Парадоксальная ситуация с нехваткой топлива происходит из года в год
На заседании комитета агропромышленного комплекса Регионального совета Палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области говорили о нехватке дизельного топлива и искали пути решения наболевшей проблемы. Участвовали в мероприятии: председатель филиала ОЮЛ "Ассоциация фермеров Казахстана", представитель Управления сельского хозяйства ВКО и заинтересованные предприниматели, представляющие сети автозаправочных станций и объекты сельского хозяйства.
- Вместе с Ассоциацией фермеров мы исследуем этот вопрос, потому что сегодня явный дефицит топлива сложился. Уборочная компания идет, заготовка кормов идет, и парадоксальная ситуация: мы приезжаем на заправку, где, согласно приказу Минэнерго, нам отпускают топливо по цене 260 тенге и не более 300 литров, но просто топлива нет, и мы вынуждены ехать на ближайшую заправку и покупать его по рыночной цене. Например, мы отправляем все свои машины утром туда, они заправляют по 300 литров, потом мы сливаем с бака в бензовоз, потому что комбайн мы не можем пригнать на заправку, когда он в поле работает. Потом с бензовоза едем заправляем комбайн. Но если мы по 450 тенге будем покупать солярку – понятно, что отсюда и на молоко завтра будут другие цены, и на другую продукцию сельского хозяйства, это же все в себестоимость ложится. Поэтому мы подняли шум на всю страну, на республиканском совещании озвучили эти проблемы, и нам за два дня сразу выгрузили полагающийся объем топлива. Но на самом деле объем должен быть здесь, уже на местах, мы же его выбираем, – заметил генеральный директор ТОО "Опытное хозяйство масличных культур" Фарид АБИТАЕВ.
Крестьяне подчёркивают, что из-за таких методов заправки техники, она простаивает часами, и уборка полей начинается позже, чем нужно. Если в регион придут дожди, то нужно будет тратить время на просушку зерна, всё это затягивает время завершения страды.
- У нас и кормозаготовка идет, и озимые, и посевная, и уборочная – самый пик август-сентябрь. Сейчас вот эта проблема с области на область пришла. Буквально через неделю все районы начнут ее испытывать. Я по районам уточнял: в основном 50%, максимум 60% урожая убрано только, еще 40-50% на полях лежит, – поведал председатель областного филиала Ассоциации фермеров Казахстана Меир АБЫТАЕВ.
В ответ представитель регионального управления сельского хозяйства Алтынбек КОРПЕШОВ сослался на то, что ситуация находится не под контролем акимата, а в руках министерства энергетики.
- Мы три раза писали письмо в Минэнерго, замакима сам лично разговаривал, но ситуация не на уровне нас. Альтернативы нет сейчас, объемы есть все, что заказывали, просто отгрузки нет.
Начальник отдела АО "Май" Марина ПОЛЕЛЕЕВА рассказала о том, что ей нужно как-то заправлять 70 грузовиков, предоплата внесена, а топливо достать трудно, выдают по 300 литров на машину.
- У нас проплачено 12 миллионов тенге, и нам каждый раз нужно писать письмо, чтобы они нам скинули определенный объем. То есть мы не можем пользоваться всем этим объемом, который проплачен. Вот сейчас они нам шесть тонн сбросили, мы заправляемся по чуть-чуть, а весь объем они нам не отдают.
Представители автозаправочных станций утверждают, что у них связаны руки и напоминают, что каждый год в июле-августе НПЗ закрываются на плановый ремонт, и поставки топлива по регионам серьезно задерживаются.
- Мы только переходим на новые правила, тут же на нас начинается административное воздействие. Установлена цена 260 тенге, по которой мы должны продавать, а товара нет, как мы должны продавать? Дизельное топливо зимой не хранится, поэтому нам зимой предлагают бензин с условием - взять вместе с ним дизтопливо. А сейчас бензина в стране навалом, его на заводах не знают, чем грузить. В общем, проблема не решится, пока не решится весь комплекс проблем в этой сфере, – говорит заместитель директора ТОО "Штиф" Игорь ФЁДОРОВ.
По словам представителя сельхозуправления, сейчас по региону 20 операторов занимаются распределением удешевленного топлива. Все заявленные объемы полностью оплачены аграриями, из них 8 000 тонн уже отгружено, но зависли 4 200 тонн. Когда они будут поставлены в область, неизвестно.
Обсудив возможные пути урегулирования ситуации, участники заседания приняли решение направить официальное письмо в Миинистерство энергетики страны с просьбой о заблаговременном вынесении постановлений касательно отгрузки удешевленного топлива для крестьян, при этом сами поставки должны происходить на месяц раньше и в соответствии с местонахождением области.
Фото: ПП ВКО.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!