В целом внешний госдолг страны сейчас составляет 28,7% к ВВП, что в сумме с внутренним госдолгом в 6,2% к ВВП равен общим 34,9% к ВВП или порядка 20 млрд USD
Когда весной этого года экономики практически всех стран мира были заблокированы коронавирусным карантином, казалось, что именно для Беларуси минимизирован внутриэкономический шок локдауна, потому что там ЛУКАШЕНКО не признал опасность пандемии и объяснял всем, что страна, несмотря на многочисленные обращения граждан, не может позволить себе подобную роскошь в виде директивного приостановления предприятий.
Однако прошло совсем немного времени, и похоже, что на фоне политической дестабилизации Беларусь все-таки настигает "отложенный", но более мощный, чем коронавирусный, шок внутреннего спроса. Связан он со следующими процессами:
- перебои работы бастующих предприятий обрабатывающей промышленности, траспорта и сферы услуг,
- практическое отсутствие интернета, что способно сильнее любого карантина парализовать экономическую активность,
- паника на валютном рынке, толкающая курс беларусского рубля до новых исторических минимумов,
- нарастающая на банковский сектор страны давление, где налицо все признаки надвигающегося кредитного кризиса и кризиса ликвидности,
- невозможность Минфина Беларуси на протяжени уже трех недель занять 50 млн USD через размещение облигаций на внутреннем рынке, потому что желающих финансировать правительство Лукашенко, как минимум внутри страны, уже нет.
Данная ситуация также усугубляется тем, что, впрочем, и до политического кризиса экономика страны находилась не в лучшем состоянии по причине падения экспорта (на 10%), вызванного снижением внешнего спроса на фоне пандемии. Так, по данным Белстата, за январь-июль 2020 года ВВП страны упал на 1,6%, в разрезе отраслей сильнее всего падение продемонстрировали обрабатывающая промышленность (-2% за первый квартал 2020 года) и транспорт (-4%).
Ввиду ухудшения экономических условий в части госфинансов ситуация также становилась менее радужной. В частности, если в первом полугодии 2019 года в Беларуси был зафиксирован профицит консолидированного бюджета в 3,9% к ВВП, то за январь-июнь 2020 года сформировался уже дефицит в 3,3% к ВВП. И, учитывая складывающуюся макроэкономическую дестабилизацию в стране, дефицит бюджета дальше будет только расти.
В этой ситуации правительству Беларуси, которое для финансирования бюджета не может по примеру России, Казахстана, Норвегии или арабских стран прибегнуть к использованию средств суверенного фонда, потому что его в этой стране нет, придется занимать на рынке еще больше средств по ставке, которая, вероятно, с учетом роста странового риска будет тоже расти. При этом, как мы упоминали выше, на внутреннем рынке занять денег не получается, значит, придется наращивать внешний долг. Для сведения, 24 июня этого года Беларусь уже размещала на Лондонской фондовой бирже 5-летние и 10-летние еврооблигации на общую сумму 1,250 млрд. USD. В целом внешний госдолг страны сейчас составляет 28,7% к ВВП, что в сумме с внутренним госдолгом в 6,2% к ВВП равен общим 34,9% к ВВП или порядка 20 млрд USD. Любопытно, что при этом размер валовых международных резервов Беларуси составляет всего 9 млрд USD, то есть они не покрывает даже половины валового госдолга страны.
Дальнейшая совокупность процессов в виде расширения дефицита бюджета и соответствующее наращивание внешнего заимствования для его финансирования, а также возможный валютный и банковский кризисы, вероятность наступления которых растет с каждым днем, увеличивает риски снижения суверенного кредитного рейтинга Беларуси, который уже сейчас находится на уровне "В" (Fitch Ratings и Standard and Poor’s). К слову, уровень "B" относит гособлигации страны к категории "в высокой степени спекулятивные" и лишь на одну ступень отделяет их от "ССС" – "очень высокий кредитный риск".
Все это вместе может привести к заметному усложнению обслуживания внешнего долга Беларуси, а в конечном итоге и к техническому дефолту. Следствием же дефолта по обязательствам госдолга является еще большая макроэкономическая дестабилизация – гиперинфляции, обесценение валюты, сокращение расходов бюджета на социальную защиту населения и зарплату работников бюдженой сферы, вновь вынужденное наращивание внешнего долга и колоссальное ухудшение уровня жизни граждан. При этом, разумеется, что вероятный дефолт Беларуси будет иметь и негативные внешние экстерналии, прежде всего, в рамках ЕАЭС и в большей степени для России – главного регионального торгового партнера и кредитора страны.
При этом реакция на Казахстан такого крайнего сценария, как мы отмечали прежде, будет проходить в основном через давление на курс тенге. Поэтому еще раз подчеркнем, что в текущий непростой момент времени для нашей страны нет ничего важнее разумного и взвешенного распоряжения средствами Нацфонда, а также наращивания резервов Нацбанка.
Телеграм-канал @tengenomika.
Фото: Facebook.