Алексей Уткин: С Алматы на «ты»

3102 просмотров
0
Юлия МИЛЕНЬКАЯ
Суббота, 10 Мар 2018, 19:00

Алматинский художник об Арбате и свободном плавании, экспериментах и любви, от которой не сбежишь

Читайте также
Наш любимый Алматы

Он рисует город Алматы в лучшем его проявлении, пишет портреты людей, удивительно точно отражая их характер. Отдельное слово в его творчестве занимают невероятно талантливые карикатуры на социальные явления в стране. Не имея возможности слышать физически, он острее других людей воспринимает окружающий его мир. Алексей УТКИН – один из самых востребованных художников южной столицы.

С Алексеем Федоровичем я встретилась в его мастерской, где он трудится днями и ночами. Алматинские улочки, парки, скверы, летние кафешки, городские озера и пруды на живописных холстах занимают все пространство, где работает художник.

В мастерской несколько полотен повернуты «лицом» к стене, а немного дальше, на столе, лежат живописные портреты автора аккуратной бумажной стопкой. Это новые творения Уткина: он готовится к очередной выставке. Вести традиционные беседы с Алексеем Федоровичем не представляется возможным. Он не слышит. Поэтому данное интервью получилось благодаря сурдопереводчику, прекрасному профессионалу Наталье, хорошо знакомой с художником и его творчеством...

«Ум иногда мешает рисовать»

– Алексей Федорович, мне посчастливилось быть на одной из ваших выставок под названием «Моя любовь – Алматы». Тогда вы признались, что в недалеком будущем, а именно к своему 70-летию, планируете сосредоточиться в своем творчестве на водах Алматы: каналах, реках, прудах, озерах...

– Да-да, я выполнил свое обещание, - признался с улыбкой художник, поспешив направить наше внимание на серию его пейзажей с присутствием воды. – Вот озеро парка Горького, а вот озеро Сайран. Еще до открытия купального сезона я взялся рисовать Сайран. Помнится, решил нырнуть в воду. Стояла хорошая погода. Но вода была еще такой холодной, что небо и вода после того, как я нырнул, показались мне в совершенно других оттенках, в другой цветовой палитре. Согревшись, я принялся за работу. Вновь пришло чувство теплоты. Эту двойственность чувств и цвета я постарался отразить. Кстати, здесь я использовал краски с новым эффектом.

Читайте также
Как из алматинского Арбата сделали «коридор»

– В Алматы очень мало магазинчиков для профессиональных художников. Как решаете проблемы с теми же самыми красками?

– Да, магазинов мало и выбор инструментов, красок и прочего действительно небольшой. Вот, помню, когда был в США, заглянул в художественный магазин и ощутил себя словно в большом супермаркете, где все товары касались моей профессии. Несмотря на приличные цены, все же позволил себе купить довольно много нужного и полезного для своей работы. Красок там было море! Приобрел разные: и в маленьких, и в больших тюбиках, и совершенно новые, современные оттенки…

В этот момент художник попросил обратить внимание на картину, на которой изобразил новую пешеходную алматинскую улицу имени Панфилова в районе оперного театра. Ее он закончил буквально позавчера, рисовал две недели.

– Нравится ли вам как художнику, человеку творчески мыслящему, новая прогулочная улица в Алматы?

– Поначалу мне она не очень понравилась. Но думаю, что когда вырастут деревья, улица вдохнет в себя жизнь. Надо время.  

– А вообще, что скажете об изменениях, которые произошли в городе за последние годы?

– Я учился в Ленинграде. Алматы – уникальный город, непохожий на другие. Когда вернулся из северной культурной российской столицы, начал рисовать Алматы и не мог сразу найти какую-то особенность у города. Дома, деревья, дома, деревья. Мало исторических зданий. Обыденность не хотелось рисовать. Разум и сердце начали спорить друг с другом. В этом «поединке» победило все же сердце, благодаря которому и начали рождаться мои картины. Ум иногда мешает. 

«Я начал рисовать Алматы после развала Советского Союза»

Читайте также
Юрий Шевчук: Движуха должна быть!

– Когда любишь что-то или кого-то, редко можно объяснить причину этой любви. Вот и вы так же, выходит?

–  Думаю, да (улыбается). Наверное, Бог мне дает возможность чувствовать этот город. Я ведь не слышу и разговаривать не могу, но глаза мои компенсируют все. Я хожу по улицам очень часто, наблюдаю, замечаю нюансы. Я был в разных городах, странах, но, возвращаясь в Алматы, вновь принимался за местные городские пейзажи. Начал рисовать Алматы после развала Советского Союза. В те времена нужно было и как-то зарабатывать, на что-то жить. Искал свой стиль, свою подачу.  Потихоньку дело пошло. Картины начали продаваться. Ездил на Бутаковку и рисовал очень много местных пейзажей с изображением быстрой холодной речки. Затем начал работать исключительно над городскими видами. Вначале у меня не получалось передавать дух города. Только со временем мое сердце раскрылось. Романтика, живущая во мне, тоже сыграла роль и добавила некую изюминку моим картинам.   

– Вы тоже, как и многие художники в Алматы, выставляли и продавали свои картины на нашем местном «Арбате»?

– В течение двух лет я продавал картины там.  

– Какие цены тогда устанавливали на свои работы?

– Довольно низкие. Где-то пятьдесят долларов за картину. Художник Владимир ВЛАСЮК как-то увидел мои работы. Ему они понравились, и он предложил мне выставить картины в одной из галерей города. Власюк очень повлиял на мою дальнейшую творческую жизнь с положительной стороны. Сегодня я нахожусь в свободном плаванье.

– Свободное плаванье – удобная форма профессиональной жизни для вас?

–  Я рисую картины на заказ, мои картины представлены в нескольких галереях, делаю выставки. Сегодня я спокоен и уверен в себе, к счастью. Мои картины узнаваемы и востребованы…

Читайте также
Сева Демидов: Я не тусуюсь в местах, где ходят «уятмены»

«Даже сейчас ощущаю вибрации голоса Батырхана»

В этот момент художник снова обратился к своим работам – к большой стопке с портретами. Начал перебирать их - портреты людей, известных и не очень. В основном это изображения представителей музейной сферы Алматы – художников, кураторов, организаторов выставок. Есть и лица известных артистов. Среди них - портрет Батырхана ШУКЕНОВА. Уткин нарисовал портрет Батыра намеренно неоконченным, символизируя жизнь прекрасного артиста, прервавшуюся где-то на середине…

– Да, я не слышу, не имел возможности слышать и его песни, - рассказывает художник. – Но энергетику я его чувствовал. Даже сейчас ощущаю вибрации его голоса. Я могу чувствовать обстановку, энергию, атмосферу рядом с людьми.

– Помнится, Алексей Федорович, вы признавались, что из-за того, что не имеете возможность слышать, избегаете написания портретов. Говорили так: «Для того чтобы нарисовать человека, с ним необходимо поговорить, изучить его характер, образ мыслей, понаблюдать за эмоциями. Только в этом случае художник вдохнет в портрет жизнь». У вас сегодня в мастерской вижу много портретов. То есть, выходит, вы избавились от таких мыслей и рискнули?

– Да, рискнул и буду дальше пробовать. Но по большому счету я и сейчас продолжаю думать, как и раньше. Для того чтобы рисовать человека, нужно тщательно его исследовать. Не поговорив с ним, невозможно узнать его сущность.  

– Ваши физические возможности, конечно, не позволяют чувствовать себя до конца свободным в бытовом плане. А как ощущаете себя в целом? Свободно, счастливо?

– Сложно сказать. Я с удовольствием работаю, делаю свое дело и стараюсь не придаваться унынию. Стараюсь беречь теплоту в своем сердце. Все, что мне дано – высшая награда от Бога. И неважно, что где-то не оценили или же государство не обращает внимания.

«Год-два нам помогли с финансированием. На этом все»

– А вас ведь, действительно, странным образом не оценили. В одном интервью вы признались, что несколько раз пробовали вступить в Союз художников Казахстана и не были приняты…

– Наше общество не готово принимать неслышащих людей. Сегодня мне не особо интересно, что происходит в этом союзе.

– А что с Ассоциацией глухих художников, которую вы одно время курировали?

– Да, такая была. Но и там возникало очень много проблем. Постоянные налоги, проверки. Год-два нам помогли с финансированием. На этом все.

– А кто помогал, городские власти?

– Нет, иностранные организации. Ходить с протянутой рукой тяжело. Они сетовали на то, что мы, художники, можем сами содержать ассоциацию, ведь картины свои продаем, значит, и имеем возможность зарабатывать. Но ведь у художников не каждый день продаются картины, все нестабильно.

«Среди моих учеников Анар Абжанова»

– Алексей Федорович, много ли художников с нарушением слуха в Алматы?

– Еще в 90-х годах я открыл изостудию для глухих детей. Занимался с талантливыми, способными ребятами. Среди моих учеников Анар АБЖАНОВА, попавшая в проект «100 новых лиц Казахстана». Она на протяжении восьми лет у меня занималась. Я хорошо знаком и с сестрами КУСАИНОВЫМИ, Галией и Ботой. Тоже талантливые художницы. Я с ними проводил совместную выставку.

– И на этой совместной экспозиции, если не ошибаюсь, представляли свои графические работы?

– Да, совершенно верно.

Читайте также
В стране ГаБо

– Это был эксперимент с графикой?

– Да. В большей степени как эксперимент. Но я продолжаю работать изредка в этом стиле. У меня уже есть свежие графические картины. Пока их не показываю – берегу для следующей выставки. Наверное, организую ее на следующий год к своему 70-летию…

Очень вовремя, в момент следующего вопроса, в мастерскую заглянула жена Алексея Федоровича Лидия.

– Вижу у вас в мастерской и ваши автопортреты. Какой-то вы на них слишком серьезный, закрытый.  Но ведь все эти характеристики не соответствуют действительности, как мне кажется…

 – Он разный, - сказала Лидия. – Сегодня он сентиментальный, завтра серьезный, послезавтра романтичный. Он меняется каждый день.

– Не сложно жить с таким переменчивым творческим человеком?

–  Интересно! Нескучно, во всяком случае (улыбается).

«Но когда я смотрю на ее портрет, понимаю, что моя жена самая лучшая»

Кстати, у Лидии тоже нарушение слуха. Она познакомилась с Алексеем Уткиным после школы. Они вместе уже 50 лет. Лидия – домохозяйка. Помимо домашних хлопот, большую часть времени она посвящает делам мужа – списывается с заказчиками, представителями галерей, организовывает встречи. 

– Когда была молодая, уже знала, что в Алексее большой потенциал. Он – человек с большим будущим, - призналась Лидия. – Вот и сегодня со дня на день мы ждем новостей. Надеюсь, хороших. Мы отправили в Лондон заявку  на участие Алексея в очень престижной международной художественной выставке. Представили пять картин – живопись и графику. Ждем результаты отбора. Для мужа в случае успешного попадания в список участников эта выставка станет дебютной среди слышащих художников. До этого он участвовал в международных выставках для глухих художников.

– Алексей Федорович, жена, наверное, ваша муза?

– Конечно! Вот ее портрет!

Портрет жены написан по всем канонам стиля барокко и заключен в свойственную тем временам круглую рамку. Лидия на нем совсем молодая, но очень  серьезная. 

– У нас, как и у других нормальных семей, случаются небольшие ссоры. Но когда я смотрю на ее портрет, понимаю, что моя жена самая лучшая. В этот момент все проблемы уходят на второй план (улыбается).

Фото автора.

Комментарии отключены!

Но вы можете оставить свой комментарий и почитать мнения других читателей об этой публикации на нашей странице в Facebook.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




российский политолог
- В Казахстане подрастает поколение людей, которые выросли, сформировались уже после распада Советского Союза и которые в высшей степени свободны от этого совкового менталитета, от привязанности к тем ценностям общего дома. И они еще более, чем раньше, будут далеки от мысли, что можно с Россией жить в одном доме.
Ratel Instagram
Роскомнадзор требует удалить публикацию сайта Ratel.kz
Когда российские власти решили, что Казахстан является субъектом РФ
Как дилер нации насолил сахаром Карашукееву
Когда у нас создадут совместное производство Lada Granta без АБС, подушек безопасности и кондиционера
Две цены за дизель
Правительство Казахстана придумало, как избежать дефицита дизтоплива
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Почему подпись министра Ускембаева оказалась на поддельном отчёте о катастрофе самолета Fokker-100
Независимая экспертиза показала, как государственный орган сфальсифицировал заключение об авиакатастрофе с человеческими жертвами
Угрозы экономике Казахстана
Проблемы российской экономики могут перетекать к нам по двум основным каналам: импорт товаров и инвестиции
1960-е. Как отдыхающие добирались из Алма-Аты до Иссык-Куля
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
О глобальном
Что бы мы ни делали, мы упорно хотим сами себя уничтожить
Поход в советский туалет не обходился без газет: как шокировать молодёжь Америки
Америка по многим направлениям напористо стремится повторить опыт канувшего в Лету Советского Союза
Нашёл геоглиф не географ
Как краеведы Семея делают исторические открытия
Павлодарские судьи поняли, где право, а где лево
В Павлодарском суде закончили семимесячные споры – с какой стороны Lexus мог подрезать Range Rover, если всё время ехал прямо
Кто будет выполнять обещание акима области Жениса Касымбека по строительству дома №10 ЖК "Трилистник"
ТОО "Atlant Building KZ" проиграло в областном суде и признано недобросовестным участником госзакупок
Пенсионеры протестуют против строительства детской спортшколы
Они требуют, чтобы вместо неё власти просто облагородили пустырь
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.
Будет ли новая элита наурызить и байконурить Казахстан
- Супер,все в тему! Айдос показывает и доказывает, что есть политические реалии. И что делать!
Куда нас тащит путь Абаева
- Согласна полностью. Не понимаю, почему он до сих пор занимает эту должность. Аналогичный маразм, который исходит от растущего числа религиозников и нравоучителей, говорит о том, что как раз таки надо усиливать работу над пропагандой семейного института, ужесточением наказания семейным добеширам, безответственных алиментщиков и т.п. Какое глупое и бездарное решение- запретить показ мультфильма.
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru