За две недели до всеобщих парламентских выборов Великобритания на полных парах движется к "подвешенному парламенту", когда ни Консервативная, ни Лейбористская партии не смогут в одиночку сформировать правительство большинства, сообщает ТАСС. Перед лицом политического тупика общественное внимание переключилось на Шотландскую национальную партию (ШНП), которая с триумфом вернулись на авансцену политики и после закрытия избирательных участков 7 мая может выступить в роли силы, способной определить итоги голосования. Впрочем, эта перспектива не радует ни правящих консерваторов, пытающихся напугать избирателей перспективами усиления сепаратистских настроений на севере страны, ни вызывает особого восторга у лейбористов, которым ШНП настойчиво предлагает создать коалицию.
"Подвешенным парламентом" в Великобритании называется ситуация, когда ни у одной из партий не получается добиться решающего большинства, то есть гарантировать 326 депутатских мандатов в 650-местной Палате общин парламента. Согласно последним опросам общественного мнения, консерваторы под руководством Дэвида Кэмерона могут рассчитывать провести в парламент 283 представителя, а лейбористы во главе с Эдом Милибэндом - 270. Цифры иногда меняются, то в одну, то в другую сторону, однако общая картина не меняется. Обе партии, образно выражаясь, вошли в клинч, и не могут найти способа нанести решающий удар, способный открыть путь к посту премьер-министра. В такой ситуации для формирования правительства необходима поддержка других политических сил. В прошлый раз такую помощь консерваторам оказали либеральные демократы. Но на этот раз, сильно растеряв поддержку электората, они могут рассчитывать лишь на 25 депутатских мандата. В этом случае они уступят ШНП, в уставе которой в качестве одной из основных целей указано отделение от Великобритании.
В сентябре прошлого года на инициированном ШНП референдуме 55,3% избирателей отвергли идею независимости Шотландии. В Лондоне вздохнули с облегчением, однако, выяснилось, что слишком рано. Недавнее поражение сторонников сепаратизма все явственнее обретает признаки их успеха на предстоящих выборах. За прошедшие 7 месяцев популярность партии сильно выросла, и предстоящие парламентские выборы она расценивает, если не как реванш за исход сентябрьского референдума, то как возможность перегруппировать силы и заставить звучать громче свой голос в Вестминстерском дворце, в котором заседает британский парламент.
Получив по итогам выборов 2010 года в Палате общин всего шесть мест, на этот раз ШНП претендует на то, чтобы увеличить свое представительство почти в 9 раз. Партии прочат около 50 депутатских мандатов. Причем большинство мест в Палате общин шотландцы могут отобрать как раз у лейбористов, традиционное лидерство которых в Шотландии растаяло, как дым. А вместе с утратой Шотландии призрачной стала возможность их единоличной победы на выборах.
Партия из Глазго готова помочь лейбористам возглавить кабинет министров, предлагая создать коалицию, и таким образом не позволить консерваторам еще пять лет управлять страной. Выступая на недавних теледебатах, лидер ШНП, первый министр Шотландии Никола Стерджен предложила Милибэнду "не пустить Дэвида Кэмерона на Даунинг-стрит" (канцелярия премьера). Милибэнд последовательно отказывается от сделки с шотландскими националистами и заявляет, что им не стоит рассчитывать на создание коалиционного правительства. Боюсь, что мой ответ "нет", - ответил он в телеэфире на это предложение.
От политических аналитиков, правда, не укрылось, насколько мягко прозвучало это "нет". Конечно, о формальной коалиции речь вряд ли может идти. Но вероятность того, что в мае лейбористы и ШНП договорятся о взаимопомощи, полностью исключать нельзя. Ведь таким образом Милибэнд мог бы не бояться вотума недоверия своему правительству меньшинства. В то же время лейбористы прекрасно понимают, что шотландскими политиками движет отнюдь не бескорыстное желание помочь, что их лояльность имеет свою цену и что они используют все возможности лейбористского правительства, чтобы "дать больше власти Шотландии".
Это, мягко выражаясь, может найти недопонимание избирателей лейбористов из других регионов Англии и подать вовсе ненужный с точки зрения единства страны пример Уэльсу и Северной Ирландии. Таким образом, цена возвращения на Даунинг-стрит может оказаться для Лейбористской партии слишком высокой.
Тем временем консерваторы, оставив в стороне речи о своих экономических заслугах, принялись вовсю стращать британцев мрачными последствиями альянса лейбористов и шотландских националистов. Действующий премьер Кэмерон практически ежедневно находит новый эпитет для описания последствий "коалиции хаоса", предупреждая, что она представляет "очевидную и реальную угрозу" существованию Соединенного Королевства в нынешних границах. Лепту в нагнетание страстей вносят и другие видные консерваторы. Как заявил на этой неделе бывший премьер-министр Джон Мейджор, "ШНП намерена разбить Великобританию вдребезги", создав правительство, которое постоянно будет тянуть влево и в котором политический шантаж станет повседневной нормой. Тон этих высказываний достиг столь большого накала, что даже некоторые тори раскритиковали заявление однопартийца. "Бессмысленно раздражать шотландцев, крича на них из Вестминстера", - заявил председатель Консервативной партии при Маргарет Тэтчер лорд Теббит.
Сомнительно, чтобы на Даунинг-стрит прислушались к этим предупреждениям. Последний опрос компании YouGov, проведенный по запросу газеты The Sun, показывает, что треть избирателей Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) задумываются о том, чтобы поддержать консерваторов перед лицом угрозы со стороны ШНП. И, если эти прогнозы окажутся верными, то сложно предположить, что консерваторы перестали разыгрывать "шотландскую карту", которая может принести им дивиденды и позволить вырваться вперед за две недели до выборов.