Прокуратура Западно-Казахстанской области "наехала" на чиновников за очковтирательство и формализм в работе с людьми
Почему инициатива «100 шагов навстречу народу» провалилась, разбирали в среду, 18 октября, на заседании региональной комиссии по борьбе с коррупцией и координационного совета правоохранительных органов Западно-Казахстанской области. Зал областного маслихата, где проходило заседание совета, был наполнен преимущественно руководителями правоохранительных органов и чиновниками городского и областного акиматов.
Поговорить, как оказалось, было о чем. Грубость, невнимательность, формализм в работе с людьми – так обрисовали уральские прокуроры поведение чиновников, как следствие, недоверие граждан к власти.
- Есть мнения, предложения? – поинтересовался прокурор области Сапарбек НУРПЕИСОВ после вступительной речи, в которой прошелся по сотрудникам правоохранительных органов: 90% жалоб в прокуратуру поступают именно на их действия.
Предложений не было.
- Хочу попросить руководителей после совещания остаться и ответить на вопросы журналистов – объяснить, почему так происходит, – добавил Нурпеисов под общее молчание.
Факты, которые были приведены, несколько шокировали.
Например, история пожилой женщины из села, которая около 80 лет прожила без документов и соответственно без пенсии - это о равнодушии и невнимательности. Чтобы создать видимость «обратной связи» в городском управлении архитектуры Уральска более тысячи (!) государственных услуг были зарегистрированы как обращения граждан.
В УВД города и ДВД области в качестве обращений граждан зарегистрированы 69 служебных документов – это об искажении госстатистики. В ДВД не было зарегистрировано ни одно обжалование решений должностных лиц, а после проверки таких жалоб оказалось аж 175 – это об искажении реального положения дел. Из 1,5 тысяч обращений в органы внутренних дел не удовлетворено ни одно, зато отменено 360 незаконных постановлений сотрудников полиции. Каждое второе - повторно.
Еще любопытный пример: согласно статьи 104 УПК РК, жалобы на действия следователя может рассмотреть только прокурор или судья. Но в ДВД ЗКО эти функции взяли на себя и самостоятельно рассмотрели 8 жалоб на своих сотрудников.
Уральцы тем временем заваливают госучреждения жалобами - количество повторных обращений выросло на 90%, а рассматривают их порой месяцами. Чаще всего с жалобами на действия или бездействие госслужащих народ обращается в ДВД, акимат области и в управление здравоохранения.
Анализ также показал: более 200 ответов гражданам были составлены с грамматическими и стилистическими ошибками, а также с нарушением правил делопроизводства. Иногда переписка граждан с госорганами длится годами, противостояние людей с чиновниками переходит в затяжные конфликты.
Словом, картина, которую обрисовали на совете, свидетельствовала: слуги народа озабочены тем, чтобы быстрее снять жалобы уральцев с контроля и подальше от них, граждан, держаться. Например, есть такая норма - проводить прием граждан не реже одного раза в месяц. Анализ показал: чиновники только раз в месяц и проводят прием. Не чаще. Руководство ДВД прием граждан последнее время вообще не ведет.
- Такие тенденции есть и у прокуроров. Они иногда сами провоцируют конфликт вместо того, чтобы его сгладить, - сбалансировал Нурпеисов.
В итоге предложили прием граждан вести только первым руководителям госорганов, им же и отвечать на жалобы. Остальные проблемы – волокиту рассмотрения обращений, формализм и очковтирательство, как-то решать совместно.
После почти двухчасового «разбора полетов» участники совета быстро разошлись, даже не вспомнив про предложенный брифинг для журналистов.
Фото автора.