По миру дрейфуют десятки танкеров с российской нефтью

2573 просмотров
0
Би-би-си
Среда, 15 Янв 2025, 11:00

Это последствие самых жёстких санкций США с начала войны

Фото: Rizwan Tabassum/AFP.

У берегов Китая, Сингапура и России дрейфуют или встали на якорь вдали от порта десятки танкеров с российской нефтью, пишет Би-би-си. Проблемы начались после того, как в прошлую пятницу, 10 января, США ввели санкции против российского нефтяного сектора — самые жесткие с начала войны. Они затронули российский "теневой флот", а также компании, которые обеспечивали его функционирование.

Согласно анализу агентства Reuters, основанному на данных MarineTraffic и LSEG, в разных местах бросили якорь по меньшей мере 65 нефтяных танкеров. Большая часть из них находится у берегов России: в Балтийском море и на Дальнем Востоке. Пять танкеров встали рядом с портами Китая, еще семь — у берегов Сингапура.

Двадцать пять из застрявших судов ранее бывали в портах Ирана и недалеко от Суэцкого канала.

Накануне стало известно, что Китай и Индия отказываются принимать российскую нефть из-за новых санкций США. Санкции, которые Вашингтон ввел против нефтяных компаний и "теневого флота" 10 января, затронули свыше 180 судов.

По данным Bloomberg, три судна — Olia, Mermar и Huihai Pacific — застряли на подходе к портам в китайской провинции Шаньдун. Они перевозили порядка двух миллионов баррелей нефти из российского тихоокеанского порта Козьмино, расположенного недалеко от Находки. Произошло это из-за запрета китайского портового оператора Shandong Port Group швартоваться в его портах судам, попавшим под санкции.

Фото: Roni Rekomaa/Bloomberg. В декабре в Финляндии был задержан нефтяной танкер Eagle S, следовавший из Санкт-Петербурга в Египет под флагом Островов Кука. Его также относят к российксому "теневому флоту".

В это же время стало известно, что порты для судов с российской нефтью закроют и в Индии. Как пишет Bloomberg, в стране готовы разгрузить суда, зафрахтованные до 10 января, при условии, что они разгрузятся до 12 марта. Помимо этого, индийские банки будут требовать сертификаты происхождения нефти, чтобы исключить поставки от компаний, находящихся под санкциями.

Читайте также
Трамп рассказал о подготовке встречи с Путиным: Мы должны положить конец этой войне

Одновременно с остановкой судов у берегов России и стран Азии в Испании бросил якорь газовоз Cool Rover с партией СПГ с завода "Газпрома" "Портовая", узнало издание The Bell (признано в России "иноагентом"). Газовоз также был в пакете санкций, принятых США 10 января.

Реакция рынка: Индия и Китай ищут новых поставщиков

Введение ограничений привело не только к коллапсу в море, но и быстрой реакции рынка. Акции российских нефтяных компаний на Московской бирже начали падать еще в прошлую пятницу, когда о введении санкций ходили только слухи.

В первые два дня после их введения крупнейшие российские нефтяные компании ("Сургутнефтегаз", "Газпром нефть" и "Роснефть") подешевели на 3,5 млрд долларов.

При этом цены на нефть уже к вечеру понедельника 13 января достигли максимума за четыре месяца — с 8 января они выросли на 8%, резко поднявшись в прошлую пятницу. Произошло это на фоне ожидания того, что санкции заставят покупателей российской нефти искать новых поставщиков.

Речь идет в первую очередь об Индии и Китае. Они стали основными покупателями российской нефти после введения эмбарго на поставки в страны Европы.

Некоторые из танкеров, попавших под санкции, также перевозили нефть из Ирана.

Фото: Carsten Snejbjerg/Bloomberg. Санкции против российского "теневого флота" вводили и раньше. Танкер Turbo Voyager попал под санкции Великобритании в прошлом году. В целом, до последнего пакета США, под санкциями было свыше 70 таких судов.

Индия — крупнейший импортер российской нефти. На нее приходится 60% морского экспорта России.

Несмотря на то, что индийские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) перестали сотрудничать с компаниями и танкерами, попавшими под санкции, Reuters отмечает, что страна не ожидает перебоев с российскими поставками в ближайшие два месяца.

Читайте также
Чем грозит России потеря баз в Сирии

По данным Bloomberg, государственные НПЗ Индии рассчитывают, что последние американские санкции против российского нефтяного сектора будут временными, так как команда ТРАМПА занимает более лояльную позицию в отношении России.

Кроме того, они верят, что Москва сможет найти обходные пути для поставок. В целом это действительно возможно. Аналитики оценивают реальный размер российского "теневого флота" в 600 судов. Тем не менее Индия ищет и других поставщиков топлива.

Альтернативные источники топлива ищут и в Китае. Согласно Bloomberg, Пекин интересует импорт с Ближнего Востока, из Африки, а также из Северной и Южной Америке.

Официально руководство обеих стран не высказывалось о сложившейся ситуации.

Однако вероятные попытки индийских и китайских компаний адаптироваться к новым условиям привели к резкому подорожанию фрахта танкеров. Стоимость доставки на маршрутах Ближний Восток — Китай за несколько дней выросла почти на 40%.

Санкции против "теневого флота"

Коллапс спровоцировали санкции, которые США ввели против российского нефтяного сектора в конце прошлой неделе, 10 января. Под ограничение попали "Газпром нефть", "Сургутнефтегаз", их дочерние компании, а также свыше 180 судов, которые Россия использовала для перевозки своего топлива по миру после начала войны.

Этот пакет санкций стал самым серьезным для России за последние годы. По оценкам аналитической компании Vortexa, в 2024 году попавшие под санкции суда возили примерно 1,5 млн баррелей в сутки — это 1,4% мирового спроса на нефть.

Читайте также
"КазМунайГаз" побывал в Украине, зашёл в Румынию. Стоит ли идти в Болгарию?

При этом ограничения затронули не только сам "теневой флот", но и систему, которая его обеспечивала. Под санкциями оказались "Совкомфлот", крупнейший перевозчик российской нефти; страховые компании "Ингосстрах" и "Альфастрахование", а также нефтяные трейдеры.

"Сургутнефтегаз" знаменит тем, что уже почти десять лет копит валюту и накопил почти 6 трлн рублей (около 59 млрд долларов).

Введенные в пятницу санкции экономисты называют "самым серьезным ударом с момента введения европейского эмбарго" и "потолка цен" в 2022 году

Экономический обозреватель Русской службы Би-би-си Ольга ШАМИНА:

В списках США оказались около 280 танкеров теневого флота, это около трети всего теневого флота, пишут экономисты Института энергетики и финансов. Хотя S&P Global летом прошлого года оценивала теневой флот в 591 танкер — тогда США смогли внести в список около половины судов.

В 2022 году введение эмбарго и "потолка" действительно имело эффект: цены на российскую нефть упали ниже 60 долларов за баррель, как и доходы бюджета от ее продажи. Российские власти в ответ начали искать способ обойти санкции — им стал как раз теневой флот. Россия скупила старые танкеры, которые начали возить ее нефть в обход санкций. Эту нефть часто продавали через цепочку различных трейдеров, чтобы скрыть ее происхождение — часть из них тоже попала в санкционные списки, как и страховые компании, сотрудничавшие с ними.

"Охота" на танкеры стала новым этапом борьбы с обходом санкций. Экономисты Института энергетики и финансов, например, ждут временного сокращения объема экспорта на 15-30% — как раз на фоне задержек с отгрузкой танкеров. Однако в центре уверены, что Индия и Китай тоже не смогут быстро заместить поставки нефти из России — странам придется договариваться о новой системе логистики и страхования поставок нефти. Но взамен они могут попросить скидки на российскую нефть. Подобного исхода в целом ждут и другие российские эксперты.

Как и в 2022 году, санкции фактически стали ударом по существующей цепочке поставок нефти. Тогда российские экспортеры оказались отрезаны от европейских покупателей и от возможности застраховать перевозку нефти по рыночной цене. Теперь покупатели боятся иметь дело с танкерами теневого флота из-за угрозы вторичных санкций. Значит, придется еще раз изменить цепочку поставок: например, купить новые танкеры или временно снизить цену на нефть — чтобы она укладывалась в "потолок" в 60 долларов за баррель.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Марафондарыңды… Сендер айдалаға барып жүгіріңдерші. Көше жауып, пробка жасамай.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
От публикации на Ratel.kz до отказа от закупки георгиевских лент ко Дню Победы прошло всего несколько часов
Как научить отечественных чиновников отличать казахстанский патриотизм от российского
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Всё, что вы хотели узнать о "КазМунайгазе", но не знали где
О зарплатах топ-менеджеров, судебных исках и цене на нефть
Отношение власти к обществу в Казахстане
Подавление свободы слова и оппозиции уменьшает шансы на успешное долгосрочное развитие страны
Вести с тарифного фронта: Китай наступил на 100-летние "грабли Америки"
Страна стремится помочь экспортёрам перенаправить продажи на внутренний рынок , что может привести её к более глубокой дефляции
Кошкарата – золотой ключик города Шымкента
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Нескучные документы
Как мы ходили на экскурсию в городской архив
АО “Самрук-Энерго” не сошлось в показаниях с ООО “Интер РАО”
Строительство трёх ТЭЦ в Казахстане и энергоблока на ГРЭС-2 россиянами буксует, но минэнерго отдаст им АНПЗ?
Казахстанская энергетика: перезимовали… Что дальше
В южных регионах Казахстана уже в первой половине апреля отключили отопление
Вымогатель требовал миллион с "заказчика" убийства, обещая рассказать всё полиции
В итоге миллион взыскали с самого вымогателя
Усть-Каменогорская ГЭС закупает внедорожник за 62 млн на фоне повышения цен на электроэнергию для потребителей
Похоже, подведомственная организация АО "Самрук-Казына" больше не стремится снизить эксплуатационные расходы и выбросы СО₂
Как акимат Караганды обошёл законы ради BI Group
Администрация Булекпаева не смогла подавить негатив в свой адрес, половина города ненавидит чиновников
Тридцати трём жителям СКО простили кредиты, но вопросы остались
Главный из них: выявлены ли при проверке банков системные нарушения?
В Жетысу прошлогодняя сахарная свёкла превращается в упитанных червей
От нашествия насекомых страдают сельчане вблизи Аксуского сахарного завода
Акимат Алматы снова отбирает землю у ЖК “Ак Бота”
Новый сервитут появился прямо в ходе судебных разбирательств
В Жетысайском районе при пожаре на АЗС JOL YRYSY двое мужчин получили смертельные ожоги
Виновными признаны водитель автомобиля автоцистерны и управляющий директор ТОО
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.