Актеры, публично высказавшиеся против российской агрессии в Украине, фактически лишились возможности работать в своей стране
Российского актера Максима ВИТОРГАНА, занявшего антивоенную позицию, "вырезали" из сериала "Контакт", заменив его изображение на так называемый дипфейк и убрав имя актера из титров. Похоже, это первый случай использования дипфейка в российском игровом кино и сериалах в целях цензуры, сообщает Би-би-си.
Ранее российская цензура в фильмах ограничивалась тем, что из картины вырезались сцены с участием "неугодных" актеров, либо им отказывали в участии в фильме еще на этапе кинопроб.
Создание дипфейков (методика синтеза изображения, основанная на искусственном интеллекте) для игрового кино - довольно дорогостоящий и технологически сложный процесс.
"Нейротипичный Максим Виторган"
Второй сезон российского сериала "Контакт" вышел без актера Максима Виторгана, хотя актер участвовал в съемках. Вместо Виторгана, который в первом сезоне сериала сыграл мужа героини Равшаны КУРКОВОЙ, зрители увидели кого-то, похожего на него. На это обратила внимание "Служба поддержки" Ильи КРАСИЛЬЩИКА.
"Знакомьтесь, нейротипичный Максим Виторган - новая ветвь развития нейросетей в российских сериалах", - сыронизировали авторы телеграм-канала "Русское кино в топе", которые также заметили подмену.
У персонажа, которого играл Виторган, после замены на дипфейк "фактически не меняется выражение лица", а движения губ не всегда совпадают с произносимым актером текстом, замечают журналисты "Медиазоны".
Имени Максима Виторгана в титрах нет. Сам актер узнал о своем исчезновении из сериала через соцсети.
"До меня так же доходили слухи, что перед создателями сериала была поставлена задача вырезать меня оттуда совсем (наверное, потому что я ну очень плохо играл, да?), но это оказалось проблематично. Достаточно большая и сюжетообразующая роль", - написал Виторган в инстаграме.
Сам Виторган саркастически назвал замену сыгранного им персонажа на дипфейк "большой художественной и идеологической победой".
Сериал "Контакт" выпускает кинокомпания Good Story Media на платформе Premier. И Good Story Media, и Premier принадлежат холдингу "Газпром-медиа".
Как отметил Максим Виторган, замена актера в готовом фильме на дипфейк - это огромные затраты для кинокомпании.
"Но! Мы не привыкли отступать и экономить деньги "Газпрома" (процедура эта технологичная совсем не дешевая)", - отметил актер.
Максим Виторган известен своей антивоенной позицией, он неоднократно высказывался против российского вторжения в Украину. В первый день войны он опубликовал в инстаграме, где у него более 700 тысяч подписчиков, черный квадрат и написал: "Позор…"
До российского вторжения Максим Виторган не раз высказывался в поддержку Алексея НАВАЛЬНОГО, в том числе и после ареста политика в январе 2021 года.
"Военная цензура"
С началом российского вторжения в Украину цензуры в кино и сериалах стало больше. Фильмы, независимо от даты их выхода, стали резать и редактировать «в режиме реального времени» - с оглядкой на гражданскую позицию "действующих лиц".
Так, российский телеканал ТНТ в январе этого года показал комедийный фильм 2019 года "Эдуард Суровый. Слезы Брайтона", вырезав из него кадры с Максимом ГАЛКИНЫМ и Иваном УРГАНТОМ. Кроме того, из фильма пропали строки, которые зачитывала поэтесса Лариса РУБАЛЬСКАЯ: "Нам партия скажет направо, мы сразу направо пойдем. На правое дело идем мы направо, а скажут - налево пойдем". И Галкин, и Ургант, и Рубальская в 2022 году выступили против войны.
В конце января из трейлера патриотического фильма "Праведник" пропали кадры с Чулпан ХАМАТОВОЙ. Ее ее изображение также исчезло с афиш, несмотря на то, что у Хаматовой в этом фильме одна из главных ролей. При этом из фильма Чулпан Хаматову "вырезать" не стали, так как, по словам режиссера кинокартины Сергея УРСУЛЯКА, без ее роли невозможно обойтись - она является сюжетообразующей.
Хаматова одной из первых высказалась против вторжения в Украину и покинула Россию.
Актеры, публично высказавшиеся против российской агрессии в Украине, фактически лишились возможности работать в своей стране.
В конце января после публичного высказывания против российского вторжения в Украину актер Дмитрий НАЗАРОВ, незадолго до этого лишившийся работы в МХТ им. А. П. Чехова, остался и без роли в ремейке фильма "12 стульев".
Режиссер картины Петр ЗЕЛЕНОВ прямо связал отказ работать с Назаровым с антивоенной позицией актера. "Мне кажется гадостью и неблагодарностью в адрес Владимира Владимировича (ПУТИНА) нести какую-то ахинею, тем более говорить о какой-то кровожадности, чушь", - сказал тогда режиссер. Зеленов пообещал, что все отснятые для фильма сцены с Назаровым будут пересняты с другим актером.
Цензура в кино и сериалах также включает и «тематическое» редактирование. Русская служба Би-би-си ранее писала, что еще до войны фактически под запретом оказались фильмы о политике, кинокартины со сценами насилия со стороны силовиков, а также на темы, потенциально задевающие "чувства верующих". Фильмы с такими "проблемными" темами если и могут быть сняты, то на прокатное удостоверение в России их авторам рассчитывать не приходится.
В декабре прошлого года в России в силу вступил закон о запрете пропаганды "нетрадиционных сексуальных отношений". В связи с этим фильмы, в том числе выпущенные несколько десятилетий назад, подверглись цензуре: из них были вырезаны сцены, касающиеся темы ЛГБТ.
Так, в январе "Кинопоиск" и "Амедиатека" вырезали из первого и второго сезона "Секса в большом городе" упоминания представителей ЛГБТ. В девятой серии первого сезона слово "гей" в русском переводе заменили на слово "мальчик". А в шестой серии второго сезона была вырезана сцена, в которой одна из главных героинь сериала говорит, что она не лесбиянка.
Это было сделано несмотря на то, что серии первого и второго сезона сериала вышли на экраны более 20 лет назад.
Власти пытаются влиять на тематику фильмов, отдавая предпочтение "патриотической" кинопродукции.
Министерство культуры в прошлом ноябре пообещало господдержку фильмам, затрагивающим темы "деградации Европы", "колониализма англосаксонского мира" и "популяризации службы" в российской армии.
А в марте этого года председатель комитета Госдумы РФ по культуре Елена ЯМПОЛЬСКАЯ прямо призвала ввести цензуру в кино.
Она предложила вернуть в российский кинематограф "институт редакторов". Это, по мнению Ямпольской, позволит эффективно контролировать создателей фильмов, финансируемых государством.
"Не вижу, по какой причине государство должно постоянно заниматься благотворительностью", - сказала депутат.
Фото: rus.jauns.lv.