Нужен ли Казахстану закон о частной военно-охранной деятельности?
Читайте предыдущую статью Досыма САТПАЕВА «Номенклатурный сепаратизм».
В то время как не утихает шум вокруг деятельности «ЧВК (российской частной военной компании) Вагнера» в Сирии, которая недавно понесла существенные человеческие потери в столкновении с силами сирийской оппозиции при военной поддержке США, в странах ОДКБ хотят легализовать деятельность частных военных компаний.
Псы войны
Традиционно монополию на этом рынке объемом в $100 млрд имели США, Великобритания, Израиль и другие страны.
Наиболее известными являются американские ЧВК Academi (бывшая Blackwater) и DynCorp, британская Group 4 Securicor (работает в 125 странах мира), израильские ICTS International и «Микуд».
Кстати, с 2004 года стала появляться информация о деятельности некоторых китайских ЧВК в разных странах мира, в их числе Shandong Huawei Security Group, Alfa-Angel (Beijing Co) и Beijing General Security Service.
В прошлом году китайские СМИ сообщили о том, что ЧВК Frontier Services Group (FSG), которая принадлежит основателю Blackwater Эрику ПРИНСУ, собирается открыть тренировочные центры в СУАР и в провинции Юньнань и участвовать в охране инфраструктуры, связанной с реализацией китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути».
Долгое время многие ЧВК работали в теневой зоне, не только оказывая услуги охраны стратегических объектов, военной экспертизы и обучения, но также принимая участие в боевых действиях, что стирало грань между ними и обычными наемниками. Хотя предпринималось несколько попыток взять их деятельность под контроль в рамках международного права.
Например, в 1989 году была принята Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. В 2008 году появился так называемый «Документ Монтрё». А в 2010 году - Международный кодекс поведения частных военных компаний.
Но проблема всех документов заключалась в том, что они, во-первых, имели рекомендательный характер. Во-вторых, тяжело регулировать деятельность ЧВК, так как они часто связаны с военными структурами и спецслужбами, которые используют их для проведения военных операций, где требуется анонимность и отсутствие прямой идентификации с той или иной страной.
В «документе Монтре» ЧВК определяют так: «Частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; и консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников».
«Вежливые люди»
Бросается в глаза, что начало лоббирования закона «О частной военно-охранной деятельности» в рамках ОДКБ совпадает с недавним заявлением министра иностранных дел России Сергея ЛАВРОВА о необходимости защиты интересов российских граждан, которые участвуют в деятельности ЧВК за рубежом. Интересно, что оно прозвучало незадолго до инцидента с «ЧВК Вагнера» в Сирии.
Кстати, в январе появилась информация о том, что в Госдуму РФ собираются внести не первый по счету законопроект, который должен легализовать деятельность ЧВК, которые и так уже засветились в Сирии, где еще до «Вагнера» действовал некий «Славянский корпус».
Понятно, что современные гибридные угрозы и асимметричные конфликты будут провоцировать государства чаще использовать ЧВК в своих целях. Например, в обновленной российской военной доктрине новым видом угроз названа смена власти в соседних государствах и появление враждебных режимов.
Похоже, этот тезис, возникший под влиянием украинского фактора, имеет довольно широкое толкование, создавая риски для других стран, особенно соседних.
Как показал украинский конфликт, Кремль вполне успешно применил разные методы гибридной войны во время аннексии Крыма и после нее, а также при создании ДНР и ЛНР, используя «зеленых человечков» (они же «вежливые люди»), которые формально не были связаны с силовыми структурами России.
Кстати, многие из тех, кто потом оказался в рядах «ЧВК Вагнера», также принимали участие в военных действиях на территории Украины в рядах сепаратистов.
К тому же еще в конце 2016 года в России уже были приняты поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым все граждане, которые прошли срочную службу и формально находятся в резерве, считаются исполняющими обязанности военнослужащих, если они участвуют в деятельности по «пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации».
Уже тогда некоторые эксперты усмотрели в этом легализацию деятельности российских наемников в разных регионах мира.
Странные игры в ОДКБ
Кстати, закон о частной военно-охранной деятельности в рамках ОДКБ также разрабатывался российской структурой - Институтом проблем безопасности и устойчивого развития. И это вызывает тревогу, так как в последнее время наблюдается повышенная активность России в попытках расширить функции ОДКБ, в том числе с точки зрения участия в конфликтах за пределами территорий стран-участников этой организации.
Например, в 2017 году уже возникала скандальная ситуация, когда с российской стороны появились разговоры о необходимости привлечения казахстанских и киргизских военных в зоны деэскалации сирийского конфликта в качестве миротворцев от ОДКБ.
Тогда председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности Маулен АШИМБАЕВ сказал, что даже если теоретически военные Казахстана и могут быть отправлены в Сирию, то лишь в качестве «голубых касок» ООН.
Интересно, что появление информации о возможном вовлечении наших военных в сирийский конфликт странным образом совпало с заявлением заместителя генсека ОДКБ Валерия СЕМЕРИКОВА о том, что в рамках этой организации хотят создать специальное подразделение миротворческой милиции, которое будет участвовать в операциях по поддержанию мира. При этом ссылка делалась якобы на просьбу ООН.
И пока неясно, хочет ли Россия пролоббировать создание милиции в качестве отдельной структуры или на базе уже сформированных в 2009 году «Коллективных сил оперативного реагирования» (КСОР), созданных для «отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Возможно, речь идет о формировании абсолютно новой силовой организации внутри ОДКБ.
Известно только, что в январе в ОДКБ был разработан проект «дорожной карты» - «Формирование условий для использования миротворческого потенциала Организации Договора о коллективной безопасности в интересах международной миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций (на период с 2018 по 2021 год)».
Наемники или некомбатанты?
Возникает вопрос: почему Россия выражает повышенный интерес к легализации ЧВК во всех странах-членах ОДКБ? Вполне возможно, что таким способом Москва пытается обойти препятствия, которые у нее возникли в попытках привлечь официальных военных других государств-участниц ОДКБ в свои геополитические игры в разных конфликтных зонах.
С легализацией ЧВК не только в России, но и в Казахстане, Белоруссии, Таджикистане или Кыргызстане у Кремля может появиться прекрасная возможность привлекать бывших сотрудников силовых структур из этих стран в свои частные военные компании.
Кстати, как показали события в Украине, на стороне сепаратистов нелегально воевали граждане некоторых стран, входящих в ОДКБ, в том числе и Казахстана.
Конечно, формально в законе о частной военно-охранной деятельности, который хотят принять в рамках ОДКБ, есть пункты о том, что ЧВК могут действовать только в интересах страны происхождения. Но непонятно, будет ли касаться это ограничение конкретных сотрудников, которых могут привлекать другие государства-члены ОДКБ. Тем более что, согласно проекту этого закона, заказчиками услуг могут выступать не только госорганы, но также как зарубежные правительственные организации (на основе двусторонних соглашений), так и международные.
Кроме этого, в законопроекте говорится, что сотрудники ЧВК должны иметь статус некомбатантов, то есть им запрещено участвовать в боевых действиях на стороне одной из конфликтующих сторон. Здесь возникает проблема, так как разработчики закона о легализации ЧВК в самой России пытаются наделить их сотрудников статусом комбатантов. Например, зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил ЕМЕЛЬЯНОВ, один из инициаторов легализации ЧВК, считает, что они хорошо подходят для защиты интересов союзнических государств от внешней агрессии и участия в антитеррористических операциях.
Но это уже выводит активность ЧВК за пределы просто охранной деятельности и превращает их в участников военных действий. Кстати, есть предположение, что у Кремля потребность в деятельности ЧВК может появиться не только в Сирии, но также в некоторых африканских странах и в Афганистане.
Угроза заключается в том, что принятие специальных законов, которые попытаются регулировать деятельность ЧВК, возможно, не решат проблему слабого контроля за их активностью, но могут открыть «ящик Пандоры» с непредсказуемыми последствиями. Так как между понятиями «наемник» и «сотрудник ЧВК» всё равно будет очень размытая грань.
И никто не даст гарантий, что частная военная компания, имеющая легальный доступ к боевому оружию и состоящая из профессионалов, завтра вдруг не трансформируется в «пятую колонну» и диверсионную группу, действующую в интересах другого государства.
То есть гипотетически «зеленые человечки» и «вежливые люди» в военной форме без опознавательных знаков могут появиться - под видом борьбы с терроризмом, защиты от мифической или реальной внешней агрессии - в любой стране, том числе и в государствах-членах ОДКБ.
Не исключая Казахстана.
Фото: russian.rt.com.