В Казахстане сформировалась система унижения, которое стало доминантой общественной психологии
Читайте предыдущую статью Евгения ЖОВТИСА «Это блокирование информации, а не обеспечение безопасности».
«Удивляйтесь, когда вас унижают!» - этот необычный лозунг был опубликован в журнале «Большой город» в России несколько лет назад. Что примечательно: не «возмущайтесь», «протестуйте» или «боритесь», а именно – «удивляйтесь».
Синдром выученной беспомощности
Я подумал: может быть, если нет душевных сил, характера, ресурсов на что-то общественно активное, то хотя бы надо, чтобы люди удивлялись, что их унижают?
Универсальная концепция прав и свобод человека, которая характеризует отношения государства и общества, государства и человека, стоит на фундаменте уважения человеческого достоинства. Без этого вообще можно забыть о том, что кто-то будет соблюдать ваши права. Противоположность уважению человеческого достоинства – унижение.
В последние годы социологи перенесли из биологии в оценку общественных процессов концепцию «синдрома выученной беспомощности». Биологи, изучая поведение животных, выяснили, что если поставить миску с едой, но при этом подвести к ней электрический ток так, чтобы при соприкосновении с миской животное било током, то сначала оно будет пытаться как-то добыть еду.
Будет безуспешно с разных сторон подходить к миске. Но через какое-то время появится устойчивый поведенческий стереотип: ничего сделать нельзя, как бы ты ни был голоден. Вместо еды получишь болезненный результат. Поэтому животное будет умирать от голода, но не подойдёт к миске. И даже не будет проверять: а вдруг тока уже нет. Более того, этот синдром передастся и другим животным, находящимся в той же клетке.
У людей этот синдром реализуется в виде постулата «ничего изменить нельзя». Государство всегда сильнее, а я такой маленький человечек, и куда мне против него. Начнёшь рыпаться - тебе же будет хуже. Причём я, естественно, не говорю о каких-то антиконституционных вещах вроде переворотов, революций с насилием и т.д. Я говорю о простых законных способах попытаться изменить окружающую среду, если она нас не удовлетворяет. Это касается и всего, что унижает нас в отношениях с государством во всех его проявлениях.
Преподавать права и свободы несвободный учитель не может
Я об этом вспомнил, когда прочитал, что наше Министерство образования и науки вдруг заговорило о том, что надо освободить учителей от выполнения не свойственных им задач.
Наши сеятели разумного, доброго, вечного, оказывается, ходят по квартирам с разными опросами, собирают статистическую информацию, обеспечивают подписку на газеты и журналы, а ещё явку на выборах и вообще делают много чего, что никак не связано с их профессией и задачами образования. То есть просто из акимата идёт сигнал в департамент образования, оттуда – директору школы, и вся эта почти милитаризованная (в смысле выполнения приказа) система берёт под козырёк и его выполняет.
Помню, несколько лет назад в Министерстве образования правозащитников спросили: не помогут ли они в разработке учебно-методических пособий по правам человека? Я тогда ответил, что это, конечно, не проблема, тем более что есть много модельных пособий. Но проблема-то в том, что преподавать основы прав и свобод человека несвободный учитель не может. Учитель, которого при учащихся распекает и унижает завуч, директор школы или приехавшая откуда-нибудь комиссия. Учитель, который после уроков ходит по домам с опросом. Дети ведь существа очень чувствительные. Рассказывать им про свободу и права - это не про физику и математику. Они, даже не зная, кто такой СТАНИСЛАВСКИЙ, будут про себя думать: не верю. Потому что рассказывать им будет униженный учитель. Да ещё учитель, который их организует в почти приказном порядке для участия в каких-то спущенных сверху мероприятиях.
Когда хамство в порядке вещей
Мы привыкли к унижению. У нашего человека в подавляющем большинстве случаев, если его на улице просто так, даже без видимых причин, останавливает полицейский, опускаются плечи, в них втягивается голова и голос становится каким-то заискивающим. Посмотрите на наших граждан, особенно старшего поколения, в госорганах, на почте, в банке. Это же взаимоотношения начальства и подчинённых. Это ходят подданные, а не свободные граждане.
Причём заметьте, что речь идёт о государственных служащих, которые существуют на наши деньги, на налоги. Они, по идее, должны обслуживать нас - тех, кто им платит. А у меня складывается впечатление, что каждый, кто заходит практически в любой госорган, наоборот, им что-то должен.
Все эти турникеты и охранники на входах, досмотры и осмотры - это не только обеспечение безопасности. Это, прежде всего, унижение. И по форме, и по содержанию. Причём своего пика оно достигает в армии и в тюремной системе.
И вдобавок ко всему подобные отношения существуют и внутри самого государственного аппарата. Посмотрите, как, за редким исключением, общаются руководители наших министерств и ведомств со своими сотрудниками. А ведь предполагается, что прошедший конкурс на госслужбу человек имеет хорошее образование, прошёл тест на знания и умения.
А с ним обращаются хорошо хоть не матом, за который вроде стали наказывать, но всё равно как с солдатами первого года службы. Я уж не говорю о правоохранительных органах, где хамство во взаимоотношениях начальства и подчинённых просто в порядке вещей.
У нас просто сформировалась система унижения. Мы к ней привыкли. И это имеет катастрофические последствия, потому что власть и общество живут по формату унижения как доминанты общественной психологии.
И это ведь проблема не только тех, кто унижает, но и тех, кого унижают.
Так что, люди, хотя бы удивляйтесь тому, что вас унижают!
Фото: psychologos.ru.