- Он (фильм «Так сложились звезды» - А.Б.) получил высокую оценку всех россиян, которые присутствовали на этой премьере, а также кинокритиков, режиссеров и депутатов Государственной думы, - сказал министр, сорвав аплодисменты публики, не сумевшей сдержать радость.
Мухамедиулы рассказал, что скоро снимут казахстанско-российский фильм «28 панфиловцев». Сотрудничества с «Казахфильмом» теперь захотели и китайцы.
- Перед нами поставлена задача, чтобы мы сняли фильм совместно с Китайской Народной Республикой. То есть Казахстан уже выходит на уровень, когда мы обязаны снимать уже совместные большие художественные полотна – это касающиеся китайского композитора СИ Синьхая, который в сороковые годы жил в Казахстане. К сожалению, он в иной мир отошел именно в Казахстане. Китайцы с большим уважением относятся, что этот великолепный композитор мог написать свои художественные произведения у нас в Казахстане, - говорил министр.
Мухамедиулы очень ценит политику межнационального и межконфессионального согласия в нашей стране. Результаты этой политики, по его мнению, заслуживают признания всего мира.
- Это уже казахстанский бренд, когда весь мир Казахстан узнает благодаря межнациональному согласию, сплоченности, - говорил министр.
Люди, задававшие вопросы в зале, демонстрировали интерес и принципиальность. Одна женщина спросила: какие меры принимаются для поддержки талантливой молодежи? Министр начал было отвечать, что всюду работают детские кружки, а столичный университет искусств «стал центром развития мирового искусства», но потом, на всякий случай, уточнил:
- В сфере культуры или спорта?
- Всё равно, - отвечала заинтересованная слушательница.
Министр рассказал, что в сфере спорта талантливую молодежь тоже поддерживают, правда, желающих заниматься спортом так много, что государство не успевает строить для них спортивные объекты.
Вопросы поступали не только из зала, но и по интернету, а также по прямой связи с акиматами регионов, где люди, озабоченные проблемами культуры и спорта, хотели услышать комментарии министра. Мухамедиулы радовался каждому вопросу и всё время повторял, что отвечает «с большим удовольствием».
Кто-то спросил его о развитии казахской терминологии. Он ответил, что государство активно работает и в этом направлении.
- Английский язык в год увеличивается на 6 тысяч новых слов. Появляются новые слова и термины, такие как «смартфон», «WhatsApp». Они ведь не остались со времён Шекспира. Соответственно, в терминологию казахского языка мы обязаны их вносить, - заметил министр.
Особенно его порадовали злободневные вопросы оперной певицы Марии МУДРЯК и олимпийского чемпиона Александра ВИНОКУРОВА, которые находятся в Европе, но вышли на прямую видеосвязь ради такого события.
Мудряк спросила министра о программе предстоящего фестиваля «Опералия» в Астане.
Винокуров тоже задал острый вопрос:
- Я очень рад, что организовывают такие встречи, которые сближают народ. Я бы хотел от олимпийского чемпиона Александра Винокурова задать свой вопрос, - проговорил в видеокамеру олимпийский чемпион Александр Винокуров. - Что делается в стране для развития велоспорта?
- Велоспорт у нас хорошо развивается, особенно в Алматы. Каждое воскресенье для его жителей - большое счастье, кроме жителей, которые живут по проспекту аль-Фараби, потому что его полностью перекрывают, - сказал министр со смехом, и первые ряды зрителей поддержали его хохотом. - Мы недавно открыли велостарт в Астане – было много участников. Я сторонник того, чтобы велоспорт у нас широко развивался.
- Я хотел поблагодарить его. Благодаря Винокурову Казахстан стал велосипедной державой, – подняв вверх указательный палец, выкрикнул с места депутат парламента Мырзатай ЖОЛДАСБЕКОВ.
Ответ министра и комплимент Жолдасбекова Винокуров не слышал. Связь с ним и Марией Мудряк прервалась, как только они задали свои вопросы. Звезды, видимо, тоже не сильно жаждали услышать ответы Мухамедиулы. Иначе кто бы им смог в этом отказать?
Жители Шымкента предложили министру создать в их городе детскую киностудию. Мухамедиулы ответил, что будет поддерживать эту идею.
Очень красноречиво он ответил на вопрос о том, как отличить правильную религиозную литературу от запрещенной, приписав греческим философам фразу, которая никогда им не принадлежала.
- На этот вопрос хорошо ответил бы Бекболат ТЛЕУХАН (депутат парламента – А.Б.), - сказал министр, слегка смущаясь. - (…) Религия – очень такое опасное направление, мы все знаем прекрасное высказывание Сократа и Платона, что религия – это опиум для народа. Любое направление, которое будет иметь негативное влияние на наши с вами умы, требует активного вмешательства. Нам нужны покой и процветание, поэтому есть традиционная религия, которая охватывает все слои населения нашего многомиллионного Казахстана, и я сам сторонник … просто мне неизвестно, о какой именно литературе вы говорите. Мне кажется, если в центры религиозные обратиться, можно даже бесплатно получить там книги.
Мухамедиулы уже собирался завершать встречу, но поступили вопросы из зала, напоминающие детскую анкету. Министра спрашивали, кем он мечтал стать в детстве, назвать его любимый фильм, а в завершении просили сказать, какую книгу он в последний раз прочитал.
- Здесь, если можно, давайте остановимся, - улыбаясь, начал министр, то ли в шутку, то ли всерьез. Публика расхохоталась.
- В основном, это специализированная литература. Всегда настольная книга – Уинстона ЧЕРЧИЛЛЯ. И, конечно, когда заново читаешь нашего великого Абая, всё воспринимается по-другому. Очень удивительно: когда Чингиза АЙТМАТОВА перечитываешь, ощущение совсем другое, особенно его роман «Белый пароход». В молодости там больше ищешь любовных сцен, героических поступков. А когда сейчас перечитываешь «Белый пароход», мурашки бегают по коже. Чингиз Айтматов не только великий писатель, он пророк. Он предвидел, куда идет его страна, его нация. И действительно, к сожалению, те события негативные, которые происходят в Кыргызстане, он уже тогда, в 40-50-е годы, ощущал и смог написать. То есть он хотел предупредить свой народ, чтобы они не делали такие безумные шаги, - отвечал Мухамедиулы.
Его подчиненные застыли, словно пытаясь загипнотизировать шефа, чтобы тот остановился. Но уже ничто не могло помочь ему.
- К сожалению, сейчас мы историю видим, когда наши уважаемые соседи (киргизы. – А.Б.) имеют совсем негативные направления. Действительно, здесь скрывать нечего, очень жалко, когда прилетаешь в Москву и в другие города, когда общественные туалеты убирают юные девчата наших соседей, это задевает твои человеческие чувства: как она могла заслужить такое – в своем прекрасном юном возрасте убирать общественный туалет? Когда в стране, извините, нет работы и перспективы, многие кыргызы были вынуждены уехать. На базарах Москвы находились, - говорил министр. - Ну, это… Чингиз Айтматов – великий писатель. Я просто так уже…
Встреча завершилась аплодисментами. В фойе руководители театров наперебой поздравляли его и хвалили за блестящее выступление.
Там же министра перехватили репортеры, и он вдруг сообщил сенсационную новость о том, что президент приостановил переход к трёхъязычному образованию. Правда, пресс-службе Министерства образования и науки потом пришлось опровергать эту информацию.
Высказался Мухамедиулы и о строительстве пантеона, посоветовав всем, кто критикует идею его возведения, прочитать Габриэля МАРКЕСА.
- Вы прочитайте, пожалуйста, книгу Габриэля Маркеса «Сто лет одиночества». Это моя любимая книга. Когда там у старушки спрашивают, почему наше село попадает то в природные катастрофы, то в экономические, почему люди не задерживаются, она сказала великолепную фразу о том, что кто-то из нас должен лечь - и тогда наши потомки не будут уходить с этих мест. Она сказала: я готова лечь в эту землю, чтобы я стала первым человеком, стержнем. И благодаря вот таким шагам, мы будем знать, что у нас были великолепные личности. И поэтому Астана в действительности должна построить этот пантеон, - объяснил министр.
На вопрос, удостоятся ли члены правительства чести оказаться в пантеоне, Мухамедиулы ответил, что обретёт там место, только если получит звание «Қазақстанның еңбек ері».
Выйти из зала сразу удалось не всем. Охрана концертного зала держала двери закрытыми, дожидаясь, когда министр покинет здание. Только после замечания журналистов зрителей выпустили.